"Аполлонъ", No 11, 1910
"Флагъ поднятъ, ярмарка открыта". Съ первымъ дыхан³емъ хмураго октября гостепр³имно открываются передъ нами двери столичныхъ концертныхъ залъ, и меломаны, вновь освѣженные въ своихъ силахъ сладостнымъ far niente лѣтней трети года, проведенной среди зеленей отечественной или заграничной природы, на перебой раскупаютъ дорог³е разноцвѣтные бланки, именуемые абонементными билетами и дающ³е обладателю таковыхъ столь модное нынѣ право - подвергнуться милл³ону музыкальныхъ терзан³й. Ну что же? Къ веснѣ опять дойдемъ до полной неврастен³и, а тамъ, послѣ безумнаго stretto великопостной музыкальной жизни,- снова четыре мѣсяца законнаго отдыха. Только искусство тутъ причемъ? Конечно, и отъ настоящаго искусства, отъ чрезмѣрнаго количества хотя бы интереснѣйшей музыки можно устать и даже больше устать, чѣмъ отъ той безпорядочной траты времени и вниман³я, въ форму которой обычно отливается наша ежегодная концертная повинность. Но утомлен³е настоящимъ искусствомъ - вѣроятно, особенное утомлен³е. Оно должно быть чувствомъ содержательнымъ, насыщеннымъ, требующимъ отдохновен³я не отъ него, а для него самого, для полной организац³и и фиксац³и новыхъ художественныхъ переживан³й, родящихся на основѣ углубленной психической переработки сырой массы непосредственныхъ воспр³ят³й. Говорю все это предположительно, потому что ничего подобнаго мы никогда не испытываемъ. Но зато мы хорошо знаемъ то жалостное taedium vitae (концертно-театральное, конечно), съ какимъ дослушиваемъ мы весной послѣдн³я пѣсни отходящаго сезона и высматриваемъ въ душѣ своей, опустошенной гибельнымъ градомъ впечатлѣн³й ненужныхъ и безотрадныхъ, малыя крупицы ощущен³й новыхъ и жизнеспособныхъ, случайно пр³обрѣтенныхъ среди шумнаго развала нашихъ музыкальныхъ ярмарокъ. Ну какъ же въ самомъ дѣлѣ не ярмарка - хотя бы нынѣшн³й сезонъ! Онъ еще весь въ будущемъ, онъ едва началъ реализовать свои предварительные музыкальные проспекты, но уже въ однихъ этихъ проспектахъ сколько улицы, рынка, дешевки, рекламы, коммерц³и, конкуренц³и, всего, чего хотите, кромѣ живой любви къ искусству! Вы хотите доказательствъ? Извольте. Возьмемъ на первый случай анонсъ о 14-мъ сезонѣ общедоступныхъ симфоническихъ концертовъ гр. Шереметева. Объявлено 12 концертовъ "изъ произведен³й русскихъ и иностранныхъ композиторовъ въ исторической послѣдовательности". Первые 5 концертовъ будутъ посвящены русскимъ авторамъ, остальные 7 - композиторамъ нѣмецкимъ, французскимъ, англ³йскимъ и прочихъ нац³ональностей.- Прекрасно. Обѣщано нѣсколько капитальныхъ новинокъ, какъ-то: Бранденбургск³й концертъ g-dur Баха, "Schicksalslied" Брамса, "Die Nonnen" Регера, отрывки изъ "Пелеаса" Дебюсси, оратор³я Эльгара "Апостолы".- Превосходно. Предположенъ также къ исполнен³ю рядъ сочинен³й Моцарта (Месса c-moll), Бетховена (8 симфон³я), Генделя (Месс³я), Мендельсона (Илья), Берл³оза (рекв³емъ), Шумана (Манфредъ), Листа (Битва Гуиновъ), Вагнера (финалъ 1 акта изъ "Парсифаля"), Мусоргскаго (отрывки изъ "Хованщины"), Римскаго-Корсакова (изъ Гомера), Балакирева (2 симфон³я, Тамара, испанская увертюра), Лядова (Волшебное озеро), Скрябина (3-ья симфон³я) и пр.- все вещи не первой свѣжести, но зато - музыка лучшаго качества, искусство живучее, призванное владѣть сердцами не одного поколѣн³я музыкантовъ. Казалось бы, все благополучно. И вдругъ - ложка дегтя, да еще какая, да и не одна еще, а цѣлыхъ три: въ "проспектѣ" между именами Римскаго-Корсакова и Скрябина вкраплено имя Соловьева (отрывки изъ "Кордел³и"), а между Дебюсси и Лядовьшъ оказались два Аякса современной музыкально-критической свистопляски: гг. Коптяевъ и Ивановъ. Вотъ и вѣрьте послѣ этого въ искренность симпат³й графа къ Регеру и Дебюсси! Развѣ эти имена не случайная потачка "декадентамъ"? Развѣ дирижеръ, марают³й свою программу Коптяевыми и Ивановыми въ силу искренняго убѣжден³я въ художественной цѣнности ихъ сочинен³й (у музыкальнаго дѣятеля, по своему положен³ю столь независимаго, какъ графъ, нельзя предполагать никакихъ иныхъ мотивовъ, кромѣ искренняго убѣжден³я въ своей правотѣ), развѣ такой дирижеръ можетъ почуять высокую красоту въ творен³яхъ французскаго импресс³ониста и германскаго неоклассика? И человѣкъ, вѣрящ³й въ творческ³е таланты рецензентовъ "Биржевыхъ Вѣдомостей" и "Новаго Времени", можетъ ли, вообще, удачно дирижировать настоящей русской музыкой, вещами Балакирева, Римскаго-Корсакова, Мусоргскаго, Лядова, Скрябина? Впрочемъ, въ нынѣшнемъ сезонѣ гр. Шереметевъ намѣренъ раздѣлить труды дирижирован³я между собою и вновь приглашеннымъ опытнымъ дирижеромъ, г. Хессинымъ. Будемъ надѣяться, что послѣдн³й не рѣшится быть выразителемъ задуманныхъ графомъ "мезал³ансныхъ" программъ, а будетъ демонстрировать слушателямъ лишь "чистую половину" объявленнаго въ проспектѣ музыкальнаго матер³ала. Отъ Шереметевскихъ концертовъ перейдемъ къ симфоническимъ вечерамъ Русскаго Императорскаго Музыкальнаго Общества. Здѣсь объявлено всего 14 концертовъ, программы которыхъ состоятъ почти исключительно изъ общеизвѣстныхъ вещей - Бетховена (3, 4,5 симфон³и, концертъ Es-dur для фортеп.), Мендельсона (увертюра "Сонъ въ лѣтнюю ночь"), Шумана (симфон³я Es-dur, Манфредъ, концертъ для фортеп.), Брамса (фортеп³анный и скрипичные концерты, рапсод³я), Листа ("Се qu'on entend sur la montagne"), Вагнера (отрывки изъ "Мейстерзингеровъ" и "Парсифаля"), Штрауса ("Смерть и Просвѣтлен³е", "Заратустра"), Чайковскаго (4, 6 симфон³и, "Франческа"), Глазунова (6, 8 симфон³и, Карнавалъ). Почему-то много вниман³я удѣлено малоинтереснымъ польскимъ и чешскимъ авторамъ (Дворжакъ, Мошковск³й, Сметана, Носковск³й, Стойовск³й) и весьма мало - французскимъ (вар³ац³и Франка, баллада Шевильяра, сюита изъ "Пелеаса" Форе). Еще болѣе странно полное отсутств³е въ программахъ именъ Скрябина, Римскаго-Корсакова, Балакирева (всѣ учрежден³я, кромѣ Императорскаго Русскаго Музыкальнаго Общества, будутъ чествовать память покойнаго главы "новой русской школы"), Мусоргскаго (16-го марта 1811 - 30-лѣт³е со дня его смерти). Новинокъ немного, а такихъ, исполнен³я которыхъ ждешь съ интересомъ, и совсѣмъ мало (100-ый псаломъ Регера для оркестра, органа и хора, "Penthesilea" Вольфа). Предполагаемый составъ солистовъ и дирижеровъ, за немногими исключен³ями, мало обѣщающ³й. По всей видимости, Общество и само чувствуетъ свою неспособность конкурировать съ "фирмами" Кусевицкаго и Зилоти. И въ этой борьбѣ съ ними оно не гнушается нынѣ пр³емовъ, достойныхъ скорѣе какого-нибудь мелкаго лавочника, чѣмъ художественнаго учрежден³я, долженствующаго стоять во главѣ русской музыкальной жизни. Общество рѣшило воздѣйствовать на конкурентовъ мѣрами, въ извѣстномъ смыслѣ репрессивными. Оно подъ угрозой увольнен³я изъ консерватор³и, запретило ученикамъ ея участвовать въ течен³е сезона въ какихъ-либо иныхъ концертныхъ оркестрахъ столицы, кромѣ ученическаго консерваторскаго оркестра при петербургскомъ отдѣлен³и Императорскаго Русскаго Музыкальнаго Общества. Такимъ образомъ, устроители концертовъ отнынѣ должны или приглашать весь ученическ³й оркестръ in corpore, что по разнымъ причинамъ не всегда улыбается предпринимателю, или составлять сборный оркестръ безъ единаго консерваторца, что крайне затруднительно.
Нельзя сказать, чтобы предполагаемыя программы 8-ми концертовъ Кусевицкаго были многимъ свѣжѣе программъ Императорскаго Русскаго Музыкальнаго Общества. Но все же у Кусевицкаго и русск³е композиторы представлены полнѣе (изъ сочинен³й Балакирева идетъ знаменитый "Исламей" въ исполнен³и Годовскаго; изъ произведен³й Скрябина предположена новая поэма "Прометей" для фортеп. съ оркестромъ, причемъ парт³ю фортеп. исполнитъ самъ авторъ), и составъ исполнительскихъ силъ солиднѣе (дирижеры - С. Кусевицк³й и О. Фридъ; среди солистовъ встрѣчаемъ имена Годовскаго, Н. Метнера, Арт. Рубинштейна, Скрябина, Вюльнера; въ финалѣ 9-ой симфон³и Бетховена примутъ участ³е г-жи: Збруева, Нежданова, гг.: Алчевск³й, Касторск³й).
Трудно сомнѣваться, что пальму музыкальнаго первенства въ смыслѣ новизны и свѣжести симфоническаго репертуара придется и въ нынѣшнемъ году отдать Зилоти. Въ его концертахъ имѣютъ выступить так³е выдающ³еся дирижеры, какъ Моттль, Менгельбергъ, Вейнгартнеръ, так³е великолѣпные артисты, какъ Шаляпинъ, Изаи, Казальсъ, Гальстонъ и др. Наконецъ, программы Зилоти даютъ сравнительно много новинокъ, притомъ такихъ, за музыкальную содержательность которыхъ въ большинствѣ случаевъ едва ли рискованно поручиться а priori. Такъ, обѣщаны Скерцо и "Pavane" Равеля, "Viviane" Шоссона, Фантаз³я Лекё, "Шейлокъ" Форе, Симфон³я d-moll Витковскаго, "Танецъ Амазонки" Лядова, сюита изъ балета "Жаръ-Птица" Стравинскаго, драматическая фантаз³я Штейнберга и проч. Честь открыт³я симфоническаго сезона выпала въ этомъ году на долю случайнаго дирижера-гастролера Зигфрида Вагнера, давшаго 30 сентября и 2 октября два концерта въ Дворянскомъ Собран³и. Программы концертовъ были составлены изъ произведен³й самого дирижера, его отца (Р. Вагнера) и дѣда (Ф. Листа). Подобнымъ сопоставлен³емъ именъ только ярче подчеркивалось отсутств³е у Зигфрида Вагнера какого-либо дарован³я. Композиц³и его столь же безцвѣтны, какъ его исполнен³е.