казать,
что ты как нельзя более далек от этого и прекрасно умеешь ходить без
помочей. Застенчивость как бы уничтожает в глазах девушки пол мужчины и
служит отличным средством для придачи отношениям оттенка безразличности.
Когда же барышня узнает, что это лишь маска, она конфузится и краснеет,
чувствуя, что зашла слишком далеко.
Вообще же играть с застенчивостью мужчины для девушки так же опасно,
как и слишком долго принимать юношу за мальчика.
7-го
Ну вот мы и друзья с Эдвардом! Между нами такая трогательная дружба,
какой не бывало на земле с прекрасных времен древней Греции. Мы очень скоро
сблизились: я ловко опутал его различными намеками насчет Корделии и довел
наконец до полного признания. Да и к чему же в самом деле скрывать эту
тайну, раз все остальные открыты? Бедняга давно уже вздыхает по ней. Каждый
раз, как она у них, он одет с иголочки и сияет, вечером же испытывает
несказанное удовольствие - проводить ее домой. Они идут под руку,
посматривая на звезды; сердце его так и пляшет при мысли, что ее рука
прикасается к его; они доходят до ее дома, он звонит у дверей, она исчезает,
а он приходит в отчаяние, не теряя, однако, надежды на будущее. Он все еще
не может собраться с духом переступить ее порог, хотя имеет такой прекрасный
повод для этого.
Я не могу не смеяться над ним про себя, но и не могу не видеть чего-то
честного и хорошего в его детской робости. Считая себя довольно опытным по
части эротических ощущений, я скажу все-таки, что никогда еще не испытывал
на себе этого страха и трепета любви в такой степени, чтобы потерять
всякое самообладание. Трепет любви, знакомый мне, скорее возбуждал меня и
удваивал мои силы. Кто-нибудь скажет мне, может быть, что в таком случае я
не бывал влюблен серьезно. Может быть. Я пристыдил Эдварда и постарался
воздействовать на него своими дружескими советами, так что завтра он
сделает решительный шаг - лично пойдет пригласить Корделию к ним на вечер. Я
успел также внушить ему отчаянную мысль - просить меня сопровождать его. Я
дал ему слово, и он в восторге от этой чисто дружеской услуги с моей
стороны.
Случай сам идет мне навстречу - завтра я, нежданный-негаданный, буду у
Корделии... Явись у нее хоть малейшее подозрение насчет этого неожиданного
появления, я сумею ввести ее в заблуждение моей манерой себя держать. Вообще
я не имею привычки готовиться к беседам с кем бы то ни было, но с
некоторых пор это стало для меня необходимым, чтобы суметь занять ее тетку.
Я взял на себя приятную и почетную обязанность беседовать с ней и этим
отвлекать ее внимание от нежных воркований Эдварда с Корделией. Раньше тетка
жила постоянно в деревне, и вот, благодаря моему собственному
добросовестному изучению сельскохозяйственных сочинений, а также основанным
на древнем опыте сообщениям тетки, я замечаю, что с каждым днем
совершенствуюсь по этой части.
Моя серьезность и солидность моих познаний производят положительный
фурор. Тетка считает меня очень приятным и положительным собеседником, не
имеющим ничего общего с нашими модными ветрогонами. У Корделии же я, видимо,
не на таком хорошем счету. Она хоть и слишком еще женственно-невинна, чтобы
претендовать на ухаживания со стороны каждого мужчины, но все же не может не
чувствовать, насколько возмутительно мое поведение по отношению к ней.
Часто, когда я сижу в этой уютной гостиной, где Корделия, как добрая
фея, озаряет своею прелестью всех, с кем ей приходится сталкиваться - добрых
и злых, во мне вспыхивает жгучее нетерпение, я готов выскочить из своей
раковины, откуда так скрытно, но зорко сторожу ее. Мне хочется схватить ее
за руку, обнять ее стан, прижать к своей груди, чтобы никто не мог отнять ее
у меня! Когда же мы с Эдвардом уходим от них вечером и она на прощанье
подает мне руку, я сжимаю ее в своей и едва могу заставить себя вновь
выпустить эту птичку. Терпение - надо хорошенько опутать ее моей сетью, и
тогда я вдруг дам вырваться на волю всем силам моей пламенной страсти. Да,
мы не испортим себе этого чудного момента преждевременным лакомством - за
это ты должна будешь сказать спасибо мне, моя Корделия. Теперь я держусь в
тени, чтобы будущий контраст сверкнул тем ярче; я долго натягиваю лук
Амура, чтобы вонзить стрелу поглубже. Как стрелок, я то ослабляю тетиву, то
вновь напрягаю, прислушиваясь к ее музыке, но я еще не прицеливаюсь
серьезно.
Если небольшое число лиц постоянно собирается в одной и той же комнате,
то как-то невольно у всех заводятся насиженные местечки, и все располагаются
на них, как по команде. Это представляет большие удобства на тот случай,
если нужно вперед наметить себе план военных действий, - стоит только
мысленно развернуть перед собой картину гостиной, и план местности налицо.
Вот какую картину представляет собой по вечерам эта гостиная: перед тем
как пить чай, тетка, сидевшая до сих пор на диване, пересаживается к
рабочему столику Корделии, а Корделия занимает свое место у чайного стола
перед диваном. Эдвард ищет уединения и таинственности, хочет говорить
неслышным шепотом, и это ему по большей части так хорошо удается, что под
конец вечера он совсем почти не раскрывает рта. Я же ничуть не желаю делать
секрета из своих излияний по адресу тетки: рыночные цены, количество бутылок
сливок, нужных для приготовления одного фунта масла, молочная поэзия и
сырная диалектика - все это такие речи, которые не только не вредны для уха
молодой девушки, но даже крайне назидательны и полезны своим бесспорно
обогащающим и облагораживающим влиянием, как на ум, так и на сердце. Я
сажусь обыкновенно спиной к чайному столу и к мечтаниям молодой парочки; у
нас с теткой свои мечты. В самом деле, как велика и мудра природа в своих
произведениях! А масло, какой это драгоценный дар, какое изумительное
сочетание природы и искусства! Тетушка, погружаясь по уши в хозяйственные
бездны, конечно, не в состоянии ничего расслышать из разговоров молодых
людей, если бы даже и было, что слушать. Я обещал Эдварду околдовать ее слух
и держу свое слово. Зато от меня не ускользает ни одно их слово. Для меня
это крайне важно: ведь никогда нельзя предвидеть, на что способен человек в
припадке отчаяния. Здесь даже самые осторожные и робкие люди выкидывали
иногда самые неожиданные штуки. Я отнюдь не вмешиваюсь в их отношения и
все-таки чувствую свое невидимое влияние на Корделию - как будто я постоянно
стою между ней и Эдвардом.
Нельзя не согласиться, что мы четверо составляем вообще довольно
оригинальную картину. Если подбирать к ней pendant[23], то я остановился бы,
пожалуй, на Фаусте: разумеется, я - Мефистофель, а Корделия - Маргарита...
Дальше, впрочем, некоторые несообразности - Эдварду уж ни в каком случае
не подходит роль Фауста. Если же Фауст - я, кто тогда Мефистофель? Не Эдвард
же! Да и я, собственно говоря, не похож на Мефистофеля, особенно в глазах
Эдварда. Он считает меня добрым гением своей любви и в своем роде прав:
никто не может так неусыпно бодрствовать над его любовью, как я. Я обещал
ему занимать тетку и отношусь к этой почтенной задаче как нельзя серьезнее и
добросовестнее. Тетка на наших глазах совсем с головою уходит в
сельскохозяйственную экономию, мысленно путешествует по кухням, погребам и
кладовым, делает визиты курам и уткам, я же - ее верный спутник. Но
Корделии наши хозяйственные экскурсии, видимо, не по сердцу: она никак не
может понять, из-за чего я тут хлопочу. Я для нее настоящая загадка,
которая, если и не особенно интригует ее, то, во всяком случае, сердит и
даже возмущает. Она как будто смутно чувствует, что я заставляю тетку
играть иногда несколько комическую роль, а между тем, тетушка такая
почтенная особа, что, кажется, вовсе бы не заслуживала этого. К тому же, я
проделываю это так искусно, что Корделия сознает тщетность всяких попыток со
своей стороны помешать мне. Иногда мне удается довести дело до того, что
сама Корделия не может удержаться от невольной улыбки над теткой. Все это
лишь подготовительные этюды, тем не менее это вовсе не значит, чтобы мы с
Корделией действовали по уговору. Я никогда не стараюсь заставить ее
смеяться над теткой вместе со мною; нет, вся штука в том, что я-то остаюсь
неизменно серьезным, а Корделия не может не улыбнуться. Это уже первый шаг
на ее ложном пути; теперь надо выучить ее улыбаться иронически, а то эту
невольную улыбку можно, пожалуй, столько же отнести и ко мне, как к тетке.
Корделия положительно становится в тупик перед моей особой. Что же ей в
самом деле думать обо мне? Может быть, я действительно слишком рано
состарившийся молодой человек - отчего ж нет?.. Невольно улыбнувшись
тетушке, Корделия, однако, сердится на самое себя, а я вдруг оборачиваюсь к
ней и, продолжая разговор с теткой, смотрю на нее как ни в чем не бывало,
тогда она смеется надо мной и над комизмом всего положения. Отношения между
нами можно уподобить не взаимному пониманию, а, скорее, отталкиванию и
недоразумению. Собственно говоря, я не отношусь к ней никак: мои отношения
чисто духовного характера, все равно что никакие! Такая система отношений
имеет, однако, большие преимущества. Если б я явился галантным кавалером и
стал ухаживать за нею, я сразу бы навлек на себя подозрение, а затем и
сопротивление - теперь я избавлен от этих неудобств. За мной не только не
наблюдают, но даже считают наиболее надменным человеком, которому, в случае
надобности, можно поручить наблюдение за молодой девушкой... Единственный
недостаток системы - медленность в достижении результата, и ее стоит поэтому
применять лишь по отношению к таким личностям, в которых предугадываешь
глубокое и интересное внутреннее содержание.
Какая могучая сила обновления - во всем существе молодой девушки! Ни
свежесть утреннего воздуха, ни влажная прохлада ветра, ни аромат вина, ни
его живительная влага - ничто, ничто не сравнится с ней!
Скоро я надеюсь добиться того, что она положительно возненавидит меня.
Я вполне уже вошел в роль закоренелого холостяка, у меня только и разговора
что о покойном кресле, удобной мягкой постели, надежной прислуге, друге с
твердой поступью, на которого можно опереться при прогулке... Иногда, если
мне удается наконец утомить тетку и она прекратит хоть на минуту свои
экономические разглагольствования, я втягиваю в беседу на те же темы самое
Корделию, и таким образом даю ей более прямой повод к иронии. Над старым
холостяком можно смеяться, можно даже немножко сочувствовать ему, но
молодой человек, не совсем глупый и образованный, рассуждающий о подобных
вещах, положительно возмущает молодую девушку: ведь подобное отношение как
будто совершенно уничтожает всякое значение ее пола, ее красоты и ее поэзии!
Дни идут за днями; я продолжаю часто видеть ее и разговаривать... с ее
теткой. Иногда же ночью мною овладевает желание вздохнуть посвободнее, и я
иду, закутанный в плащ, со шляпой, надвинутой на самые брови, к ее дому.
Окна ее спальни, обращенные во двор, видны с улицы, и я могу наблюдать,
как она подходит иногда на минуту к окну и любуется звездной синевой неба,
невидимая никем, кроме того, о ком она менее всего думает. В эти тихие
ночные часы я брожу около ее жилища, как дух того места, где она обитает. У
меня нет никаких планов, голос расчета замолкает, я выкидываю за борт
деятельность ума и облегчаю грудь глубокими вздохами. Этот моцион мне
необходим, чтобы не пострадать от чересчур рассчитанной систематичности
моих действий. Многие люди, сравнительно целомудренные днем, грешат ночью, я
же ношу маску днем, а ночью всецело отдаюсь моим мечтам. Если бы она
заметила меня тут, если бы могла заглянуть в мою душу... если бы!.. Вот если
бы эта девушка сумела хорошенько анализировать себя, она поняла бы, что мы с
ней как раз пара. Ее натура слишком глубока и горяча, чтобы она могла найти
счастье в обыкновенном браке. Пасть в объятия обыкновенного обольстителя
было бы для нее тоже слишком ничтожно. Если же она падет ради меня, то
вынесет, по крайней мере, из этого крушения кое-что интересное и для себя.
Тут ей придется, следуя игре слов немецких философов, "zu Grunde gehen"[24].
Корделии, в сущности, надоедает общество Эдварда. А если круг
интересного слишком узок, то всегда ведь стараешься сам раздвинуть границы и
открыть интересное вне его, и вот Корделия прислушивается иногда к моей
беседе с теткой. Я сразу замечаю это, и в моей речи внезапно сверкнет
отблеск из совершенно иного мира, к великому удивлению обеих женщин. Глаза
тетки ослеплены молнией, но она ничего не слышит; Корделия же ничего не
видит, но слух ее взволнован новыми звуками. Но еще одно мгновение - и все
опять по-старому: беседа наша под грустное бормотание самовара плетется
мирно и однообразно, как почтовый экипаж в ночной тишине. В комнате
становится как-то жутко, особенно для Корделии: ей не с кем перемолвиться,
некого послушать. Обратится она к застенчивому Эдварду - слышит одну скучную
чепуху, обратится в нашу сторону - уверенный тон и размеренный темп нашей
беседы режет ей слух еще неприятнее и болезненнее в силу того контраста,
который они составляют с робким прерывающимся шепотом Эдварда. Я чувствую,
что иногда Корделии кажется, будто тетушка ее заколдована, до такой степени
она повинуется взмахам моей дирижерской палочки. Принять участие в нашей
беседе с теткой девушке мешает еще и то, что я, стараясь вообще восстановить
ее против меня, позволяю себе, между прочим, третировать ее как ребенка. Я
крайне далек, однако, от того, чтобы в моем обращении с ней мелькнула хоть
тень какой-нибудь вольности или бесцеремонности. Я хорошо знаю, как это
вредно действует на чувство женственности: оно может притупиться, а мне
надо, чтобы оно лишь оставалось нетронутым до поры до времени и в нужную
минуту развернулось во всем блеске духовной чистоты и прелести. Мои
дружеские отношения к тетке дают мне некоторое право обращаться с Корделией
без особых церемоний, как с ребенком, не знающим света. Этим ее женственное
чувство не оскорбляется, а только нейтрализуется: ведь для нее ничуть не
оскорбительно, если ее признают невеждой относительно рыночных цен,
сельского хозяйства и т. п., но она не может, конечно, не возмущаться, если
это последнее, по нашим словам, должно считаться выше всего в жизни. А тетка
положительно превосходит самое себя по части хозяйственности; при моем
усердном содействии она стала почти фанатичкой и за это может поблагодарить
меня. Единственное, с чем почтенная женщина никак не может примириться во
мне, это неопределенность моего положения и занятий. Теперь уж я принял за
правило, как только зайдет речь о каком-нибудь вакантном месте, говорить:
"Вот это как раз по мне" и затем развивать на эту тему пространно-серьезные
рассуждения. Корделия сразу чувствует, что я иронизирую, а мне только этого
и нужно.
Бедняга Эдвард! Надо, однако, признаться, что он в самом деле довольно
скучная фигура! Совсем не умеет взяться за дело, а вот являться перед ней
постоянно расфранченным в пух и прах - на это он мастер. Из дружбы к нему я
одеваюсь возможно небрежнее. Несчастный! Мне почти жаль его: он чувствует
себя так бесконечно обязанным мне и даже не знает, как выразить мне свою
благодарность. Позволить еще благодарить себя за то, что я делаю, - это уж
чересчур.
Ну что же это вы не можете угомониться? Целое утро только и делают, что
треплют маркизы за моим окном, играют проволокой от колокольчика,
дребезжат стеклами, словом, всячески стараются заявить о своем существовании
и выманить меня на улицу. Да, погода хорошая, но я не чувствую особого
расположения идти с вами; оставьте-ка меня... Веселые зефиры,
шалуны-мальчишки, ведь вы отлично умеете гулять и шалить одни с
молоденькими девушками. Да, да, я знаю, что никто не сумеет так
соблазнительно обнять молодую девушку... Сначала она пытается как-нибудь
увернуться от ваших ласк... Не тут-то было! Она в плену и не может
высвободиться... Да теперь ей, впрочем, и не особенно хочется этого: вы
так мягко и свежо обвиваете ее, не горячите, а нежите... Ступайте, ступайте
своей дорогой, а меня оставьте в покое... А! Вам это не по сердцу? Вы не о
себе хлопочете?.. Ну что с вами делать, так и быть, пойду, но только с двумя
условиями - слушайте и намотайте себе на ус! Во-первых: на Новой Королевской
улице живет молодая девушка, которая отличается чудной красотой и
несказанной дерзостью: она не только не любит меня, но - что еще
непозволительнее - любит другого. Дело дошло до того, что она уже гуляет с
ним под руку. Я знаю, что и сегодня в час дня он придет за нею. Дайте же мне
слово, что самые резвые и неугомонные из вашей братии притаятся где-нибудь
за углом, пока они не выйдут из ворот; едва же они завернут за угол по
Большой Королевской улице, отряд этот внезапно вырвется из своей засады и
самым вежливым образом снимет шляпу с его головы! Затем вы осторожно
покатите эту шляпу по панели, держа ее все время на расстоянии какой-нибудь
сажени от него, - ни в каком случае быстрее, а то он, пожалуй, догадается
вернуться домой. Вам нужно только поддразнивать его, потихоньку катя шляпу
вперед так, чтобы он ежеминутно был готов схватить ее и потому не считал
даже нужным выпускать руки возлюбленной. Таким образом вы поведете его по
Большой Королевской улице, вдоль земляного вала к Северным воротам и на
площадь Высокого моста. Сколько же это приблизительно займет времени? Около
получаса? Хорошо, ровно в половине второго я покажусь с Восточной улицы -
парочка будет в это время как раз на середине площади - и вы произведете
самое ожесточенное нападение: сорвете шляпу и с ее головы, размечите ее
локоны, унесете ее вуаль... И в довершение всей этой кутерьмы его шляпа
торжественно взовьется на воздух... выше... выше... а ее вуаль бешено
закрутится в пыльном вихре... Не я один, вся почтенная публика разразится
громким хохотом, собаки залают, а полицейские возьмутся за свистки!.. Вы
направите ее шляпу прямо ко мне, и я буду иметь счастье вручить ее ей. Все
это было "во-первых", теперь "во-вторых": отряд, следующий за мной,
повинуется каждому моему движению. Он должен держаться в границах строгого
приличия - сохрани боже оскорбить хотя бы одну хорошенькую девушку,
позволить себе омрачить ее детски-веселое ясное настроение, спугнуть с ее
уст светлую улыбку, погасить шаловливый огонек в глазах и заставить ее
сердечко забиться от страха! Ослушники будут преданы проклятию! Итак, в
погоню за радостью, весельем, юностью и красотой! Покажите мне то, что я так
люблю и что никогда не надоедает мне: хорошеньких девушек, удвойте их
красоту своей шаловливой резвостью, тормошите их так, чтобы они все расцвели
смехом и весельем! Место - широкая улица, время, как вам известно, - лишь до
половины второго.
Вот идет молоденькая девушка, разодетая с ног до головы... Да ведь
сегодня воскресенье!.. Ну, за дело: освежите ее немножко, повейте тихой
прохладой на ее лицо, ласкайте его своими невинными поцелуями... Ага! Я уже
вижу, как нежный румянец разливается по щечкам, губки заалели еще ярче,
грудь волнуется... Что, дитя мое? Не правда ли, какое невыразимое
наслаждение - вдыхать этот свежий, ласкающий ветерок? Маленький, белоснежный
воротничок колышется, как листочек... она дышит полной грудью. Движение
ножек замедляется, она как будто даже перестает двигать ими: свежее
дуновение ветра несет ее на своих крыльях, как легкое облачко, как мечту...
Теперь сильнее, сильнее!.. Вот она собирается с силами: руки прижимаются к
груди, придерживая накидку, чтобы какой-нибудь нескромный шалунишка зефир не
подкрался слишком близко и не проскользнул под легкий тюль корсажа...
Румянец разгорается ярче, щечки становятся как-то полнее, глаза прозрачнее,
поступь тверже и решительнее. Вообще борьба, вызывая наружу сокровенные силы
души, возвышает и красоту всего человека. Все молодые девушки должны были бы
влюбиться в зефиров: ведь ни один мужчина не сумеет подобно им, вселяя
страх, увеличить красоту... Стан ее слегка сгибается вперед, головка
наклоняется и взор упирается в носок башмачка... Стой! Стой! Довольно! Это
уж чересчур!.. Платье ее раздулось, фигура расширилась и потеряла свои
изящные очертания... Освежите ее немножко... Что, моя прелесть, славно ведь
вновь почувствовать эту освежающую дрожь? Какое-то радостное сознание жизни
разливается по всему существу... Так и хочется раскрыть горячие объятия...
Она поворачивается боком... Теперь сильный порыв, чтобы я мог угадать
красоту форм! Еще, еще! Надо, чтоб складки платья облегали ее плотнее. Нет,
это слишком! Поза становится неграциозной, ножки путаются. Она опять
повернулась прямо. На приступ теперь! Посмотрим, как-то она справится...
Довольно! Локоны ее выбились из-под шляпы... Смотрите, не слишком
вольничать!
...А вот идет интересное трио:
Одна уж страстно влюблена,
Другая спит и видит то же.
Да, правда, не бог весть как интересно идти под руку с левой стороны
своего будущего зятя. Для девушки это то же, что для мужчины быть
сверхштатным чиновником в палате. Но сверхштатный чиновник все-таки имеет в
виду производство; он принимает также участие в делах и даже бывает очень
полезен в некоторых экстраординарных случаях. На долю свояченицы, конечно,
не выпадает право такого участия в делах семейной палаты, но зато ее
производство совершается мгновенно, когда она получает новый чин - невесты.
Дуйте же на них сильнее!.. Имея твердую опору, не трудно оказать
сопротивление. Центр стремится вперед неудержимым и энергичным напором,
"крылья" же не могут угнаться за ним. Он держится так твердо и
непоколебимо, что ветер не в состоянии сбить его с позиции, он слишком тяжел
для этого... Да, так тяжел, что даже "крылья" не могут поднять его с
земли! Он продолжает себе лезть напролом, желая доказать свою устойчивую
тяжесть, но зато тем больше страдают "крылья"... Прелестные барышни,
позвольте мне снабдить вас добрым советом: оставьте вашего будущего мужа и
зятя, и попытайтесь идти одни - вы увидите, что это гораздо веселее и
забавнее... Ну, теперь немного тише!.. Ай, ай, как они ныряют в волнах
ветра, то оказываясь друг против друга, то несясь по тротуару боком... Ну
какая же бальная музыка может вызвать большее оживление и веселье? Кроме
того, ветер не утомляет, а удваивает ваши силы... Вот так галоп! Они летят
рядом на всех парусах... Никакой вальс не может так соблазнительно увлечь
молодую девушку... Главное, она нисколько не устает: ветер сам носит ее...
Теперь они опять оборачиваются к будущему мужу и зятю... Неправда ли,
маленькое сопротивление только подзадоривает? Охотно борешься ведь, чтобы
достигнуть желанного, и вы достигнете, по крайней мере, одна из вас...
Любовь имеет своих невидимых покровителей, и нареченному нашему помогает
попутный ветер... Ну не хорошо ли я все это устроил! Ведь если бы ветер дул
вам прямо в спину - вы, пожалуй, промчались бы мимо него, но ветер дует
навстречу, возбуждая своим сопротивлением какое-то приятное волнение. Ну,
вот наконец вы падаете в объятия любимого человека. Дуновение ветра только
разлило здоровый румянец на ваших щечках и сделало пурпурные губки еще
соблазнительнее: холодное веяние охладило плод этих губок - горячий
поцелуй, а он вкуснее всего именно в замороженном виде, когда и леденит и
жжет, как замороженное шампанское!.. Как они смеются, болтают между собой!
А шалуны зефиры перехватывают слова... Вот они опять хохочут, кланяются во
все стороны по воле ветра, хватаются за шляпы и караулят свои ножки... Потише теперь, не то молодые девушки, пожалуй, потеряют терпение,
рассердятся и будут бояться вас! Браво! Так, решительно, смело, правой
ножкой вперед: раз, два, раз, два... Как она самоуверенно и бодро
оглядывается вокруг... Если я не ошибаюсь, она тоже "под ручку", значит,
невеста. Ну-ка, дитя мое, посмотрим, какой подарок достался тебе с жизненной
елки. О, да! По всему видно, что это жених - первого сорта. Она, конечно,
еще в первой поре влюбленности, т. е. любит его, может быть, страстно, но
при этом сердце ее так широко и вместительно, что он занимает в нем лишь
один уголок. На барышню, видимо, надет еще тот плащ любви, который может
укрыть под собою многих сразу. Теперь начинайте!.. Да, когда идешь так
быстро, то немудрено, что ленты шляпки и вуаль бьются на ветру, как
крылышки; они как будто увлекают это воздушное создание. И сама любовь ее
похожа на вуаль эльфа, которым играет ветерок. Конечно, если смотреть на
любовь с такой точки зрения, она может показаться очень вместительной;
когда же придется облечься в нее навсегда, когда вуаль перешьют на будничное
платье - тогда многочисленные толчки и чужие бока окажутся, пожалуй, не по
карману законному обладателю. Помилуйте, раз у человека хватило мужества
сделать решительный шаг на всю жизнь, то хватит, вероятно, отваги и на
борьбу с ветром... Кто осмелится усомниться в этом? Во всяком случае не я!
Не надо, однако, горячиться так, моя милая, к чему горячиться попусту? Время
- довольно суровый ментор, да и ветер тоже не из последних... Теперь
подразните ее немножко!.. Так! Куда делся носовой платок? А, вы опять
поймали его... Вот развязались ленты у шляпы! Как это неудобно для вашего
суженого, шествующего рядом!.. А, навстречу идет одна из наших подруг -
непременно нужно поздороваться с ней. Ведь это в первый раз вы показываетесь
в качестве невесты и только для этого и пришли на Широкую улицу, намереваясь
затем пройти на Лангелинию. Насколько мне известно, существует обычай: муж с
женой в первое воскресение после свадьбы ходят в церковь, а жених с невестой
после обручения на Лангелинию. Обручение действительно имеет много общего с
этой "длинной прогулкой"... Теперь держитесь - ветер рвет шляпу, уцепитесь
за нее обеими руками, наклоните голову, закройте глаза... Ах, какая досада!
Так и не удалось поздороваться с подругой! Вот жалость! Не удалось
раскланяться с ней, напустив на себя снисходительную мину превосходства,
которая так приличествует невесте.
...Теперь прошу, потише! Все опять хорошо. Как она крепко ухватилась
за руку своего возлюбленного! Она не идет с ним нога в ногу, а слегка
забегает вперед, так что, повернув головку назад и подняв личико, может
взглянуть на свою радость, надежду, свое счастье, все свое будущее!.. Эх,
дитя мое, не слишком ли ты пристрастна к нему? Не обязан ли он мне и ветру
своим молодецким видом? Да и тебе приходится сказать спасибо и мне, и
этому тихому ветерку, развеявшему твою досаду, за твой свежий, полный жизни,
желаний и надежды вид...
Не надо мне студента,
Что с книжкой ночь сидит, -
Мне дайте офицера,
Что шпорами звенит!
Вот что написано в твоих бойких глазах! Студент тебе совсем не под
пару. Но зачем же непременно офицер? Не согласишься ли ты взять кандидата,
ведь он уже кончил курс и бросил книжки? Впрочем, в настоящую минуту, у
меня, к сожалению, нет в запасе ни того, ни другого. Зато я могу услужить
тебе несколькими прохладными дуновениями... Дуньте-ка на нее слегка! Вот
так, перекиньте ваш шарф через плечо и идите потихоньку, тогда щечки
перестанут так гореть и лихорадочный блеск глаз несколько смягчится. Да,
немножко моциона, особенно в такую чудесную погоду, да еще немножко
терпения, и вы, наверное, поймаете себе офицера! А вот пара, так уж пара!
Как раз созданы друг для друга! Какая твердая ровная походка, какая
уверенность во взгляде, основанная на взаимном доверии, какая harmonia
prostabilita[25] в движениях, какая солидная основательность во всем! Движения
их не отличаются особенной грацией; они не скользят по тротуару легкой и
плавной поступью, нет, в их шагах заметна известная размеренность и
непоколебимая твердость, внушающая невольное уважение. Я готов пари держать,
что жизнь в их глазах - "путь", и, по-видимому, им самой судьбой суждено
рука об руку пройти все радости и печали этого жизненного пути. Они до такой
степени принадлежат друг другу, что она даже отказалась от своего права идти
по плитам тротуара: она предоставляет это ему, сама же идет по камням... Ну,
резвые зефиры, что вы так стараетесь около этой парочки? Кажется, тут не на
что обратить особенного внимания. А может быть, и есть что-нибудь?.. Однако,
половина второго; марш на место свидания!
Трудно поверить, чтобы можно было с такой точностью предначертать
постепенное развитие души человеческой. Впрочем, это лишь доказывает,
насколько нормальна и здорова Корделия и умственно, и физически. Она в самом
деле замечательная девушка! Правда, она тиха, скромна, без всяких
претензий, и все-таки в ней кроются зачатки огромных, хотя и
бессознательных, требований. Эта мысль впервые поразила меня сегодня,
когда я увидал, как она затворяла за собой дверь подъезда. Маленькое
сопротивление ветра, казалось, привело в возбуждение все ее силы, а между
тем борьбы еще не было. Да! Она не имеет ничего общего с этими крошечными
женскими созданиями, которые могут проскользнуть меж пальцев и настолько
нежны и хрупки, что боишься, как бы они не рассыпались от одного взгляда.
Она не похожа и на претенциозно-пышный махровый цветок, все достоинство
которого в одной наружной красоте. Я зорким взглядом врача с удовольствием
наблюдаю за всеми симптомами ее душевного здоровья.
Мало-помалу я подвигаюсь в своих отношениях с ней, перехожу к более
прямым атакам. Если изобразить это наглядно на моей военной карте, то
выходит это так: я слегка повертываю свой стул в ее сторону, сажусь к ней
боком и время от времени вступаю с ней в разговор, выманивая у нее ответы. В
ее натуре много горячности и страсти: душа ее свободна от стремления к
оригинальности и тем не менее требует чего-то необыкновенного. Она,
пожалуй, не прочь была бы прокатиться, как Фаэтон в солнечной колеснице по
небесному своду, задевая землю и обжигая людей. Мои иронические насмешки
над людской пошлостью, мелочностью, вялостью, трусостью и т. п. приковывают
ее внимание. Но все-таки она не вполне полагается на меня; до сих пор я сам
уклонялся от всякого, даже чисто духовного или умственного сближения. Прежде
всего она должна хорошенько укрепиться в самой себе, а потом уже я позволю
ей опереться и на меня. С первого взгляда на наши отношения может, пожалуй,
показаться, что я и в самом деле хочу посвятить ее в свои масонские
верования, но это только так кажется. Повторяю, она должна развиваться сама
по себе, должна почувствовать упругость своих душевных сил - подержать на
своих собственных плечах действительную жизнь. Ее успехи в этом отношении
ясно сквозят в некоторых вырвавшихся у нее словах и брошенных взглядах... В
одном из них, как я заметил, сверкнул даже уничтожающий гнев. Я не хочу,
чтобы она была в духовной зависимости от меня; она должна быть вполне
свободна: любовь может развиваться лишь на свободе, и одна свобода
обусловливает приятное и вечно веселое времяпровождение. Вообще, я так
искусно подготавливаю ее падение в мои объятия, что оно станет неизбежно по
закону простого тяготения. При этом необходимо, однако, заботиться и о том,
чтобы она не падала, как простая тяжесть, - ее падение должно быть
естественным тяготением ума к уму. Она должна принадлежать мне, но это не
значит, что она будет тяготеть на мне бременем, обузой в физическом и
обязательством в нравственном смысле. В наших отношениях будет царить полная
свобода. Корделия должна быть так легка - в духовном смысле, - чтобы я мог
поднимать ее с ее любовью одним взглядом.
Корделия занимает меня почти чересчур сильно... Я опять как будто теряю
хладнокровное равновесие чувства, - не лицом к лицу с ней, а в те минуты,
когда остаюсь с ней наедине в строгом смысле слова, то есть один с собою.
Иногда мне страстно хочется взглянуть на нее - не для того, чтобы
поговорить с ней, но чтобы образ ее хоть на мгновение рассеял мою
нетерпеливую тоску... И я часто крадусь вслед за ней по улице: мне не
надо, чтобы она заметила меня - я хочу только сам насмотреться на нее...
Третьего дня вечером мы вышли втроем от Бакстеров; Эдвард по обыкновению
вызвался провожать ее, а я, наскоро простившись, кинулся в соседнюю улицу,
где ждал меня мой слуга. В мгновение ока я переменил плащ и, обогнув
квартал, встретил ее еще раз; она конечно не узнала меня. Эдвард, по своему
похвальному обычаю, был нем как рыба.
...Да, я влюблен, но только не в обыкновенном смысле этого слова. В
противном случае мне пришлось бы остерегаться, так как подобные отношения
могут иметь самые опасные последствия - влюбляются ведь, как говорят, только
раз в жизни... Впрочем, бог любви слеп, и умный человек может, пожалуй,
надуть его, и не раз. Все дело в том, чтобы быть восприимчивым к
впечатлениям и всегда сознавать, какое именно впечатление производишь на
девушку ты и какое производит на тебя она. Таким образом можно любить
нескольких разом, так как в каждую будешь влюблен по-своему... Любить одну
- слишком мало, любить всех - слишком поверхностно... а вот изучить себя
самого, любить возможно большее число девушек и так искусно распоряжаться
своими чувствами и душевным содержанием, чтобы каждая из них получила свою
определенную долю, тогда как ты охватил бы своим могучим сознанием их
всех, - вот это значит наслаждаться... вот это значит жить!
3 июля
Эдварду, собственно говоря, нет причин жаловаться на меня. Положим, я
действительно хочу, чтобы Корделия, досыта насмотревшись на своего
поклонника, на его влюбленные взгляды и манеры, потеряла всякий вкус к
подобной любви, так как знаю, что тогда она переступит узкие границы
обыденного. Но для этого нужно, чтобы Эдвард не казался ей карикатурой. И
надо отдать ему справедливость, он не только то, что принято называть
приличной партией, - это еще ничего не значит в глазах семнадцатилетней
девушки, - но и вообще очень милый и симпатичный молодой человек. А я, в
свою очередь, как костюмер и декоратор стараюсь выставить его в еще более
выгодном свете, облекая его различными достоинствами, насколько хватает
моего уменья и его средств; случается, впрочем, ссужать его этими
достоинствами и напрокат. Когда мы отправляемся вместе к Корделии, то мне
бывает как-то странно идти с ним рядом: он как будто мой брат, мой сын и в
то же время - мой друг, мой сверстник, мой соперник! Опасным, впрочем, он
для меня не будет, и я могу сколько угодно возвышать его достоинства, зная
наверно, что падение его неизбежно. Действуя таким образом, я лишь вызову
у Корделии более ясное и отчетливое представление о том, чем она
пренебрегает и чего, собственно, требует. Я помогаю ей разобраться в своих
чувствах и в то же время делаю для Эдварда все, что только один друг может
сделать для другого. Стараясь резче оттенить мою собственную холодность, я
иногда горячо нападаю на Эдварда за его мечтательность. Да, если он сам не
умеет хлопотать за себя, то делать нечего, приходится мне вывозить его на
собственных плечах.
Корделия, как видно, боится меня. Чего может бояться в мужчине молодая
девушка? Превосходства ума. Почему? Потому что он обнаруживает всю
непосредственность ее женского существа. Красота в мужчине, изящные манеры,
остроумие - все это прекрасные данные, чтоб понравиться молодой девушке,
пожалуй, даже влюбить ее в себя, но одержать этим серьезную победу - нельзя!
Почему? Потому что в таком случае приходится сражаться с девушкой ее же
собственным оружием, которым она так искусно владеет сама. Употребляя его,
можно заставить девушку покраснеть, стыдливо опустить глаза, но никогда
нельзя вызвать этого внезапно охватывающего все ее существо трепета,
благодаря которому красота ее становится интересной.
Non formosus erat, sed erat facundus Ulixes,
et tamen aecuoreas torsit amore Deas[26].
Каждый должен знать свои собственные силы, и ничто меня так не бесит,
как отсутствие ловкости у людей, обладающих иногда недюжинными дарованьями.
В сущности дело обольщения должно бы вестись так, что при первом взгляде на
молодую девушку, жертву своей или чужой любви, сразу можно было бы
угадать, кем и как была она обольщена. Опытный убийца, например, всегда
наносит известный, своеобразный удар, и привычный глаз сыщика при виде
раны сразу узнает руку злодея. Но где встретишь теперь таких идеально
систематических обольстителей и тонких психологов? Обольстить девушку
значит для большинства лишь обольстить ее и... точка, тогда как в этом
выражении скрыта целая поэма.
Как женщина - она ненавидит меня, как женщина развитая - боится, и как
умная - любит. Вот борьба противоречий, которую я впервые возбудил в ее
душе. Моя гордость, вызывающий тон, насмешливость и безжалостная ирония
пленяют ее, но не в том смысле, чтобы она готова была влюбиться в меня, -
ей просто хочется соперничать со мной в этой гордой независимости мнений,
этой свободе и непринужденности жизни, вольной, как жизнь свободолюбивых
сынов пустыни. Кроме того, моя ирония и некоторые странности характера не
допускают никакого эротического излияния с ее стороны. Ее обращение со
мной вообще довольно свободно, и если она бывает иногда настороже, то лишь в
умственном отношении, а не как женщина. Она далека от мысли иметь во мне поклонника, и отношения наши - просто дружеские отношения двух умных людей. Случается, что она берет меня за руку, жмет ее, улыбается мне, словом,
оказывает некоторое внимание, но все это в чисто платоническом смысле.
Часто, когда иронизирующий насмешник уже достаточно раздразнил ее, я следую
словам одной старинной песни:
Рыцарь красный свой плащ расстилает,
Милой сесть на него предлагает.
С тою лишь разницею, что я расстилаю свой плащ не для того, чтобы
усесться рядом с Корделией на земле, а чтобы подняться с ней на воздух в
отважном полете фантазии. Иногда же я совсем не беру ее с собой, а, оседлав
Пегаса, уношусь в воздушные сферы и, приветствуя ее и посылая воздушные
поцелуи, поднимаюсь все выше и выше. Наконец я достигаю такой
головокружительной высоты, что она не может более следовать за мной взором,
а лишь слышит шелест крыльев парящей мысли... Ей страстно хочется следовать
за мной в этом смелом полете, но он длится лишь несколько мгновений, затем я
становлюсь по-прежнему холоден и сух.
Есть разные виды и оттенки румянца. Бывает, например, грубый, кирпичный
румянец, его всегда так много в запасе у всех сочинителей романов, и они
заставляют своих бедных героинь краснеть чуть ли не с головы до пят. Но есть
другой румянец, тонкий и нежный, это - заря зарождающегося сознания. У
молодой девушки он неоценим! Яркий, быстро вспыхивающий румянец,
сопровождающий внезапно озарившую чело мысль, прекрасен и на лице
взрослого мужчины, еще лучше у юноши, и чудно хорош у молодой девушки. Это
блеск молнии, зарница высшего разума! И этот румянец так хорош у юноши и
так идеально прекрасен у молодой девушки именно благодаря примеси
девственной стыдливости, захваченной врасплох. Увы, чем дольше живет
человек на свете, тем реже у него появляется румянец.
Иногда я читаю Корделии что-нибудь вслух - в большинстве случаев вещи
самого безразличного содержания. Эдвард, как и всегда, служит здесь ширмой
для меня. Я сказал ему, что самый удобный случай для завязки отношений с
молодой девушкой - это снабжать ее книгами. Он, конечно, в выигрыше от
этого совета. Корделия питает к нему теперь немалую признательность. Но
больше всех выигрываю, конечно, я: я руковожу выбором книг и могу дать
Корделии все, что захочу, не рискуя при этом быть заподозренным, так как
остаюсь в стороне - книги приносит Эдвард. Кроме того, я приобретаю
благодаря этому обширное поле для моих наблюдений. Вечером мне, как будто
невзначай, попадается на глаза новая книга, я беру ее, небрежно
перелистываю, иногда прочитываю что-нибудь вполголоса и хвалю Эдварда за его
внимательность к Корделии. Вчера вечером мне захотелось произвести
маленький эксперимент, чтобы убедиться в упругости душевных сил Корделии,
причем я немного колебался, не зная, на чем остановить свой выбор: на
стихотворениях Шиллера, из которых я, как бы нечаянно открыв книгу, прочел
бы "Жалобу девушки", или на балладах Бюргера. Наконец, я остановился на
последних, главным образом потому, что "Ленора" при всех своих неоспоримых
достоинствах все-таки немного вычурна. Я раскрыл книгу и прочел балладу
вслух со всем чувством, на какое только способен. Корделия была заметно
взволнована, пальцы ее продергивали иголку с такой лихорадочной быстротой,
как будто Вильгельм должен был придти за ней самой. Тетка отнеслась к чтению
довольно безучастно: во-первых, ей уже нечего опасаться ни живых, ни мертвых
Вильгельмов, во-вторых, она не особенно сильна в немецком; зато она
почувствовала себя вполне в своей сфере, когда я, окончив чтение и показав
ей прекрасный переплет книги, завел пространный разговор о переплетном
мастерстве. Этим резким переходом от поэзии к прозе я хотел уничтожить в
Корделии патетическое впечатление баллады, почти в ту же минуту, как оно
было вызвано. Я заметил, что она даже вздрогнула от этой неожиданности, ей
стало как-то unheimlich[27].
Сегодня взор мой в первый раз остановился на ней. Говорят, Морфей давит
своей тяжестью веки, и они смыкаются; мой взор произвел на нее такое же
действие. Глаза ее закрылись, но в душе поднялись и зашевелились смутные
чувства и желания. Она более не видела моего взгляда, но чувствовала его
всем существом. Глаза смыкаются, кругом настает ночь, а внутри ее светлый
день!
Эдварда пора спровадить! Он теперь в последнем градусе влюбленности -
того и гляди, объяснится. Мне его душевное состояние известно лучше, чем
кому-либо, так как он вполне доверяет мне, и я сам поддерживаю в нем эту
ненормальную экзальтацию, чтобы сильнее подействовать на впечатлительную
натуру Корделии. А все же рискованно допустить Эдварда до решительного
объяснения. Положим, я знаю наверное, что он получит отказ, но на этом
дело, пожалуй, не кончится. Эдвард, конечно, так горячо примет к сердцу ее
отказ, что может взволновать и растрогать девушку, чего нельзя допустить
ни в каком случае. Я не боюсь, что она возьмет свой отказ обратно, но
девственная гордость ее сердца будет уже потрясена этим проблеском чистого
сострадания, и все мои расчеты на Эдварда пойдут прахом.
Мои отношения к Корделии получили какой-то толчок, побуждающий меня к
скорейшему драматическому развитию действия. Что-нибудь да должно
произойти. Оставаясь простым наблюдателем, я рискую упустить удобную минуту.
Мне необходимо застать ее врасплох, но для этого нужно держать ухо востро. Я
знаю, что чем-нибудь необыкновенным ее не удивишь, по крайней мере не так
сильно, как мне надобно поэтому придется устроить дело так, чтобы причина
самого удивления лежала именно в необыкновенной обыденности и простоте
явления. Затем, однако, мало-помалу откроется, что за этой кажущейся
простотой и обыденностью скрывается, в сущности, нечто поразительное. Таков
закон "интересного" в жизни и, следовательно, закон для моих действий по
отношению к Корделии. Вообще важнее всего - это застать человека врасплох:
внезапное нападение отнимет у него энергию и лишит его возможности быстро
справиться с впечатлением, какого бы рода оно ни было, т. е. действительно
ли случилось нечто необычайное или, напротив того, самое обыкновенное. Я до
сих пор еще с некоторым удовольствием вспоминаю о своей отчаянной попытке
обратить на себя внимание одной дамы из высшего общества. Я долгое время
выслеживал ее всюду, выжидая подходящего случая, и вдруг в один прекрасный
день встретил ее на улице совершенно одну. Я был уверен, что она не знает
меня, не знает, городской ли я житель или приезжий, и мгновенно составил
план действия. Я постарался столкнуться с ней лицом к лицу, причем
отшатнулся и бросил на нее грустный, почти умоляющий взор, в котором
блестели слезы. Затем снял шляпу и мечтательно-взволнованным голосом
произнес: "Ради бога не сердитесь, милостивая государыня, но в ваших чертах
такое поразительное сходство с дорогой мне особой, которую я так давно не
видал! Умоляю вас, простите мне мое странное поведение!". Она сочла меня за
идеалиста-мечтателя, а женщинам вообще ведь нравится известная доза
мечтательности в мужчине, благодаря которой они могут чувствовать свое
превосходство и сострадательно улыбнуться над беднягой. Так и случилось: она
улыбнулась и стала еще прелестнее, затем кивнула мне с какой-то
снисходительно-важной миной, и продолжала свою дорогу. Я позволил себе
пройти рядом с ней шага два и простился. Встретив ее во второй раз несколько
дней спустя, я осмелился поклониться; она рассмеялась. Да, терпение -
величайшая добродетель, и к тому же - rira bien, qui rira le dernier[28].
Есть много различных средств поразить воображение Корделии и
взволновать ее пока еще безмятежное сердце. Я мог бы поднять в нем такую
эротическую бурю, такой ураган страсти, который в состоянии был бы вырвать с
корнями деревья, и уж конечно вывел ее сердце из его тихой пристани, порвав
цепи всех якорей, которыми оно так крепко держится за окружающую ее родную
почву. Словом, ничего невозможного, и попытка моя могла б увенчаться
успехом. Раз в сердце девушки зажглась страсть, можно довести ее до чего
угодно. Но подобные приемы совсем не в моем вкусе. Как чистый эстетик я
вообще не люблю головокружения и могу посоветовать применять это средство
лишь по отношению к таким девушкам, которые иначе неспособны ни на какое
поэтическое возрождение. Во всех же других случаях сильная экзальтация
девушки может только лишить мужчину истинно эстетического наслаждения.
Применив это средство к Корделии, я бы в несколько глотков осушил до дна
чашу наслаждения, тогда как при другом, более разумном образе действий,
мне хватит ее надолго, да и само наслаждение будет куда полнее и богаче
содержанием. Корделия не создана для минутного опьяняющего наслаждения, и
этим ее не покорить. Мой внезапный взрыв, может быть, ошеломил бы ее в
первую минуту и больше ничего: это было бы слишком в унисон смелым порывам
ее собственной души. Простое предложение руки и сердца и затем официальная
помолвка будут, пожалуй, самыми действенными средствами. Она будет
поражена куда сильнее, услышав это прозаическое предложение, нежели впитывая
яд моего красноречия и прислушиваясь к биению своего сердца в такт другому.
Самое несносное в официальной помолвке - ее этическая подкладка. Этика,
по-моему, одинаково скучна и в науке, и в жизни. Ну как же сравнить, в
самом деле, этику с эстетикой? Под ясным небом эстетики все прекрасно,
легко, грациозно и мимолетно, а стоит только вмешаться этике, и все
мгновенно становится тяжеловесным, угловатым и бесконечно скучным. Помолвка,
впрочем, не страдает еще той строгой этической реальностью, как самый брак,
она имеет значение лишь ex consensu gentium[29]; этического элемента в помолвке
содержится лишь столько, сколько нужно, чтобы Корделия получила впоследствии
ясное представление о том, что переходит границы обыденной житейской морали,
и в то же время этот этический элемент не носит такого серьезного характера,
чтобы произвести опасное потрясение души. Что же до меня, то я всегда питал
ко всему этическому большое уважение и держался от него на самом
почтительном расстоянии. До сих пор я еще никогда не бросил ни одной девушке
даже самого легкого намека на брак; теперь я, по-видимому, готов сделать эту
уступку. Но эта уступка лишь мнимая: я сумею повернуть дело так, что она
сама возвратит мне слово. Вообще же рыцарская гордость с презрением
отвергает всякие обязательства и обещания. Судья, выманивающий сознание
преступника обещаниями прощения и свободы, достоин в моих глазах одного
презрения, он как бы сам признает свою несостоятельность. Я не желаю
обладать ничем, что не будет отдано мне вполне свободно и добровольно. Пусть
заурядные обольстители довольствуются рутинными приемами; по-моему же, тот,
кто не умеет овладеть умом и воображением девушки до такой степени, чтобы
она видела лишь то, что ему нужно, кто не умеет покорить силой поэзии ее
сердце так, чтобы все его движения всецело б зависели от него, тот всегда
был и будет профаном в искусстве любви! Я ничуть не завидую его наслаждению:
он профан, а этого названия никак нельзя применить ко мне. Я эстетик,
эротик, человек, постигший сущность великого искусства любить, верящий в
любовь, основательно изучивший все ее проявления и потому взявший право
оставаться при своем особом мнении относительно ее. Я утверждаю, что
любовная история не может продолжаться дольше полугода и что всякие
отношения должны быть прекращены, как только наслаждение исчерпано до дна. Я
убежден в справедливости своего мнения, так же как и в том, что быть любимым
больше всего на свете, беспредельной пламенной любовью - высшее наслаждение,
какое только может испытать человек на земле.
Есть еще один путь. Я мог бы устроить ее помолвку с Эдвардом, сохраняя
свое положение домашнего друга, и Эдвард по-прежнему бы доверял мне, так
как мне одному он был бы обязан своим счастьем: с одной стороны, это было бы
для меня даже удобнее - я оставался бы в тени. Но с другой стороны,
Корделия как невеста Эдварда потеряла бы для меня часть