Главная » Книги

Княжнин Яков Борисович - Д. Н.-е. Русский театр

Княжнин Яков Борисович - Д. Н.-е. Русский театр


  

Росс³йск³й Театръ

  
   Московская публика уже три раза видѣла Росслава, трагед³ю въ пяти дѣйств³яхъ соч. г-на Княжнина, а я ничего еще не сказалъ о ней вашимъ читателямъ! Извините; домашн³я дѣла мѣшали мнѣ думать о Театрѣ.
   Трагед³я Росславъ представлена въ Москвѣ въ первой разъ Ноября 29 дня прошлаго года, то есть, спустя нѣсколько десятковъ лѣтъ послѣ того, какъ она сочинена и напечатана. Чему должно приписать такую медленность?
   Христ³ернъ ²², Король Датск³й, прозванный безъсловѣснымъ, принудивъ Чиновъ Шведскихъ выбрать себя Королемъ въ 1520 году, началъ тиранствовать надъ новыми подданными, съ которыми обѣщалъ поступать какъ съ дѣтьми своими. Неслыханныя жестокости сего изверга вооружили противъ него Шведовъ. Сынъ Герцога Гринсгольмскаго, Густавъ Ваза - котораго Христ³ернъ содержалъ подъ крѣпкимъ присмотромъ въ Копенгагенѣ - нашедши случай уйти изъ тюрьмы своей, долгое время скрывался въ Далекарл³и, Шведской провинц³и, лежащей близь Норвег³и. Онъ рѣшился избавить отечество отъ чудовища, привлекъ на свою сторону многихъ Шведовъ, выгналъ Христ³ерна изъ Стокгольма, и занялъ его мѣсто на Шведскомъ престолѣ. С³е историческое событ³е послужило основан³емъ трагед³и. Изъ всѣхъ обстоятельствъ, низвержен³е тирана, есть одно, которому истор³я не противорѣчитъ; все прочее, даже всѣ лица, кромѣ одного Христ³ерна, вымышлены стихотворцомъ.
   Полагая, что содержан³е Росслава, какъ трагед³я довольно уже старой, всѣмъ извѣстно, не буду разсказывать его читателямъ вашего Вѣстнка; вмѣсто того помѣщу здѣсь нѣкоторыя общ³я замѣчан³я, которыя недавно чишать мнѣ случилось.
   Какъ далеко простирается власть трагическаго стихотворца пользоваться достовѣрными событ³ями, переиначивать оныя по своему произволу, смѣшивать истинныя произшеств³я съ вымышленными, выводить на позорище лица, которыхъ никогда не бывало, давать историческимъ лицамъ свойства так³я, какихъ требуютъ прилич³я, связь, выгоды трагед³и? Сей вопросъ тѣмъ важнѣе, чѣмъ ближе къ намъ, и по времени и по мѣсту, произшеств³я представляемыя ка театрѣ.
   Клитемнестра убиваетъ Агамемнона; сопрягается съ Эгистомъ, совиновникомъ въ своемъ злодѣян³и; Орестъ отмщаетъ своей матери: вотъ историческ³я событ³я, подтвержденныя свидѣтельствомъ вѣковъ и народовъ! вотъ богатая руда, которая во всѣ времена доставляла стихотворцамъ чистое золото! Самое мѣсто дѣйств³я есть отечество героическихъ басней; ген³й можетъ располагать ими по своей волѣ: ибо тамъ все подвластно воображен³ю.
   Но если Истор³я свидѣтельствуетъ, что Христ³ернъ II, современникъ Великаго Князя Васил³я ²оанновича, никогда не воевалъ съ Росс³ею; что Густавъ Ваза скрывался не въ Росс³йскихъ предѣлахъ, но въ горахъ Далекарл³и; что ни Росс³я, ни полководцы ея не брали участ³я въ низвержен³и Христ³ерна; что ни Росславъ, ниже кто либо другой изъ Росс³янъ не сражался съ Поляками за Шведовъ: то можетъ ли стихотворецъ увѣрить зрителей своихъ, что все это дѣйствительно случилось?
   С³е замѣчан³е относится не къ одному только Росславу, но вообще ко многимъ трагед³ямъ, коихъ содержан³е взято изъ новѣйшей Истор³и, и о которыхъ можно сказать то же самое, что критики говорятъ объ историческихъ романахъ.
   Публика весьма довольна была игрою г-на Плавильщикова и г-жи Караневичевой; первой представлялъ Росслава, другая - Зафиру. Каждой разъ громк³я рукоплескан³я раздавались въ театрѣ, когда г. Плавильщиковъ произносилъ:
  
   Чтобъ пламень погасить я Россъ - сего доводьно.
  
   Также:
  
   Ты унижаешь тѣмъ Росс³йскихъ храбрыхъ воевъ;
   Колико согражданъ, толико тамъ героевъ.
  
   Еще:
  
   Узнай въ сей часъ по мнѣ, всѣ Россы каковы.
  
   и послѣ многихъ другихъ стиховъ, произнесенныхъ съ благородною гордост³ю, съ чувствомъ своего достоинства. Въ тѣхъ явлен³яхъ (дѣйст. II и V), гдѣ Росславъ даетъ смѣлые отвѣты Христ³ерну, зрители восхищались искуствомъ г-на Плавильщикова. Не льзя лучше сказать сихъ, и подобныхъ имъ, стиховъ;
  
   Тиранна низости прощаю я сомньнье;
   И Христ³ерново не нужно мнѣ почтенье.
   Хотя на тронѣ ты, хотя во узахъ я,
   Пусть м³ръ у ногъ твоихъ, со мною честь моя.
  
   Послѣ перваго представлен³я Росслава, публика вызвала г-на Плавильщикова, которой, со слезами на глазахъ, поблагодарилъ ее за вниман³е къ своему таланту. Зрѣлище окончилось новою драмою: Рѣдкая честность, переведенною съ Нѣмецкаго языка, и состоящею въ одномъ дѣйств³и.
   Дюпре, будучи принужденъ поспѣшно удалиться изъ Франц³и, зарылъ въ землю деньги свои въ скрытномъ мѣстѣ, о которомъ никто не зналъ, кромѣ, Зрмана, его друга. Эрманъ терпитъ крайнюю нужду, сноситъ голодъ; но не смѣетъ прикоснуться къ чужому сокровищу, Дюпре возвращается въ отечество, и находитъ свои деньги въ цѣлости. Содержан³е драмы, само по себѣ занимательное, не сдѣлало никакого впечатлѣн³я въ публикѣ, которая однакожъ не могла не замѣтить пр³ятной игры дѣвицы Ольги Лобановой въ ролѣ Амал³и, Эрмановой дочери. Кто видѣлъ Рѣдкую честность на театрѣ, или читалъ ее, тотъ конечно согласится, что Феликсъ, сынъ Г-на Дюпре, есть лице совершенно лишнее.
   Новая комед³я въ одномъ дѣйств³и: Отецъ по случаю, переведенная съ Нѣмецкаго г-мъ Краснопольскимъ, игранная 14 Декабря, гораздо лучше расположена, и болѣе занимала зрителей, которые охотно согласятся смотрѣть ее въ другой и въ трет³й разъ.

Д. Н.-е.

ѣстникъ Европы". Часть XXXI, No 2, 1807


Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 494 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа