Главная » Книги

Иловайский Дмитрий Иванович - История России. Том 2. Московско-Литовский период или собиратели Руси, Страница 28

Иловайский Дмитрий Иванович - История России. Том 2. Московско-Литовский период или собиратели Руси


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

сков стал в подчиненные отношения к Москве, последняя неизбежно должна была присылать свои войска для его обороны от Ливонских Немцев, с которыми у Псковичей никогда не было прочного мира. В 1492 году, при истечении заключенного между ними десятилетнего перемирия, Иван III воздвиг каменную крепость на пограничной реке Нарове, против эстонского города Ругодина или Нарвы. Эта крепость, снабженная массивными стенами, высокими башнями и названная по имени своего основателя Ивангородом, должна была в случае войны служить опорным пунктом и против Немцев, и против Шведов. В следующем году немецкие послы приехали в Новгород и с наместниками великого князя заключили договор о продлении перемирия еще на десять лет. Но оно было нарушено гораздо ранее срока.
   В 1494 году в Ревеле, не снесясь с русским правительством, казнили двух русских купцов; одного за подделку монеты сварили в котле, а другого за содомский грех сожгли живого. На жалобы других Русских против таких жестокостей кто-то из Ревельцев отвечал: "мы бы сожгли и вашего князя, если бы он у нас сделал то же". Узнав о том, Иоанн III сильно разгневался; по словам немецкого летописца, он будто бы бросил свой посох на землю и, подняв руки к небу, воскликнул: "Отомсти, Господи, и рассуди мое дело!" Как бы то ни было, великий князь потребовал выдачи ревельских судей и, получив отказ, велел схватить в Новгороде всех ганзейских купцов, числом 49, и посадить в тюрьмы, а их гостиные дворы, лавки и церкви запереть, все товары отобрать на себя. Три года немецкие купцы томились в тюрьмах, пока ходатайству ганзейских и ливонских послов удалось освободить их; но товары им не были возвращены. Этот жестокий поступок нанес удар торговле Великого Новгорода с Ганзой (впрочем, эта торговля в то время находилась уже в упадке); ее контора там не была потом восстановлена в прежнем виде. Не надобно однако усматривать в этом событии одно случайное проявление личного самовластия. Помянутый поступок Ревельских властей мог послужить только поводом, а причины были иные. Во-первых, Иван давно уже гневался на высокомерие Ливонских Немцев, на их обиды великокняжеским послам, ездившим через их земли в Германию и Италию, на разные притеснения новгородским купцам и грабежи, чинимые им на море от морских разбойников. Во-вторых, в это именно время Иоанн заключил союз с Датским королем против Швеции; а Ганзейский союз был врагом Дании и держал сторону Шведов. Наконец, Иоанн не думал собственно о прекращении торговли России с Немцами; но он хотел уничтожить монополию Ганзы и завести сношения России с Германией и Западной Европой на более широких основаниях. Последнее имеем право заключать из всего образа действий Ивана III, привыкшего поступать в политике обдуманно и осторожно.
   Во главе Ливонского Ордена около того времени стал новый ландмейстер, молодой, энергичный и даровитый Вальтер фон Плеттенберг. Он сумел водворить внутренний мир в Ливонии, утишив вражду между Орденским рыцарством с одной стороны, духовенством и городом Ригою - с другой, и вновь оживил упадающий воинственный дух своего Ордена. Он ясно понимал великую опасность, грозившую самостоятельности последнего со стороны все более усиливающегося Московского государства, которое после присоединения Новгорода сделалось уже непосредственным соседом Ливонии. Между тем как Иван в союзе с Датским королем воевал Шведов и его полки опустошали Финляндию, Плеттенберг тщетно просил помощи против Москвы у Прусского Ордена, у Германского императора и Ганзейского союза. Он должен был ожидать удобного случая, чтобы отомстить Ивану III за помянутое насилие, учиненное над Немецкими купцами. Этот случай представился, когда открылась Московско-Литовская война. Ливонский магистр заключил союз с Александром Литовским и начал враждебные действия тем, что велел схватить и пограбить многих псковских купцов в Юрьеве. Великий князь прислал войско на помощь Псковичам. Встреча их с Плеттенбергом произошла недалеко от Изборска в августе 1501 года. Немцы были малочисленнее, но, благодаря своим пушкам и искусству своего вождя, они одержали полную победу. Отбитые затем от Изборска, победители ограничились взятием и разорением города Острова, опустошением ближних волостей, и отступили вследствие открывшегося между ними смертельного кровавого поноса. Русские в свою очередь вторглись в Ливонию и страшно опустошили страну почти до самого Ревеля, обходя крепкие замки, в которых заперлись рыцари.
   В следующем году Плеттенберг снова вступил в псковские пределы и осадил сам город Псков. На помощь Псковичам явились московские воеводы Даниил Щеня и князь Василий Шуйский. Немцы отступили; недалеко от Пскова Русские их настигли и окружили; но опять искусство и энергия Плеттенберга, с помощью пушек, одержали верх над более многочисленными, но нестройными полками московскими. Однако этими двумя победами, под Изборском и под Псковом, он успел только отстоять пока существование Ордена и, когда союзник его Александр склонился к миру, то и магистр, истощенный неравной борьбой, поспешил вступить в переговоры и отпустить на свободу задержанных псковских купцов вместе с их имуществом. Заключенный в 1503 году мир с Москвой, по-видимому, был не особенно выгоден для Ливонии: между прочим, по этому миру Юрьевский или Дерптский епископ вновь обязался платить старую дань русским князьям и сохранять православные церкви в Юрьеве. Здесь было еще много русских жителей, так что часть города носила название "Русскаго конца".
   Александр Литовский по смерти своего брата Яна Альбрехта был выбран на Польский престол (1501). Таким образом, снова Литва и Польша соединились под одной короной; ибо Поляки пользовались всяким удобным случаем восстановить и укрепить Польско-Литовскую унию. Однако и теперь Польша не приняла деятельного участия в войне с Москвой, и Александр, несмотря на успехи своего союзника, Ливонского ордена, вступил в переговоры с тестем. После многих взаимных препирательств, почти одновременно с Орденом, Литва заключила шестилетнее перемирие с Москвой. За последней осталась большая часть завоеванных ею областей и до 20 городов, каковы: Чернигов, Стародуб, Путивль, Новгород Северский, Гомель, Любеч, Трубчевск, Брянск, Мценск, Любутск, Дорогобуж и пр. При заключении договора Иоанн снова и настоятельно требовал от зятя, чтобы тот не принуждал его дочери к перемене веры, построил бы ей особую придворную церковь и приставил к ней слуг и служанок православных. Тяжело было положение Елены во время войны между ее отцом и мужем. Отец посылал тайные наказы, советы, запросы. Елена не раз отвечала, что она не терпит никаких притеснений в своей вере, умоляла отца ради нее помириться скорее с Александром, и, очевидно, заступалась за мужа. Иоанн упрекает свою дочь в скрытности от него и пишет, что ему очень хорошо известно, как ее стараются склонить к переходу в латинство. С другой стороны, при дворе ее мужа подозрительно и недружелюбно смотрели на эту Московскую княгиню, которая, вопреки расчетам, не принесла с собой прочного мира и обеспечения от захватов беспокойного соседа, и притом упорно держалась своего греческого обряда, слывшего в устах латинского духовенства схизмой*.
   ______________________
   * Дела Польские в Москов. Архиве Мин. Ин. Д. N I. Дела Крымские, ibid. NN 1 и 2. Сборник Муханова. М. 1836. (См. грамоты времени Ивана III). Акты, относящ. к Истории Запад. Рос. I. NN 105, 109, 110, 112, 113, 114, 116, 122, 123, 179, 183, 188, 192, 200. Примеч. 115. Собр. Г. Г. и Д. V. NN 29, ПО. Акты Археогр. Эксп. I. В 138. Supplementum ad Hist. Russ. Monum. NNCXXI-CXXXIII. П. С. Р. Лет. IV, VI, VIII. Никонов. Лет. Balthasar Russow - Livl. Chron. (Scriptor. Rer. Livon. II). Willebrandt-Hanseat. Chronik. Памятники Дипломат, снош. древней России. I. Герберштейн, Стрыйковский, Гадебуш, Сарторий. "Переписка между Россией и Польшей" - Составл. по Архиву Иностр. Дел Бантыш-Каменским (Чт. О. И. и Др. 1860. Кн. IV), Карпова - "История борьбы Московского государства с Польско-Литовским" (Чт. О. И. Др. 1866. Кн. 3 и 4). О браке Елены Ивановны с Александром Литовским в Древ. Рос. Вивлиоф. XVI. NN 1 и 2. Вообще же для Московско-Литовских сношений наиболее полное собрание актов издано в Сборнике Рус. Ист. Общ. XXXV. Второе издание. Спб. 1892. Уляницкого "Материалы для истории взаимных отношений России, Польши, Молдавии, Валахии и Турции в XIV - XVI вв.". (Чт. О. И. и Д. 1887. III). Реферат Бережкова о браке Елены, читанный на IX Археологич. съезде в Вильне в 1893 г. О захвате ганзейских купцов в Новгороде у Никитского. Чт. О. И. и Д. 1893. II. 287.
   ______________________
  
   Свергнув постыдное Татарское иго и объединив большую часть Руси в одно сильное государство, естественно, Московский великий князь постарался занять подобающее ему место в семье европейских государей. Он вошел в деятельные дипломатические или посольские сношения не с одними своими соседями, но и с другими монархами, в особенности с теми, у которых оказывался с ним какой-либо общий интерес. Сношения эти устроились тем легче, что усиливающееся Московское государство в то время невольно стало обращать на себя внимание Европы и некоторые государи сами искали с ним дружбы и союза. Так знаменитый венгерский король Матвей Корвин, имея с Москвой общего неприятеля в польско-литовском короле Казимире IV, обменялся по этому поводу с Иоанном посольствами, грамотами и подарками. С Данией Москву сближала в то время общая неприязнь против Шведов; Иван III, заключив формальный договор с Иоанном, королем Датским, вел войну со Шведами в Финляндии, впрочем, без важных последствий. Так как московские послы иногда не могли ездить в Данию через враждебную Ливонскую землю и Балтийское море, находившееся в руках враждебной Ганзы и Шведов, то они отправлялись окольным морским путем из устьев Северной Двины мимо берегов Лапландии и Норвегии.
   Путь этот был очень трудный и медленный; один иностранец, посетивший Россию во время Иванова преемника (Герберштейн), оставил любопытное описание названного пути, по рассказам московских послов, Григория Истомы, Власия и Димитрия Герасимова, ездивших в Данию при Иване III. По этим рассказам у мыса Святого Носа путники миновали водоворотную пучину, поглощавшую корабли наподобие классической Сциллы и Харибды; а далее у Скалы Семиостровской, где их несколько дней задерживал противный ветер, суеверный кормчий тайком принес ей умилостивительную жертву, состоявшую из овсяной каши, смешанной с маслом.
   В противоположном, южном углу Восточной Европы, Иван III нашел себе союзника против Польши в лице Молдавского господаря Стефана, который прославился воинскими подвигами в борьбе с Турками и сумел возвысить свою дотоле незначительную страну на степень почти независимой державы. Иван III заключил с ним не только политический, но и родственный союз, женив старшего сына Ивана на дочери Стефана, Елене. Еще более усердным союзником Московского государя против Литвы и Польши был сосед Молдавии, Менгли-Гирей Крымский, с которым великий князь поддерживал деятельные и частые сношения, сопровождавшиеся щедрыми подарками хану и его советникам. Дошедшие до нас грамоты, отправляемые к этому хану, представляют образцы дипломатической ловкости и дальновидности со стороны Ивана III и его умения направлять действия своего союзника сообразно с видами Московской политики. Но друг Москвы Крымский хан был вассалом Турецкого султана, и Московский государь воспользовался первым удобным предлогом, чтобы отправить к сему последнему дружественную грамоту. Предлогом этим послужили обиды и притеснения, которые терпели русские торговцы в Азове и Кафе и вследствие которых они почти перестали туда ездить. Из помянутого выше путешествия Контарини мы видели, что Иван III обменялся посольством и с персидским шахом Узун-Гассаном, с которым имел общими неприятелями Золотоордынских ханов.
   В особенности любопытны завязавшиеся при Иване III сношения с Габсбургским домом, восседавшим тогда на императорском Германском престоле. Почин этих сношений принадлежал самим Габсбургам, которые ради собственных политических интересов обратили внимание на возраставшую Московскую державу. Сначала приехал в Москву рыцарь Николай Поппель под видом простого путешественника, но с рекомендательной грамотой от императора Фридриха III (в 1486 г.). В Москве приняли его холодно, опасаясь какого-либо шпионства со стороны польского правительства. Года через три тот же Поппель вновь прибыл в Москву, но уже в качестве императорского посла. Тут он сообщил, будто в Германии до первого его путешествия считали Московского князя подвластным Польскому королю, не зная того, что он сильнее и богаче сего последнего и располагает владениями гораздо более обширными. Выхолило так, что только он, Поппель, раскрыл глаза Немцам на Россию. Затем посол пожелал говорить с великим князем наедине, но получил отказ, и на первой аудиенции должен был вести свои речи перед боярами, а на второй Иоанн слушал его, несколько отступя от бояр; при сем дьяк Федор Курицын записывал посольские речи. Речи эти заключались, во-первых, в сватовстве племянника императора маркграфа Веденского за одну из дочерей великого князя, а, во-вторых, в предложении хлопотать перед императором о королевском титуле для Ивана. Свое предложение посол особенно просил сохранить в тайне, в виду того противодействия, какое это дело может встретить со стороны польского короля. Великий князь прямо отклонил всякие переговоры о титуле, ответив, что он государь на своей земле Божией милостью от своих прародителей и поставления ни от кого иметь не хочет. На просьбу посла показать ему великую княжну также отвечал отказом, говоря: "у нас нет такого обычая, чтобы ранее дела показывать дочерей". Вскоре Иван отправил к императору Фридриху и сыну его Максимильяну, королю Римскому, собственного посла, именно грека Юрия Траханьота. Последний имел поручение отклонить сватовство маркграфа Баденского, ссылаясь на то, что он слишком незначительный владетель в сравнении с таким великим государем, каков Московский, находившийся в родстве с последними Византийскими императорами. Вместо того Траханьот должен был завязать переговоры о браке самого Максимильяна на дочери великого князя, но с непременным условием, что она останется в греческом законе, будет иметь при себе православную церковь и своих священников. Австрийский двор как будто бы очень охотно встретил мысль об этом браке. Он еще несколько раз обменялся посольствами с Московским двором. Но вскоре Максимильян обручился с миланской принцессой Бланкой Сфорца. Тогда же выяснилось, что он желает только иметь от Иоанна помощь, против их общего недруга Польского короля, в достижении Венгерской короны после Матвея Корвина; а так как эта корона перешла в руки Казимирова сына Владислава, то сношения Московского двора с Австрийским на некоторое время прекратились. В конце Иоаннова княжения император Максимильян прислал к нему просить белых кречетов, которых и получил*.
   ______________________
   * "Памятники дипломатических сношений древней России с державами иностранными". Спб. 1851. Т. I. Отд. I. О сношениях с Данией см. Щербачева "Датский Архив", в Чт. О. И. и Д. 1893.1. О сношениях с крымским ханом и турецким султаном см. в Записках Одес. Об. И. и Др, т. V: "Историческое и Дипломатическое собрание дел происходивших между Рос. великими князьями и бывшими в Крыме татарскими царями с 1462 по 1532 год". Особенно важны приложения, т.е. посольские грамоты. Некоторое количество грамот из Архива Мин. Иностр. Дел напечатано кн. Щербатовым ("Истор. Росс.". Т. TV. ч. 3). Самая "Книга Крымских Посольских дел" (1474 - 1505 гг.), хранящаяся в сем Архиве, издана Им. Рос. Ист. Обществом: Сборник N XLI. Сюда вошли и многие документы, относящ. до сношений с Ногаями, Казанью, Молдавией, Кафой и Царырадом. Заметки об этом издании Бережкова в Извест. Таврич. Учен. Архивн. Ком. N 21. Симферополь. 1894. Бантыш-Каменского - "Обзор внешних сношений России". Ч. I. M. 1894.
   ______________________
  
   В своих сношениях с европейскими державами Иван III пользовался некоторыми греко-итальянскими выходцами, состоявшими в русской службе, знакомыми с языком и обычаями иноземными, каковы в особенности помянутые выше греки Юрий Траханьот и Димитрий Ралев, а также Иван и Антоний Фрязины (Джан Батиста делла Вольпе и Антонио Джислярди), ездившие послами в Рим и Венецию. С помощью этих выходцев под руководством великого князя скоро образовалась и собственная русская школа дипломатов в среде московских бояр и дьяков. Из них наиболее известны Семен Толбузин и дьяк Федор Курицын, ездивший послом в Венгрию. По-видимому, в это время начала вырабатываться та дипломатическая система, которая потом долго сохранялась в Московском государстве. Она состояла в том, что московские послы получали точно составленные наказы или наставления, как держать себя, и заранее сочиненные ответы на предполагавшиеся вопросы; вне этих вопросов и ответов не допускались для них никакие политические разговоры; на все другое они отзывались неведением. Они должны были тщательно наблюдать титул и вообще охранять честь и достоинство своего государя. Иноземные посольства в Москве, в свою очередь, под предлогом почета и попечения, окружались приставами и стражей, и подвергались иногда такому строгому надзору, который походил на лишение свободы.
   Кроме политических целей, Иван III в сношениях с европейскими государствами преследовал и цели чисто практические: он постоянно хлопотал о вызове в Россию разного рода мастеров и ремесленников, с помощью которых воздвигал крепости, храмы и дворцовые здания, лил пушки, чеканил монету и т.п. Со времени брака с Софьей Палеолог мастера эти вызывались по преимуществу из той страны, которая славилась ими и в которой тогда происходило возрождение наук и искусств. Наибольшую известность получил Аристотель Фиоравенти, строитель главной московской святыни, т.е. Успенского собора.
   Заботы монархов об украшении и распространении своей столицы суть общее явление в истории. Усиливая и возвышая Московскую державу, Иван III естественно хлопотал о возведении прочных красивых зданий в своем стольном городе и об его лучшем украшении. Начали с соборного храма. Построенный Калитою Успенский собор сделался уже тесен для такого города как Москва; притом он так успел обветшать, что грозил разрушением, и своды его пришлось подпирать толстыми деревянными столбами. Митрополит Филипп в 1472 году призвал двух московских мастеров, Кривцова и Мышкина, и поручил им, разрушив старый храм, на его место соорудить новый, более обширный и совершенно подобный Владимирскому Успенскому собору, который продолжал составлять красу и удивление Северной Руси. На построение новой церкви митрополит учредил обязательный денежный сбор с московских священников и монастырей, а бояре и купцы давали по своему усердию. Собор заложили еще больших размеров, чем Владимирский; а посреди его построили временную деревянную церковь, в которой совершалось богослужение; в ней же происходило брачное венчание Ивана III с Софьей Палеолог. Спустя два года, при новом митрополите Геронтии, когда здание уже доведено было до сводов, вдруг часть его обрушилась. Причиной этого несчастья было неискусство каменных мастеров: внутрь стен они сыпали мелкий камень и заливали его известью, но последнюю растворяли с песком жидко, не клеевито; отчего и стены не получили надлежащей прочности. Тогда великий князь призвал было псковских каменщиков, которые учились своему делу у соседних Немцев. Однако он не ограничился тем, и, отправляя в Венецию своего посла Семена Толбузина, поручил его достать там хорошего зодчего и механика. Толбузин удачно исполнил поручение и привез с собой некоего болонского уроженца Аристотеля Фиоравенти, "мастера муроля, кой ставит церкви и палаты", как выражается русская летопись. Летописцы наши не преминули при сем случае восхвалить его как знаменитого художника, которому само имя Аристотеля дано было за его искусство и которого тщетно звал к себе на службу турецкий султан. Хотя похвалы эти несколько преувеличены, тем не менее Аристотель пользовался почетной известностью в своем отечестве. (Между прочим, он отличился тем, что в Риме и в родной Болонье передвинул целые колонны и даже монументальную башню с одного места на другое.) Он подрядился на московскую службу за десять рублей в месяц - цена по тому времени высокая. Аристотель прибыл в Россию вместе с сыном своим Андреем и еще одним учеником, по имени Петром. Великий князь послал его предварительно посмотреть Успенский собор во Владимире, чтобы строить по его образцу. Итальянец похвалил этот собор, заметив: "некиих наших мастеров дело". Прежде всего он заАндроньевым монастырем устроил печь для обжигания кирпича, приготовляемого по своему способу: этот кирпич был уже и продолговатее прежнего русского, а также тверже. Разбив дубовым тараном остатки обвалившегося храма, он заложил его вновь и начал строить, употребляя густую клеевитую известь. Спустя четыре года храм был окончен; новгородские мастера покрыли его сначала деревом, а по дереву "немецким железом".
   12 августа 1479 года митрополит Геронтии с несколькими епископами, с московскими архимандритами, игумнами и протоиереями соборне освятил Успенский храм. А великий князь раздал при этом щедрую милостыню инокам и нищим и устроил большой пир для духовенства и бояр. После того в новый собор торжественно перенесли мощи митрополитов, сохранявшиеся во время стройки в ближней церкви "св. Ивана под колоколы".
   Хотя образцом для него должен был служить Владимирский собор, однако сооружение Аристотеля получило некоторые существенные отличия. Во-первых, Владимирский храм почти квадратный, а Московский, по выражению летописи, продолговат и заложен "палатным образом" (т.е. подобно дому); длина его почти на четверть более его ширины. Во Владимирском четыре основных столпа, два алтарных и два посреди церкви; а в Московском по его длине понадобилось шесть столпов; из них два алтарных сохранили свою четырехгранную форму; а четыре остальные получили форму круглую, дотоле в русских храмах необычную. Число глав тоже пять, как и во Владимире: но там три алтарных выступа, а в Москве пять. В алтаре за престолом, над митрополичьим местом, Аристотель высек на камне крест продолговатой латинской формы; но митрополит потом велел его стесать. Наружные украшения Московского собора оказались гораздо проще и беднее Владимирского (сохранились только следы пояса из небольших колонок с арками). Очевидно, Аристотель умел хорошо и прочно строить, но не был искусен в орнаментации. О прочной постройке храма свидетельствует его более чем четырехсотлетнее незыблемое существование. И он недаром получил значение московского паладиума или главной святыни. Это значение укреплено несколькими знаменитыми иконами, собранными сюда из разных частей Руси. Между ними главное место занимают: икона Всемилостивого Спаса, по преданию написанная императором Мануилом, перенесенная из Новгорода Иваном III и помещенная по правую сторону Царских врат, а по левую сторону известная икона Владимирской Богоматери, перенесенная из Владимира во время Тамерланова нашествия при Василии Дмитриевиче.
   Кроме Успенского собора, Иван III заново переделал придворный Благовещенский собор; а в конце своего княжения велел разобрать и вновь построить в большем размере Архангельский, служивший усыпальницей Московских князей и сделавшийся для того уже тесным.
   Рядом с этими соборами великий князь, по примеру других европейских государей, озаботился и для собственного пребывания воздвигнуть красивый каменный терем или дворец; он был заложен после страшного пожара, испепелившего большую часть Москвы (в 1493 г.). Еще прежде того на своем княжем дворе он построил обширную, светлую каменную палату, которая впоследствии от своих граненых снаружи стен получила название Грановитой. Она назначалась для торжественных приемов, особенно иноземных послов, и сохранилась до нашего времени. Подражая государю, митрополит, некоторые бояре и богатые люди построили себе также каменные дома, например, бояре Василий Федорович Образец и ближний государев слуга Ховрин. Далее, великий князь, вместо старых дубовых стен Московского кремля, построил каменные зубчатые с башнями или стрельницами; под некоторыми башнями проведены из Кремля подземные ходы или тайники к Москве-реке для снабжения водой на случай осады. При постройке этих стен старый Кремль был расширен со стороны Неглинной; здесь великий князь приказал снести дворы и даже церкви, чтобы оставить свободное пространство между Посадом и Кремлем; на этом пространстве был разведен сад. Такое распоряжение великого князя однако не обошлось без ропота: некоторые духовные лица были недовольны тем, что переставляли церкви и потревожили прах погребенных при них покойников, которых кости вынесены были за город на Дорогомиловское кладбище. Не ограничиваясь столицей, Иван воздвигал каменные крепости и в других городах; между прочим, он построил новые каменные стены в Новгородском кремле на старой основе.
   Все важнейшие каменные сооружения исполнены были под руководством иноземных мастеров, особенно итальянских, каковы, кроме Аристотеля: Пьетро Антонио Соляри, зодчий кремлевских стен; Алевиз, вместе с Соляри переделавший Благовещенский собор, потом строитель Архангельского собора и Кремлевского дворца, и др. С подобными художниками проник тогда в Россию и самый стиль Возрождения; в храмовом зодчестве он явился здесь в соединении с прежним Византийско-Русским стилем. Что же касается до церковной живописи, то они всецело оставалась в руках русских иконных мастеров; между последними славились в эту эпоху Дионисий иконники его товарищи поп Тимофей, Ярец и Коня. Ими, вероятно, начато было внутреннее росписание Успенского собора; по крайней мере известно, что они написали на алтарной преграде "Деисус с праздники и пророки". Окончено было это внутреннее росписание уже при сыне и преемнике Ивана III.
   Кроме каменных сооружений, наемные итальянские мастера исполняли тогда и разные другие работы, в особенности лили пушки и чеканили монету. Так, Фрязин Паоло Дебосис слил большую пушку, о которой летописец русский счел нужным заметить (под 1488 г.). А упомянутый выше Иван Фрязин прямо назван в летописи "денежник", т.е. чеканщик монеты. Известный Аристотель был не только зодчий и инженер, но также лил пушки, колокола и чеканил монету. Мы видели что он во время походов Ивана III на Новгород и Тверь строил мост на судах и управлял осадной артиллерией. Кроме того, на некоторых серебряных деньгах того времени встречается подпись с именем Aristoteles. Дотоле драгоценные металлы не разрабатывались в России и получались путем торговли; а серебро добывалось или в виде дани, или посредством мены с Приуральских инородцев. Иван Васильевич, желая иметь собственное золото и серебро, вызвал для того из Германии двух сведущих Немцев, и они нашли серебряные и медные руды в Печерском краю на реке Цыльме (в 1491 г.). Кажется, с того времени стали в Москве чеканить монету из собственного серебра.
   Хотя наиболее известные художники, приглашенные Иваном на московскую службу, были Итальянцы; однако числом их далеко превышали жившие в Москве немецкие мастера, которые отчасти были вызваны из Германии, а отчасти могли выезжать сюда из Ливонии, Пруссии и западнорусских городов, где издавна встречается много Немцев. Любопытно следующее известие. Когда в 1494 году в Москву прибыло посольство от Ганзейских городов с жалобами на притеснения, чинимые их купцам в Новгороде, то Греки, ездившие от великого князя послами за море, предъявили иск с Ревельского посла за насильственное задержание и убытки, причиненные им в Ревеле, на сумму 360 золотых. Немецкие мастера, жившие в Москве, сначала поручились за Ревельского посла, а потом ссудили ему эту сумму, чтобы избавить его от дальнейшего преследования Греков. Ясно, что уже тогда в Москве существовала значительная немецкая колония; в ее среде, кроме ремесленников, были и лекаря.
   Призываемые в Москву мастера, конечно, помогли развитию здесь разного рода художественных и ремесленных изделий, к которым так способно Великорусское племя. Очевидно, в эту эпоху еще более стало развиваться в Москве искусство выделывать вещи из драгоценных металлов, особенно из серебра под чернию. Контарини, между прочим, встретил здесь одного золотых дел мастера, по имени Трифона, Катарского уроженца, который работал прекрасные сосуды для великого князя. Чары и сосуды московского чекана уже славились у соседних владетелей татарских; о чем свидетельствует следующая просьба Менгли-Гирея, изложенная им в одной посольской грамоте к Ивану Васильевичу: "Мисюрский султан прислал шатер писаный и шитый, узорчатый; даст Бог в великие дни буду в нем есть и пить, так надобны серебряныя чары в два ведра хорошей работы, да наливки серебряныя; прошу их у тебя. Чтобы наливка не мала была, смотря по чаре, доброй бы работы наливка была; твоя, брата моего, любовь ночью и днем с сердца не сойдет; серебряную чару меду за твою брата моего любовь всегда полную пьем; у нас такой чары сделать мастера добраго не добудешь, а у тебя мастера есть"*.
   ______________________
   * О постройках, об Аристотеле Фиоравенти и других художниках см. под соответствующими годами летописи: Софийскую, Воскресенскую, Никоновскую. Памяти, диплом, снош. I. Упоминание о немецких мастерах, поручившихся за ревельск. посла, см. а статье Гильдебрандта. Baltische Monatschrift. Neue Folge. В. 2, и Бережкова "О торговле Руси с Ганзой" стр. 261. Просьба Менгли-Гирея о серебряных чарах в Крымск. делах. N 1. (См. Историю Соловьева т. VI, стр. 153). Контарини в Библиотеке Иностр. пис. о России. По словам Михалона, у Москвитян много разных мастеров, так что в Литву от них идут чаши, трости, седла, копья, украшения и разное оружие. Он же сообщает, что Иван III украсил свой дворец каменными изваяниями наподобие Фидиевых, позолотив некоторые верхи его часовней (33). I. О кремлевских соборных храмах см. монографии: "Истор. Описание Москов. Успен. собора". М. 1880. "Московский Архангельский собор". Протоиерея Лебедева. М. 1880. "Благовещенский собор в Москве" И. С. (Снегирева). М. 1854. В 1882 году, по случаю переделки иконостаса в Моск. Успен. соборе, за этим иконостасом открыта каменная стенка с фресками. Эта стенка представляет алтарную преграду в ее первоначальном виде, когда в соборе еще не было высокого деревянного иконостаса. Относительно этих фресок см. брошюры: проф. Усова "К истории Московского Успенского собора". М. 1882, и профес. Мансветова "По поводу недавно открытой стенописи в Москов. и Владимир. Успенских соборах". М. 1883. Затем см. К. Быковского "Доклад о реставрации Московского Успенского Собора" в 1895 г. Вообще об итальянских мастерах см. у о. Пирлинга (La Russie et le Saint-Siege, кн. II. гл. 2) La Renaissance a Moscou, с некоторыми новыми архивными данными.
   ______________________
  
   Пользуясь начатыми сношениями с Европой для вызова в Россию разных мастеров, которые своими произведениями могли бы возвысить блеск Московской державы, Иван Васильевич пытался с той же целью извлечь из этих сношений и другую пользу: он желал вступить в родственные связи с европейскими государями. Пока существовали на Руси самостоятельные княжества, Московский двор не встречал затруднения в выборе невест и женихов для членов своего великокняжеского дома. Но теперь большие уделы почти прекратились. Последние их владетели уже находились с ним в близком родстве; сам Иоанн в первом браке был женат на Тверской княжне, а сестру свою он выдал за князя Рязанского. Остальные русские князья постепенно переходили в состав служилого боярского сословия. В другой, Западной, половине Руси также прекращалось существование удельных князей; а дом Гедимина, некоторое время охотно роднившийся с домом Владимира Великого, окатоличился и стал во враждебные отношения к Москве. Прекратилось также существование православных государств Сербского, Болгарского и самой Византийской империи; последняя представительница династии Палеологов сделалась женой самого Ивана III. Ему удалось еще женить старшего своего сына на дочери православного государя, именно молдавского господаря Стефана. А затем он уже встречал явные затруднения в приискании приличных партий членам своей семьи. Мы видели, что Иван Васильевич потерпел неудачу в вопросе о браке своей дочери Елены с наследником Германской императорской короны Максимильяном; а родниться с какимлибо мелким немецким князем он считал ниже своего достоинства. Ту же старшую дочь от Софьи Елену он потом пристроил за великого князя Литовского Александра; но, как известно, этот брак не был счастлив по различию вероисповедания. После того Иван Васильевич поручал Елене разведать о разных немецких принцессах, желая найти невест для своих сыновей. Но эти разведки окончились ничем. Ясно, что вероисповедание послужило главным препятствием для брачных союзов с Европой. Протестантских династий еще не было, а католические относились к перемене религии с такой же строгостью, с какой и сам Московский двор. Мы знаем, что в более древние времена русские княжны выходили за европейских принцев, и делались при этом католичками, а европейские принцессы, выходя за русских князей, становились православными. С того времени отношения исповеданий заметно обострились; для перехода католических княжен в православие требовалось папское разрешение, на которое рассчитывать было очень трудно.
   Московский же двор успел проникнуться такой ревностью к греческому обряду и так высоко ставил свое достоинство, что не только требовал перехода в православие от иноземной невесты, но теперь уже не дозволял своим Княжнам при выходе замуж покидать православие. Поэтому пришлось прибегнуть к брачным союзам с собственными подданными. Для второй своей дочери Феодосии Иван III нашел жениха между служилыми князьями, именно Василия Даниловича Холмского, который был сыном знаменитого победителя Новгородцев на р. Шелони и потомком Тверского княжего рода. А для выбора невесты сыну своему от Софьи, Василию Ивановичу, великий князь велел собрать в Москву до 1500 лучших девиц из Московского государства (1505 г.). Выбор пал на Соломонию Юрьевну Сабурову, отец которой был потомок татарского выходца мурзы Чета. И этот (основанный на примере Византии) способ выбора невесты государю или наследнику престола сделался потом обычаем при Московском дворе*.
   ______________________
   * До нас дошло подробное описание свадьбы великой княжны Федосьи Ивановны с Василием Даниловичем Холмским, с теми старинными обрядами и церемониями, которыми она сопровождалась. См. Древн. Рос. Вивлиофика. Т. XIII. О выборе Соломонии Сабуровой между 1500 девицами сообщает Герберштейн - Comment. По изд. Старчевского стр. 18. О нашем сватовстве в Дании см. у Щербачева (Чт. О. И. и Д. 1893.1,).
   ______________________
  
   С водворением единодержавия в Северо-Восточной Руси и с усилением власти великого князя Московского естественно должны были измениться его отношения к боярскому сословию. По мере того, как владетельный род небольшой земли становится главой обширного государства, естественно возрастает его власть, обстановка его делается величественнее, отношения к подданным повелительнее, не исключая и ближайшего к нему класса. Такое явление повторялось всегда и всюду. Поэтому нисколько не удивительно, что Иван III не держал себя с боярами так же запросто, как первые князья Московские; он был уже гораздо менее доступен, нежели отец его Василий Темный, большую часть своего княжения боровшийся за великий стол и много обязанный именно боярскому сословию. Обладая вообще нравом строгим, любящим порядок и повиновение, Иван III естественно повысил тон с боярами, и начал обходиться с ними как с подданными. Несомненно, вторая его супруга Софья Фоминишна принесла с собой в Москву многие предания и понятия Византийского двора; ее влияние еще более подняло и без того высокие представления Ивана Васильевича о своей власти и своей державе. Очень возможно, что, благодаря ее внушениям, он пришел к намерению покончить с самой тенью постыдного Татарского ига и что под ее влиянием старался окружить свой двор возможной пышностью и блеском и усилить сторону обрядовую или церемониальную. Но такое влияние не следует преувеличивать на том основании, что впоследствии при сыне и внуке Ивана Васильевича некоторые бояре, сетуя на суровость и высокомерное обращение с ними Московских государей, приписывали эту перемену в обращении именно Софье Фоминишне и приехавшим с нею Грекам. Обвинять в каком-либо неприятном общем явлении одно известное лицо - это слишком обычная черта в человеческих обществах; бояре того времени конечно не смотрели на события с исторической точки зрения, которая обязательна для историка. Повторяем, гордый, повелительный тон, принятый Иваном III по отношению к своим боярам, и казни, которыми он иногда карал их наравне с другими подданными, прямо вытекали из предыдущей истории, нравов той эпохи и личного его характера.
   Если в чем особенно ясно выразилось влияние Софьи, женщины несомненно гордой, умной и энергичной, так это в вопросе о престолонаследии.
   От первой супруги своей Марьи Борисовны Тверской великий князь имел сына, по имени также Иван, прозванного Молодым в отличие от отца. Подобно тому, как сам Иван III еще при жизни своего отца Василия Темного был его соправителем и объявленным ему наследником, так и теперь Иван Молодой считался соправителем; в грамотах нередко он упоминается рядом с отцом и точно так же именуется великим князем. Очевидно, в Москве сознательно вводили перемену старшинства в целом княжеском роде, и старались упрочить порядок престолонаследия в прямой линии торжественным объявлением государева наследника, который при этом получал великокняжеский титул. Вероятно, и тут Москва руководствовалась примером Византии, где иногда император имел соправителя в лице брата или сына, пользовавшегося одинаковым титулом. Иван Молодой уже принимал деятельное участие в делах государственных и воинских походах. Впрочем, помянутый Контарини замечает, будто Иван Васильевич не особенно жаловал сына за какие-то дурные наклонности. Ему было 32 года отроду, когда он занемог ломотою в ногах (которую летописец называем камчугом). В службе великого князя, находился некто Леон, родом Жидовин из Венеции. Он начал лечить Ивана Ивановича и за его выздоровление поручился собственной головой. Больному он давал пить какое-то зелье (траву) и прикладывал ему стклянки с горячей водой. Но, очевидно, самоуверенность его не соответствовала его искусству. Ивану Молодому от этого лечения сделалось хуже, и он умер (1490 г.). Великий князь велел посадить Леона под стражу и, когда окончились сорочины или шестинедельный срок по смерти сына, приказал казнить несчастного лекаря. Ему отрубили голову на Болвановке.
   Замечательно, что это был не первый иноземный лекарь, поплатившийся тогда своей головой вследствие неудачного лечения. За пять лет до означенного случая в Москве захворал служилый татарский царевич Каракач. Его взялся лечить немецкий врач Антон; но не вылечил. Врача обвинили, будто он намеренно уморил больного. Великий князь выдал лекаря сыну Каракачеву. Татарин хотел было отпустить его за денежный выкуп; но Иван Васильевич не дозволил. Тогда Татары под Москворецким мостом на льду реки зарезали Антона ножом, "как овцу", по выражению летописца. Такая варварская расправа напугала других иноземцев; между прочим, Аристотель Фиоравенти хотел было уехать из Москвы. И тут Иван III поступил как настоящий деспот; он приказал посадить Аристотеля под стражу и таким образом насильно удержал его в своей службе.
   Иван Молодой оставил после себя малолетнего сына Димитрия от своей супруги Елены, дочери Молдавского господаря. Но Иван Васильевич имел от Софьи сына Василия (родившегося в 1479 г.). Естественно возник вопрос: кому из них быть наследником великого князя? Софья, конечно, хлопотала о назначении Василия. На его стороне находились и древние понятия о старшинстве. Казалось бы, что высшее боярство, стоявшее за старину, должно было также принять сторону Василия. Однако, наоборот, оно стало поддерживать Димитрия и его мать Елену; очевидно, тут действовало нерасположение к Софье, которой, как было сказано, приписывали тогда перемену в обращении великого князя со своими боярами. Нерасположение к ней простиралось до того, что ее даже обвиняли в отравлении Ивана Молодого. На стороне Софьи и Василия мы видим людей менее знатных, а именно часть детей боярских и несколько дьяков. Иван III колебался между внуком и сыном. Вдруг ему донесли, будто приверженцы Василия подговаривают его бежать из Москвы, захватить казну в Вологде и Белозерске и погубить своего соперника Димитрия. Донесли также на Софью, будто к ней тайком приходят какие-то лихие бабы с зельем. Иван III сильно разгневался и возложил опалу на сына и жену. Последней он стал остерегаться ("с нею нача жити в бережении"), а Василия велел держать под стражей. Шестеро из его оговоренных приверженцев были казнены (дьяк Стромилов, Яропкин, Поярков и пр.); многие дети боярские брошены в тюрьму; помянутые лихие бабы обысканы и ночью утоплены в Москве-реке. После того наследником своим великий князь объявил внука Димитрия.
   Чтобы подкрепить свой выбор всенародным актом, Иван Васильевич велел торжественно венчать внука. Обычай торжественного княжеского венчания или "посажения на стол" существовал на Руси издревле; с течением времени, при несомненном влиянии Византии, выработались сопровождавшие его обряды, пышность которых, конечно, увеличивалась в Москве по мере ее усиления. В данном случае мы впервые имеем летописное известие о венчании не самого великого князя, а его соправителя или собственного наследника. Летописи сохранили нам любопытные подробности этого обряда, подробности, которые в главных чертах сделались как бы обязательными для всех последующих русских коронаций. Торжество происходило 4 февраля 1498 года в новом Успенском соборе. Среди церкви на высоком помосте поставили три стула: для великого князя, его внука Димитрия и митрополита Симона; великий князь и митрополит сели на свои места, а Димитрий стал перед ними у верхней ступени помоста.
   "Отче митрополит! - сказал великий князь, - Божиим повелением от наших прародитель великих князей старина наша, оттоле и до сих мест огни великие князи сыном своим первым давали великое княжение, и яз был своего сына перваго Ивана при себе благословил великим княжением. Божия паки воля сталася, сына моего Ивана в животе не стало, и у него остася сын первой, Димитрий, и аз его ныне благословляю при собе и после себе великим княжением Владимирским и Московским и Новогородским, и ты бы его отче на великое княжение благословил".
   Димитрий приблизился и преклонил голову. Осенив его крестом, митрополит положил руку на его голову и произнес благословенную молитву. Потом великий князь возложил на внука бармы и шапку Мономаха, при чтении соответствующих молитв. Затем архидиакон с амвона возгласил многолетие "великому князю" Димитрию. Обоим великим князьям приносили поздравления иерархи, родственники, князья, бояре и прочие люди. В заключение митрополит и Иван Васильевич говорили Димитрию приличное поучение. Потом совершена была литургия. После чего Димитрий вышел из церкви в бармах и шапке. В дверях Успенского собора сын Ивана Васильевича Юрий трижды осыпал его золотыми и серебряными деньгами; то же самое повторил он перед соборами Архангельским и Благовещенским.
   Все это пышное венчание юного внука послужило как бы для того только, чтобы резче оттенить его печальную судьбу. Дело, основанное на подозрениях и сочиненных доносах, не могло быть прочно. Вероятно, хитрая Софья Фоминишна не дремала и скоро сумела обнаружить козни своих недоброжелателей. Уж в следующем году обрушилась жестокая опала на старую боярскую партию. Во главе этой партии стояли две знатных породнившихся между собой семьи, Патрикеевы и Ряполовские; первые происходили из рода Гедиминовичей, а вторые из рода Суздальских великих князей. Иван Юрьевич Патрикеев занимал первое место между московскими боярами при Василии Темном и при Иване III. Тем не менее его вместе с двумя сыновьями и с зятем Семеном Ряполовским великий князь велел заключить под стражу. Они были уличены в каких-то крамолах и обвинены в измене. Иван III осудил их насмерть; но, по ходатайству духовенства, Патрикеевых, отца и старшего сына, помиловал от казни, позволив им постричься в монахи; младшего сына оставил под стражей; а Семену Ряполовскому отрубили голову на Москве-реке (дело было в феврале месяце). Спустя еще три года, Иван Васильевич возложил опалу на внука своего Димитрия и мать его Елену, посадил их под стражу, и запретил поминать на ектениях Димитрия великим князем. А вслед затем благословил на великое княжение сына своего Василия, и его имя после того в грамотах пишется рядом с именем отцовским. Стефан, воевода Молдавский, узнав об опале своей дочери Елены и внука, рассорился с Иваном III и в отместку ему задержал его посла Димитрия Ралева со многими мастерами, которых тот навербовал в Италии по поручению великого князя и направился с ними в Москву южным путем, а не северным, по причине войны Москвы с Литвой и Ливонией. Только с большими хлопотами, издержками и проволочками Иван III выручил их при посредстве своего союзника Менгли-Гирея Крымского, почти в конце своего царствования (1504 г.).
   Любопытна судьба двух свояков Ивана III, братьев Софьи Фоминишны. Младший, Мануил, скучая праздной жизнью в Риме, отправился в Константинополь ко двору Магомета П. Султан принял его милостиво, назначил ему содержание, но не дал никакой высокой должности; а сын его уже является мусульманином на военной султанской службе. Старший, Андрей, титулярный деспот Морейский, остался в Риме ей своим маленьким двором на папском иждивении; недовольствуясь им, он пытался умножить свои доходы тем, что продавал разным лицам придворные византийские титулы и давал на них свои хризовулы. Наконец, он продал свои права на Византийский престол Французскому королю Карлу VIII, который носился с планом обратного завоевания Византии у Турок и предпринял свой известный поход в южную Италию, как первый шаг к этому завоеванию. Андрей два раза приезжал в Москву, очевидно, не столько для свидания с сестрою и зятем, сколько за щедрым денежным вспоможением. Во второй раз он приехал (в 1490 г.) вместе с послами великого князя Димитрием и Мануилом Ралевыми (сыновья вступившего в московскую службу знатного греческого выходца Иоанна Ралопалеолога). Они тогда привели из Италии многих мастеров, "стенных, палатных, пушечных и серебряных" (в том числе лекаря Леона). Андрей умер в начале XVI столетия (1502). Его сын Константин, хотя и принял титул Морейского деспота, был простым капитаном в папской гвардии и немногим пережил отца. Таким образом, ближайшие права на Византийское наследство перешли к Софье Фоминишне, или собственно, к ее потомству, т.е. к великим князьям Московским*.
   ______________________
   * О смерти Ивана Молодого и лекаре Леонте П. С. Р. Л. Т. VI. 239. и Ник. Л. VI. 125. О лекаре Антоне у Карамз. к т. VI. прим. 318, ссылка на летопись Львова. О казни приверженцев Василия и Софьи П. С. Р. Л. Т. VI. 279. Венчание внука Димитрия в Софийск. Воскреси. Никон, и в С. Г. Г. и Д. II. N 25. Герберштейн. "Чин поставления на в. княжество Димитрия, внука Ивана 111". (Летоп. Занятий Археогр. Ком. Вып. 3. 1864). "Историческое Описание Коронации" М. 1856. См. также Е.В. Барсова "Древнерусские памятники свящ. венчания царей в связи с греческими их оригиналами". М. 1883. Георгиевского "Коронование русских государей". (Рус. Обозрение. 1895). Ноябрь. Напрасно некоторые приписывали торжественный обряд венчания на царство влиянию Софьи. Данный

Другие авторы
  • Франко Иван Яковлевич
  • Бажин Николай Федотович
  • Горбунов Иван Федорович
  • Прутков Козьма Петрович
  • Волошин Максимилиан Александрович
  • Шатобриан Франсуа Рене
  • Бирюков Павел Иванович
  • Балтрушайтис Юргис Казимирович
  • Ковалевская Софья Васильевна
  • Щербань Николай Васильевич
  • Другие произведения
  • Шекспир Вильям - Полонский Л. Отелло
  • Ходасевич Владислав Фелицианович - Памяти Б. А. Садовского
  • Кирпичников Александр Иванович - Гофман, Эрнст Теодор Вильгельм Амадей
  • Каченовский Михаил Трофимович - О послании к Привете
  • Куприн Александр Иванович - Царицынское пожарище
  • Брюсов Валерий Яковлевич - Н. А. Некрасов как поэт города
  • Мансырев С. П. - Мои воспоминания о Государственной думе
  • Полевой Ксенофонт Алексеевич - Из "Записок о жизни и сочинениях Николая Алексеевича Полевого"
  • Добролюбов Николай Александрович - Лучи и тени. Сорок пять сонетов Д. фон Лизандера. - Стихотворения В. Баженова. - Стихотворения Александрова
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - Любовь не помогает...
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 435 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа