(Василий Петрович) - писатель, автор пьес, из которых три ("Бедство, произведенное страстью", трагедия в 5 действиях, "Дворянющейся купец", комедия в 3 действиях, и "Развратность, исправляемая благомыслием", комедия в 5 действиях) собраны и изданы под заглавием: "Театр В. К." (М., 1781); отдельно еще издана пастушья опера: "Тщетная ревность или перевозчик Кусковской". "Дворянющейся купец" шел в спб. придворном театре, "Тщетная ревность" - в шереметевском кусковском. Мелкие стихотворения К. собраны в книжке "Труды уединения" (М., 1781). К. умер в 1797 г.
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
КОЛЫЧЕВ Василий Петрович [1736-1794, Москва; похоронен в Новоспасском м-ре]. По отцовской линии происходил из старинного боярского рода, мать - Е. В. Шереметева. Первоначальное воспитание получил дома. В 1752 К. был определен в Сухоп. шлях. корпус (РГВИА, ф. 314, оп. 1, т. 1, No 2595, л. 56 об.; No 2852, л. 56 об.).
Из корпуса был выпущен в Выборгский пехотный полк. Участвовал в Семилетней войне (1756-1763), о чем вспоминал в стихотворном автобиографическом послании "Письмо к князю П. А. Черкасскому". В 1762 - подпоручик. Выйдя в отставку в сер. 1760-х гг. в чине поручика, К. поступил на гражданскую службу в Москве, проводя каждое лето в имении с. Чоглоково Одоевского у. Тульской губ. Ведя уединенный образ жизни, К. интенсивно занимался самообразованием, сочетая увлечение литературой с активным интересом к естественным наукам, истории и философии. Эти последние его предпочтения нашли отражение в стихотворном "Письме к В. С. Шереметеву о пользе учения", в котором К. заявляет себя сторонником гелиоцентрического учения Коперника, осуждает религиозные суеверия, раскрывает значение в жизни людей научного знания. О широте познаний К. свидетельствует перечисление мыслителей древности и современности, которых он называет "наставники мои". Указаны также имена писателей, формировавших литературные вкусы К.: Ювенал, Н. Буало, Мольер, Х.-Ф. Геллерт, Вольтер, с одной стороны, и А. П. Сумароков и М. М. Херасков - с другой. Особо выделен им М. В. Ломоносов.
В 1781 К. выпустил сборник стихотворений "Труды уединения", который посвятил Н. П. Шереметеву. Кроме упомянутых стихотворных посланий в сборнике помещены мелкие лирические стихотворения, а также "Письмо американца к европейцу" в защиту идеи естественного равенства людей. Одновременно К. издает сборник пьес "Театр В. К." (1781), в который вошли "трагедия гражданская в прозе" "Бедство, произведенное страстью, или Сальвиний и Адельсон" и комедии "Дворянющейся купец" и "Развратность, исправляемая благомыслием". Трехактная комедия "Дворянющейся купец", подражание "Мещанину во дворянстве" Мольера, осмеивает притязания невежественного купца на дворянское звание; при этом К. не отрицает важности и полезности в государстве купеческого сословия. В 1779 К. посетил Петербург с целью постановки (25 февр. 1780) на сцене Придворного театра своей комедии, которая заслужила, по отзывам современников, одобрение присутствовавшей на спектакле Екатерины II. Сохранилось свидетельство А. Т. Болотова о посещении им К. в Москве, чтении К. своей трагедии "Сальвиний и Адельсон" и объяснениях по ходу чтения пьесы (РГБ, ф. 298/IV (Н. С. Тихонравов), карт. 1, No 2, л. 1 об.). Отдельно К. издал "пастушью оперу" (в 2-х д.) "Тщетная ревность, или Перевозчик кусковский" и ее продолжение - развлекательный одноактный дивертисмент ("малая опера") "Гулянье, или Садовник кусковский" (1781). В качестве музыкального сопровождения к песням и романсам "пастушьей оперы" были использованы фрагменты из различных фр. комических опер, а музыка увертюры и антракта принадлежала Г. Пуньяни, гастролировавшему в это время в России; "малая опера" сопровождалась музыкой И. И. Керцелли. Сочиненная специально для театра гр. П. Б. Шереметева "пастушья опера" была представлена летом 1781 в его имении Кусково и тогда же напечатана.
По-видимому, в конце жизни К. готовил новое издание своих стихотворений под назв. "Творения Василия Петровича Колычева. Труды уединения. Издание второе" (сохр. в рукописи: РГБ, ф. 396 (Ф. И. Буслаев), No 27). Помимо опубликованных ранее в сборник включено девять новых стихотворений. Среди них эпитафии В. М. Долгорукому-Крымскому и З. Г. Чернышеву, а также "Надпись к грудному изображению Б. П. Шереметева" на случай открытия в Эрмитаже памятника знаменитому фельдмаршалу, которому К. приходился внучатым племянником.
В 1783 К. женился на Д. А. Тихменевой (ум. 1817), внучке известного в царствование Петра I интенданта П. И. Машкова. Последнюю часть жизни К. в основном посвятил занятиям хозяйством в своем имении, причем входил во все подробности крестьянского быта, составил правила для управляющих имениями. Посетивший в 1794 имение К. в с. Чоглоково А. Т. Болотов был в восторге от радушия хозяина и рациональной организации хозяйства (см.: Жизнь и приключения Андрея Болотова... СПб., 1873. Т. 4. С. 1190-1191).
По свидетельству биографов К., ему принадлежат переводы комической оперы (в 1-м д.), "Два сильфа", комедии (в 5-ти д.) "Несчастный" (тексты обеих пьес не сохр.) и вольная переработка интермедии Ж.-Ж. Руссо "Деревенский колдун", приписываемая также В. И. Майкову. До 1917 бумаги К. хранились в семейном архиве Колычевых в с. Лукино Звенигородского у. Московской губ.
Лит.:
Барон Б[
оде],
К[
олычев]
М. Л. Боярский род Колычевых. М., 1886;
Голомбиевский А. А. "Святая могила": Биогр. заметки о С. В. Колычеве // Рус. арх. 1904. Т. 3; Берков. История комедии (1977);
Травников С. Н. Эпитафии В. П. Колычева // Жанровое своеобразие произв. рус. писателей XVIII-XIX вв.: Сб. науч. трудов. М., 1980.
Источник текста: Пушкинский Дом (ИРЛИ РАН).