Главная » Книги

Кандинский Василий Васильевич - Письмо из Мюнхена

Кандинский Василий Васильевич - Письмо из Мюнхена


  

ПИСЬМО ИЗЪ МЮНХЕНА

  
   "Аполлонъ", No 4, 1909
  
   Чтобы увидѣть мюнхенскую толпу, не слѣдуетъ ходить на художественныя выставки. Особенно въ несезонное время, когда пр³ѣздъ путешественниковъ падаетъ до минимума. Въ это "мертвое время" обычная малочисленная публика выставокъ - художники, учащаяся молодежь (только не студенты - корпоранты), небольшая кучка дѣйствительныхъ любителей и меценатовъ, да рѣдк³е случайные посѣтители. Только за послѣдн³е годы примкнула къ этимъ группамъ незначительная часть мюнхеновской элегантной публики, впрочемъ, по большей части не мѣстнаго происхожден³я. Этотъ новый элементъ доставляетъ теперь значительный процентъ выставочныхъ посѣтителей и, что особенно интересно, посѣтителей, приносящихъ съ собою внимательный интересъ къ искусству.
   И все таки пусты выставочныя залы въ несезонные мѣсяцы.
   Каково же было удивлен³е мюнхенцевъ, когда въ послѣднее воскресен³е въ течен³е трехъ часовъ на одной изъ выставокъ перебывало болѣе 200 человѣкъ.
   Случай этотъ произошелъ въ "Moderne Galerie", отдавшей свой обширный нижн³й залъ (выдержанный въ очень простомъ, спокойномъ стилѣ) "Новому Художественному Обществу Мюнхена", о которомъ я вскользь упомянулъ въ первомъ моемъ письмѣ. Всего - 138 работъ, считая графику и малочисленную скульптуру. "Кто хочетъ доставить себѣ "наслажден³е" совершенно особаго рода, тому достаточно посѣтить "Moderne Galerie" Thannhauser'а, въ новомъ Arcopalais. Если онъ, потрясенный первымъ впечатлѣн³емъ, не обратится сейчасъ же въ бѣгство, насколько хватитъ ногъ, то, смотря по темпераменту и вкусу,- онъ или начнетъ страшно браниться, или кататься по полу отъ смѣха, или же - къ сожалѣн³ю, и такой случай возможенъ - онъ остолбенѣетъ отъ удивлен³я и, ослабѣвъ отъ восторга, упадетъ въ одно изъ стоящихъ въ залѣ удобныхъ плетеныхъ креселъ. Причиной такого необыкновеннаго возбужден³я является основанная весной и выступающая здѣсь впервые - "Neue Künstler-Vereinigung-München"... Такъ отзывается объ этой выставкѣ одинъ изъ здѣшнихь критиковъ, поддерживаемый до сихъ поръ всѣми своими коллегами.
   И вотъ, дѣйствительно, смотря по темпераменту, въ разной степени и формѣ вырываются у публики выражен³я злобы, издѣвательства и обиды. Тычутъ пальцами въ картины, употребляютъ самыя энергичныя и несалонныя выражен³я и, какъ говорятъ, нѣкоторые даже ... плюются. Любезный и храбрый собственникъ выставочнаго помѣщен³я наслушался не мало всякихъ "словъ" и даже полуоффиц³альныхъ "замѣчан³й" отъ "особъ". Но онъ не теряетъ еще мужества и философски спрашиваетъ: "кто же могъ ожидать чего нибудь другого? Развѣ не то же самое было хотя бы на первой выставкѣ van Gogh'а?' {Въ первомъ письмѣ я упоминалъ и объ этой выставкѣ, вызвавшей громк³е протесты. А теперь и именно по случаю описываемой сейчасъ выставки оказалось, что часть прессы благоговѣетъ передъ тѣмъ-же ген³альнымъ мастеромъ (и, конечно, благоговѣетъ совсѣмъ не передъ истинными сторонами его произведен³й, а какъ-то по совершенно неважнымъ и случайнымъ признакамъ ихъ - хоть бы письма van Gogh'а потрудились прочесть!). Нѣкоторая же часть прессы съ гордостью, хотя уже и съ нѣкоторой осторожностью, заявляетъ, что мнѣн³е ея объ этомъ "инцидентѣ" (van Gogh'ѣ) "остается неизмѣннымъ". Разговоры на эту тему начались снова, потому что въ противовѣсъ "Н. X. О. М". Бракль (Moderne Kunsthandlung) опять устроилъ выставку van Gogh'а, являющуюся, впрочемъ, почти дословнымъ повторен³емъ имъ уже разъ устроенной и тоже упомянутой въ первомъ моемъ письмѣ.}. Но тому-же Thannhauser'у удалось услышать и единичныя, но горяч³я поздравлен³я и привѣтств³я за "дѣйствительно серьезную и сильную выставку". Съ такими одобряющими словами обращались къ нему люди и серьезнаго вл³ян³я, и крупнаго имени, хотя (преимущественно) въ прямомъ отношен³и къ искусству не стоящ³е. Но, разумѣется, и среди обычной публики находится все же извѣстное количество смотрящихъ долго и внимательно, даже съ явнымъ напряжен³емъ мысли и приходящихъ для такихъ осмотровъ по нѣсколько разъ. И опять таки я подчеркну, что сюда-то, главнымъ образомъ, и относится элегантная часть публики, т.е. элементъ не туземный. Это впечатлѣн³е получается у многихъ. "Вотъ посмотрите, говорилъ мнѣ одинъ тоже не туземный, но мног³е годы живущ³й здѣсь нѣмецъ, извѣстный скульпторъ и очень "безпокойный" человѣкъ, вотъ посмотрите! Столько стало селиться въ Мюнхенѣ пришлыхъ: вся физ³оном³я его мѣняется, хотя и медленно. А вдругъ возьметъ Мюнхенъ да и проснется!" Жаль, конечно, что нельзя "учесть" производимаго этой выставкой впечатлѣн³я. Мнѣн³е прессы, а также и частныя письма, которыя пришлось получить мнѣ лично по поводу этой выставки, продуктъ впечатлѣн³я, полученнаго професс³оналомъ, т.е. въ огромнѣйшемъ большинствѣ случаевъ человѣкомъ, чувство непосредственности котораго заглушено всякими "знан³ями", предвзятостью и невысказанной боязнью что нибудь встрѣтить непонятное, гдѣ крупный или мелк³й багажъ его теоретики окажется недостаточнымъ. Но вотъ именно эти внимательно смотрящ³е люди, тихими голосами переговаривающ³еся между собою или одиноко открывающ³е свою душу - что чувствуютъ они?
   Не мнѣ, какъ участнику и одному изъ основателей "Новаго Художественнаго Общества Мюнхена" вступать въ оцѣнку его дебюта.
   Я ограничусь указан³емъ на цѣли и стремлен³я этого еще небольшого кружка, который, несмотря на всѣ нападки (а отчасти и благодаря имъ) сталъ, повидимому, твердой ногой въ Мюнхенѣ, да, вѣроятно, также и во всей Герман³и, такъ какъ уже эта первая выставка охотно принята рядомъ средне и сѣверо-нѣмецкихъ городовъ, что и обезпечило ей турнэ до конца осени будущаго года. Импресс³онизмъ (въ соединен³и съ peinture, особенно крѣпко осѣвш³й въ Берлинѣ); печальное упорство въ изучен³и органичности и органическаго построен³я и, наконецъ, стремлен³е къ внѣшнему широкому декоратизму (наша "новая школа") - вотъ три элемента, изъ которыхъ сложилась и въ которыхъ увязла бездушная, "мюнхенская школа живописи", Композиц³я, ни къ чему не стремящаяся, не вызванная никакимъ внутреннимъ побужден³емъ. Голыя тѣла въ пленэрѣ безъ искан³я даже живописи. Лежащ³я на полу женщины пятками къ зрителю, иногда со всклокоченной головою. Хлопающ³е крыльями гуси. Набѣленыя дамы на розовыхъ фонахъ (серебро съ розовымъ!). Скачущ³е изъ года въ годъ черезъ плетень красные охотники на пятнистыхъ лошадяхъ. Унылый звукъ толстой огромной трубы: Stuck, Stuck, Stuck! И нашъ новый и уже такъ надоѣвш³й намъ тупой барабанъ: Putz, Putz, Putz! Это искуство, эта наряженная подъ искусство, хорошо построенная, разукрашенная, мертвая, безконечно мертвая кукла - вотъ чѣмъ замѣнили Мюнхенск³я выставки живой, бьющ³йся, трепещущ³й, мечущ³йся духъ! "Мы исходимъ изъ той мысли, говорится въ циркулярѣ Н. О. X. М., что художникъ кромѣ впечатлѣн³й, получаемыхъ отъ внѣшнихъ явлен³й, непрерывно собираетъ въ своемъ внутреннемъ м³рѣ переживан³я, что онъ хочетъ художественныхъ формъ, которыя способны выразить взаимное дѣйств³е и проникновен³е всѣхъ этихъ элементовъ, при чемъ стремится освободить эти формы отъ всего случайнаго, чтобы сказать съ особой силой только необходимое, т. е. онъ ищетъ того, что кратко называется художественнымъ синтезомъ". Въ послѣднее время подобное стремлен³е "замѣчается снова" и цѣлью Общества является "объединен³е художествъ во имя этой задачи". Разумѣется, несмотря на это заявлен³е самого Общества, ему сейчасъ же было "поставлено на видъ" что синтезъ - не есть нѣчто новое въ искусствѣ. Какой страхъ передъ новымъ! Подтвердить же этотъ принципъ, высказать его снова, конечно, не только на словахъ, отвлечь глазъ отъ смакован³я случайной игры красокъ и случайныхъ прелестей формъ, обратиться къ почти засмѣянному художественному содержан³ю, перевести центръ тяжести съ вопросовъ "какъ" (чисто техническихъ) на вопросъ "что" - такова хотя и не новая (и хорошо сейчасъ, что не новая), но нынче совсѣмъ особенно необходимая задача, взятая на себя - новымъ Художественнымъ Обществомъ.
   Оставаясь объективнымъ, я смѣло утверждаю, что созданная первой выставкой Общества атмосфера не похожа на обычный характеръ здѣшнихъ выставокъ: поверхностнаго воздѣйств³я на глазъ и щекотан³я (иногда нехорошаго) нервовъ. Вся сила и все дѣйств³е этой небольшой выставки въ томъ и заключается, что каждый изъ ея участниковъ не только знаетъ, какъ сказать, но знаетъ и что {Это что понимается здѣсь, разумѣется, не въ смыслѣ литературнаго или анекдотическаго "содержан³я".} сказать. Разныя души - разные душевные звуки, а слѣдовательно, и разныя формы: разныя гаммы красокъ, разные "ключи" строя, разный рисунокъ. И тѣмъ не менѣе все проникнуто общимъ стремлен³емъ - говорить отъ души къ душѣ. Отсюда - большое, радостное единство выставки.
   Нѣтъ надобности перечислять или хотя бы только объективно характеризировать отдѣльныя произведен³я. Такая характеристика является въ данномъ случаѣ особенно служебной.
   Кромѣ того, быть можетъ, еще этой зимой Н. X. О. предстанетъ передъ судомъ художниковъ и публики Петербурга.
  
   Участники - члены Общества:
   В. Г. Бехтѣевъ, E. Bossi, М. В. Веревкина, A. Erbslöh, K. Hofer, P. Girieug, В. А. Издебск³й, В. В. Кандинск³й, А. Kanoldt:, М. Коганъ, A. Kubin, G. Münter.
  
   Случайно узнаю, что и въ Берлинѣ дѣлаются приготовлен³я къ учрежден³ю новаго Verein'а съ цѣлями близкими мюнхенскому Обществу.
   Упомяну, наконецъ, что одна изъ крупныхъ и серьезныхъ нѣмецкихъ фирмъ предлагаетъ взять на себя веден³е всей дѣловой стороны выставокъ Н. X. О. М., которое она привѣтствуетъ, какъ своевременный протестъ противъ "списыван³я" (Abmalen) "случайныхъ кусковъ природы, доведеннаго почти до безсмыслицы".

В. Кандинск³й.

  

Другие авторы
  • Достоевский Федор Михайлович
  • Карелин Владимир Александрович
  • Филиппсон Людвиг
  • Кайсаров Петр Сергеевич
  • Соловьев Владимир Сергеевич
  • Гауптман Герхарт
  • Джакометти Паоло
  • Лукомский Георгий Крескентьевич
  • Гофман Эрнст Теодор Амадей
  • Гнедич Петр Петрович
  • Другие произведения
  • Семенов Сергей Терентьевич - Счастливый случай
  • Мамин-Сибиряк Д. Н. - Охонины брови
  • Жадовская Юлия Валериановна - Стихотворения
  • Семенов Сергей Терентьевич - Дед Аверьян
  • Белинский Виссарион Григорьевич - Репертуар русского театра, издаваемый И. Песоцким... Книжки 1 и 2 за январь и февраль... Пантеон русского и всех европейских театров. Часть I и Ii
  • Эразм Роттердамский - П. Ардашев. Эразм Роттердамский
  • Чаадаев Петр Яковлевич - Осип Мандельштам. Петр Чаадаев
  • Розанов Василий Васильевич - Водка, пиво, вина
  • Меньшиков Михаил Осипович - Из писем к ближним
  • Сю Эжен - Морской разбойник и торговцы неграми, или Мщение черного невольника
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 622 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа