ама написана в 1643 г. В основе ее лежит известная средневековая
легенда о св. Патрике (ок. 389 - ок. 461), распространителе христианства в
Ирландии.
Одна из самых фантастических и связанных со средневековым субстратом
драм Кальдерона. Объяснение католической неортодоксальности этой драмы см. в
статье Н. И. Балашова, наст. изд.. кн 1: сценическая история драмы в России
- в статье Д. Г. Макогоненко, наст. изд., кн. 2.
Бальмонт употребляет не принятое по-русски ударение Патр_и_к
(соответствующее латинскому и испанскому произношению). Чтобы передать это
ударение, Бальмонт в первом русском издании 1900 г. писал имя через два "к":
Патрикк.
Хорнада I
1 Что породил семиголовый зверь... - Образцы, заимствованные из
Апокалипсиса, гл. 13 и др.
2 ...горный остров. - Имеется в виду Ирландия.
3 ...второй Иосиф... - по Библии, Иосиф был известен как толкователь
снов. См. Бытие, гл. 40.
4 Перпиньян - город в Пиренеях, ныне на территории Франции.
5 Меж Францией и Англией тогда // Была война... - Драма полна
анахронизмов. Во времена св. Патрика не бьпо собственно ни Франции, ни
Англии.
6 Тебе дадут там буллы Селестина. - Селестин I - папа с 422 г. по 432
г. Остальные имена относятся к церковным деятелям того времени.
Хорнада II
1 Кто в мире мог // Избегнуть переменчивости рока? - Тема изменчивости
судьбы характерна для Ренессанса и еще более для барочной литературы.
2 Дерзающий прийти во имя Папы. - В церковной истории считается, что
Патрик был уполномочен папой ввести христианство в Ирландии,
3 ...О, небо, только этого хочу! - Об образе христианина злодея у
Кальдерона см. в статье Н. И. Балашова, наст. изд., кн. 1.
Хорнада III
1 Что я святой Антоний... - Видения и искушения одного из основателей
монашества св. Антония были со средних веков постоянной темой в литературе и
искусстве.
2 ...кто ты? // Застывший труп... - В испанской драме распространенный
мотив явления грешнику вместо женщины ее праха или скелета. Здесь Людовико
является как предупреждение его собственный труп.
3 Свидетельствует ясно Дионисий... - Приведение Кальдероном имен
тринадцати богословов и церковных авторитетов разных эпох - лучшее
свидетельство теологической шаткости всей конструкции драмы, нуждавшейся,
даже по мнению автора, в такой экстраординарной поддержке.
Д. Г. Макогоненко