ИММЕРМАН Карл Лебрехт [Karl Lebrecht Immermann, 1796-1840] - немецкий писатель. Р. в семье прусского чиновника в Магдебурге, принимал участие в так наз. освободительной войне 1813, получил юридическое образование, с 1817 - на государственной службе.
Первые стихи И. ("Gedichte", 1822) и ранние трагедии ("Cardenio und Celinde", 1826, и др.) написаны в духе позднего романтизма; затем И. переходит к исторической драме ("Kaiser Friedrich der II", 1828; трилогия "Alexis", 1832, посвящена конфликту между Петром Великим и Алексеем), выдвигая сильную личность как носителя и символ движущих исторических сил. В своей новелле "Der Karneval und die Somnambule" (Карнавал и сомнамбула, 1829) он сатирически изобразил излюбленный романтиками сомнамбулизм и месмеризм, в "Tulifäntchen" [1830] и ряде комедий он дал пародию на романтизм и эпигонскую классику (Платен), в своей драме (скорее романтической сказке) "Merlin" [1813] пытается вернуться к романтизму и выразить в ней "раздвоенность и страданье всего человечества".
И. является создателем и руководителем знаменитого театра в Дюссельдорфе [1835-1838], где работал и известный драматург Граббе (см.). И. открыл отделение этого театра и в Эльберфельд-Бармене, где сблизился с кружком рейнских ("воинствующих") романтиков, руководимым Фрейлигратом: эту молодежь И. восхищал своими постановками Байрона и молодого Шиллера (кружок состоял почти исключительно из политических поэтов, в том числе Верта, молодого Энгельса и мн. др.). В это время - в период бурного развития промышленности в Рейнской провинции - И. пишет свои лучшие романы: "Эпигоны" (Die Epigonen, 1836) и "Мюнхгаузен" (Münchhausen, 1835-1839), в которых изображена борьба между феодализмом и промышленным строем (Меринг). В "Эпигонах", наиболее значительном своем произведении, сделавшем И. одним из зачинателей основной лит-ой формы раннего немецкого реализма - так. наз. "Zeitroman", большого социально-бытового романа современности, - он с грустью указывает на победу буржуазии над дворянством: изящный дворец уступает место фабрике, деревенская идиллия разрушается "торжеством жестокого талера". Симпатии И. на стороне погибающих дворян. В "Эпигонах" кающийся племянник фабриканта разрушает фабрику, становится мелким помещиком-хуторянином, а большую часть своей земли раздает крестьянам. В еще более мрачных тонах И. изображает победоносное шествие капитализма и гибель дворянства в "Мюнхгаузене": это - ломка всех старых устоев, быта и нравов. Если дворянский мир гибнет, а новое буржуазное общество состоит из мошенников, то И. знает только один выход: от дворянства и буржуазии к крестьянству, от романтизма к народничеству (Фриче). "Мюнхгаузен" - это сатира не только на капитализм, но и на всю буржуазную культуру: на гегельянство, либерализм и т. д. В роман вставлена повесть "Oberhof" (русск. перев. - "Старостин двор"), где изображены в идеализированном виде вестфальские крестьяне-хуторяне.
И. принадлежит к той части раздвоенной немецкой интеллигенции 20-30-х годов, к-рой пришлось пережить эпоху крушения феодализма под напором капитализма и первые выступления революционной интеллигенции и рабочих. Но выход из тупика И. видел только в консервативном народничестве, в идеализации нетронутого "веком демократии" крепкого крестьянина. Эти тенденции И. не являются обособленными: в той же Рейнской провинции в это же время поэтесса А. фон Дросте-Гюльсгоф противопоставляла растущему промышленному городу дворянскую усадьбу; И. П. Гебель идеализировал в своей поэзии крестьянский консервативный быт, а более демократический Б. Ауэрбах изображал в назидание развращенному городу неиспорченную массу вообще. Творчество И. своеобразно выразило как народничество кающегося дворянства, так и народничество кулацкое (Фриче); оно существенно отличается от народничества мелкой буржуазной интеллигенции 40-х гг., получившего название "истинного социализма".
Sämtliche Werke, hrsg. von K. Boxberger, 20 Bde, 1883;
Werke, 4 Bde, Kürschners deutsche Nationalliteratur, hrsg. von Max Koch, 1887;
Werke, 5 Bde, hrsg. von Harry Maync, 1906;
Werke, 3 Bde, hrsg. von Werner Deetjen, 1908.
На русск. яз. перев. повесть "Старостин двор" (Der Oberhof), M., 1882.
Фриче В., Очерк развития зап.-евр. литературы;
Маркс и Энгельс, Сочин., т. II, 1929;
Maync Harry, Immermann. Der Mann und sein Werk im Rahmen der Zeit- und Literaturgeschichte, 1921;
Brecht W., Heine, Platen, Immermann, 1925;
Risse Jose, K. L. Immermann, 1926.
Источник текста: Л. Э. [Лунин Э.] Иммерман // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 4. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 464-466.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le4/le4-4642.htm
ИММЕРМАН (Immermann), Карл Лебрехт (24.IV.1796, Магдебург, - 25.VIII.1840, Дюссельдорф) - нем. писатель. Творчество И. носит переходный характер от романтизма к критич. реализму 30-х гг. Его произв. 20 - нач. 30-х гг. - "Стихи" ("Gedichte", 1822), трагедия "Карденио и Целинда" ("Cardenio und Celinde", 1826), драматич. трилогия из рус. истории - "Алексей" ("Alexis", 1833) и др. Мистерия "Мерлин" (1832) написана на сюжет древнекельтской Артуровской легенды. "Трагедия в Тироле" ("Das Trauerspiel in Tirol", 1827) посвящена событиям, связанным с борьбой против Наполеона в 1809; вторая редакция этой пьесы - "Андреас Гофер" ("Andreas Hofer", 1834). С сер. 30-х гг. И. пишет социальные реалистич. романы. В романе "Эпигоны" ("Die Epigonen", 1836) изображается гибель дворянских имений под влиянием капитализма, разрушающего патриарх. традиции деревни. Роман "Мюнхгаузен" ("Münchhausen", 1838, рус. пер. т. 1-2, 1931-32) - острая сатира на нем. абсолютизм и дворянство, показанное как отживший и паразитич. класс. И. создал типич. образы пустых ничтожных дворян и прежде всего барона Мюнхгаузена как выразителя "духа обмана", отвечающего "духу времени". Фантастич. рассказы хвастуна-героя о его "подвигах" на охоте и на войне, к-рые содержатся в произв. Р. Э. Распе (1785) и Г. А. Бюргера (1786), И. заменил сатирич. обзором совр. европ. культуры - идеалистич. философии, школы нем. романтиков, группы писателей "Молодая Германия" и т. д. В соч. И. барон Мюнхгаузен выдвигает фантастич. проекты улучшения жизни: предлагает добывать кирпичи из воздуха, создать "расоочистительный" институт. Наряду с этой критикой проявился и консерватизм И. - в идеализации патриарх. крестьянства и феод. устоев деревни, противопоставленных "испорченности" города. Перу И. принадлежат также "Воспоминания" ("Memorabilien", 1840-43).
Сочинения: Werke, Bd 1-20, B., [1883]; Werke, Bd 1-5, Lpz., 1906.
Энгельс Ф., "Воспоминания" Иммермана, в кн.: К. Маркс и Ф. Энгельс об искусстве, т. 2, М., 1957, с. 506-14;
K. Immermann, sein Leben und seine Werke. Hrsg. von G. Putlitz, Bd 1-2, B., 1870;
Maync H., Immermann. Der Mann und sein Werk..., Münch., 1921;
Immermann-Bibliographie. [Bearb. E. Schulz], Hamb., 1931;
Windfuhr M., Immermanns erzählerisches Werk, Giessen, 1957.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 3: Иаков - Лакснесс. - 1966. - Стб. 111-112.