Спорная статья въ супружествѣ.
(Выбранная изъ сочинен³й Г-на Юма.)
Не знаю, до чему дѣвушки и молодыя дамы сердятся, когда то говорятъ о замужствѣ съ невыгодной стороны, и почему сатира на супружество трогаетъ ихъ также, какъ сатира на нихъ самихъ. Не уже ли онъ боятся потерять что-нибудь, если сторона противная возметъ перевѣсъ? или, можетъ статься, не чувствуютъ ли, что все худое въ супружествѣ происходитъ болѣе отъ нихъ, нежели отъ мущинъ? Я спрашиваю объ этомъ безъ намѣрен³я, - только такъ, - невзначай; - клянусь чест³ю, мнѣ и въ умъ не приходило, чтобы это могла быть правда!
Часто хотѣлось мнѣ угодить женщинамъ и написать похвалу супружеству; я выдумывалъ, собиралъ и располагалъ доказательства, но онѣ были всегда такъ двусмысленны, что могли служить столько же для похвалы, сколько и для сатиры. Что дѣлать? - я вздумалъ написать на одной сторонѣ сатиру, на другой похвалу; однако, размысливъ, что сатирѣ повѣрятъ болѣе, нежели похвалѣ - я оставилъ свой планъ; но матер³алы уже готовы - я сохранилъ ихъ въ угодность женщинамъ, и такъ для общей пользы скажу точно и справедливо все, въ чемъ жалуется нашъ полъ на супружество. Если это поможетъ мнѣ разрѣшить главную спорную статью, то всѣ проч³я несоглас³я кончатся сами собою. Чтожь это за спорная статья? Желан³е повелѣвать, сударыни. - Предвижу, что вы самихъ насъ укорять станете неограниченнымъ желан³емъ господствовать. Но платить укоризнами за укоризны, значитъ терять понапрасну время. Что въ женщинахъ ни одна страсть такъ сильно не дѣйствуетъ, какъ желан³е господствовать, что оно побѣждаетъ даже ихъ суетность - а это ужь слишкомъ много! тому представляетъ намъ Истор³я довольно разительный примѣръ: -
Однажды въ Скиѳ³и всѣ женщины сдѣлали заговоръ противъ своихъ мужей и - почти невѣроятное дѣло! - такъ хорошо сохранили свою тайну, что предпр³ят³е ихъ совершилось прежде, нежели кто нибудь могъ подозрѣвать въ умыслъ. Мужей сонныхъ, пьяныхъ или при другомъ удобномъ случаѣ - сковали. Такимъ образомъ содержа въ крѣпкомъ плѣну бѣдныхъ супруговъ, назначили онъ день для общаго сейма. Всѣ собрались, спорили, выдумывали что дѣлать и какимъ образомъ воспользоваться своею побѣдою, чтобы не попасть опять въ неволю. Двѣ старухи предложили, какъ лучшее дѣло, перебить всѣхъ мужей; но молодыя, къ чести ихъ сострадательнаго сердца, отвергнули с³е предложен³е, и думали, что живой мужъ, каковъ бы ни былъ, по крайней мѣрѣ полезная утварь въ домъ, и что даровавъ супругамъ жизнь, онъ получатъ двѣ выгоды: 1-е живаго мужа, и 2-е. удовольств³е зачитать ему впредь это благодѣян³е и упрекать его при всякомъ случаѣ. Наконецъ по многихъ спорахъ и несоглас³яхъ сеймъ опредѣлилъ всѣмъ мужьямъ выколоть глаза. Женщины говорили такимъ образомъ; "Слѣпой мужъ есть самой лучш³й; правда, что мы чрезъ то лишимся всѣхъ выгодъ, получаемыхъ нами отъ красоты, но за то власть наша будетъ совершенно ограждена и свобода навсегда утвердится. Мы не услышимъ уже болѣе нѣжныхъ вздоховъ, но и не будемъ терять несносныхъ повелѣн³й. Уборы и кокетство потеряютъ свою цѣну: но къ чему с³и мѣлочи, когда вольность наша въ безопасности?" - Конечно, бѣдные мужья лучше бы согласились лишиться слуха, нежели зрѣн³я, еслибъ ихъ послушались; они дерзали даже дѣлать нѣкоторыя представлен³я сейму; но, къ нещаст³ю, жены ихъ слишкомъ хорощо знали свою пользу. Опредѣлен³е было вскорѣ исполнено. Говорятъ, правда, что нѣкоторыя прекрасныя женщины, вышедш³я за мужъ не болѣе какъ недѣли за двѣ, пожалѣли своихъ мужей, и берегли глаза ихъ мѣсяца три; но по прошеств³и сего времени и онъ почли за лучшее послѣдовать примѣру прочихъ.
Не знаю, осталась ли въ нашихъ дамахъ жестокость Скиѳскихъ прародительницъ; а если знаю что-нибудь, то и тогда ни за что въ свѣтъ не позволю себѣ ни малѣйшей нескромности: но тожь разрѣшитъ мнѣ загадку? Я часто удивляюсь одной умной женщинѣ, которая съ радост³ю вышла замужъ за самаго послѣдняго дурака, чтобы управлять имъ по своей волѣ. Это мнѣ кажется непростительнѣе Скиѳскаго тиранства: слѣпецъ по уму гораздо болѣе слѣпъ, нежели тотъ, у кого только глаза выколоты.
Впрочемъ, чтобы быть справедливымъ, надобно обвинить объ стороны. Я думаю, что и мущины не правы. Женщины никогда не захотѣлибъ оспоривать у насъ власти, если бы мы не употребили во зло своихъ преимуществъ. Тиранство раждаетъ возмутителей. Истор³я говоритъ намъ, что щастливый бунтовщикъ становится самъ тираномъ. Что еслибъ кто рѣшился предложишь уравнен³е правъ для обѣихъ сторонъ? еслибъ та и другая оставили свои покушен³я на верховную власть? Чтобъ это установить, надобно собрать сеймъ, гдѣ мущины и женщины имѣли бы равные голоса. Скоро мы повѣстимъ объ этомъ сеймѣ, и потомъ объявимъ опредѣлен³е.
"Вѣстникъ Европы". Часть XLV, No 11, 1809