Главная » Книги

Иловайский Дмитрий Иванович - История России. Том 2. Московско-Литовский период или собиратели Руси, Страница 27

Иловайский Дмитрий Иванович - История России. Том 2. Московско-Литовский период или собиратели Руси


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

он повторяет почти то же, но с некоторыми вариантами: "Прежде Москвитяне были в таком рабстве у Татар Заволжских, что между прочим их князь выходил за город навстречу всякому ханскому послу и ежегодно приезжавшему сборщику податей, и пеший вел его лошадь под уздцы до дворца. Посол садился на княжеском престоле, а князь, преклонив колена, выслушивалпосольство". (Архив Истор.-юридич. Свед. Калачова. II. Полов. 2-я. М. 1854. стр.33). Герберштейн говорит только, что Иван III выслушивал послов стоя, когда они сидели. Он же сообщает, как Софья удалила Татар из их Кремлевского подворья. Любопытен ярлык Ахмата Ивану III в 1476 г. (Известия Археол. Общ. Т. X. 1884 г. стр. -270): хан приказывает заплатить себе дань "60 000 алтын вешнею, да 60 000 алтын осеннею". "А на себе бы еси носил Батыево знамение у колпака верх вогнув ходил". По объяснению архимандрита Леонида, сообщившего сию грамоту, будто бы это Батыево знамение и была пресловутая ханская басма.

Вопреки фактам и очевидности, С.М. Соловьев в своей "Истории России" или обходит молчанием, или явно преуменьшает то влияние, которое имело Татарское иго на русские нравы и учреждения. По поводу этого вопроса, между прочим, обращаю внимание на помянутый выше дневник Клавихо, испанского посла в Азию к Тамерлану (Сборн. Ак. Н. XXVIII). Тут любопытны татарские обычаи, наблюдавшиеся при встречах, приемах и содержании иноземных посольств; например, посылание им корма, старание скрыть невыгодные факты, подозрительность, доходившая до лишения их свободы, и т.п. черты, которыми отличаются московские дипломатические порядки со времен Ивана III.
   ______________________
  
   Около двух столетий с половиной тяготело над Россией варварское иго и не могло не оставить глубоких следов в нравах, государственном складе и вообще в гражданственности русской земли, особенно в ее восточной или московской половине. Своим давлением оно немало способствовало ее объединению, ибо заставляло народ сознательно и бессознательно тянуть к одному средоточию и сплачиваться около него ради восстановления своей полной самобытности и независимости; как это обыкновенно бывает у народов исторических, одаренных чувством самосохранения и наклонностью к государственной жизни. Но восстановляя свое политическое могущество, Русский народ во время долгой и тяжкой борьбы невольно усвоил себе многие варварские черты от своих бывших завоевателей. То не были испанские мавры, оставившие в наследие своим бывшим христианским подданным довольно высоко развитую арабскую культуру; это были азиатские кочевники, во всей неприкосновенности сохранившие свое полудикое состояние. Жестокие пытки и кнут, затворничество женщин, грубое отношение высших к низшим, рабское низших - к высшим и тому подобные черты, усилившиеся у нас с того времени, суть несомненные черты татарского влияния. Многие следы этого влияния остались в народном языке и в некоторых государственных учреждениях.
   Из великих уделов Северо-Восточной Руси оставались еще два самостоятельных княжения, Тверское и Рязанское: оба они уже находились в более или менее тесной зависимости от Москвы, и наступало время окончательного слияния. Первый черед выпал на долю Твери.
   Со своим шурином, юным великим князем Тверским Михаилом Борисовичем, Иван III долгое время жил в мире и дружбе. Между ними заключались новые договорные грамоты, которые подтверждали как бы прежние отношения, основанные на началах братства, и прежнюю самобытность Тверского княжения; причем оба они обязывались взаимной помощью против Татар, Литвы, Немцев и других внешних врагов. Но в действительности эту помощь пришлось оказывать только Москве; так по требованию Иоанна, Тверские полки участвовали и в двух его новгородских походах, и в ополчении, стоявшем на берегах Угры. В самом Тверском княжении наступила внутренняя тишина; удельные князья уже не заводят споров за старшинство или за волости со своим великим князем, ибо он находился под покровительством могущественной Москвы. Но зато эти удельные князья сознают близкий конец Тверской самостоятельности, и заблаговременно ищут себе убежища и милостей у московского государя. Одним из первых выехал к нему на службу князь Холмский Даниил Дмитриевич, знаменитый Московский воевода, победитель Новгородцев на берегах Шелони. За удельными князьями стали переходить на московскую службу тверские бояре, пользуясь своим старым правом отъезда; за боярами потянули и дети боярские, военное или служилое сословие по преимуществу. Летописец объясняет это движение очень просто: между тверскими и московскими служилыми людьми на границах часто возникали порубежные споры и причинялись взаимные обиды; причем, если обижены бывали Тверичи, то они не могли добиться никакой управы на Москвичей, а если жаловались Москвичи, то их великий князь посылает к Тверскому с угрозами и с требованием всякого удовлетворения. Очевидно, сильные соседи теснят слабых, и последние сами стараются примкнуть к сильнейшей стороне. А порубежные столкновения сделались еще чаще, когда Новгородская земля была присоединена к Москве, и Тверское княжество теперь со всех сторон было охвачено Московскими владениями; только на западе оно еще граничило с Литовско-Русским государством. Ближайшие сношения Москвы с Новгородом производились через Тверскую землю: следовательно, уже само географическое положение делало почти невозможным ее дальнейшее самостоятельное существование.
   Михаил Борисович Тверской меж тем возмужал, и, сознавая свое стесненное положение, попытался было, по примеру предшественников, противопоставить Москве союз с Литвой; он заключил с Казимиром IV договор на условиях взаимной помощи. Около того же времени он лишился своей первой супруги, дочери киевского князя Семена Олельковича, и начал сватать за себя внучку Казимира. Но в Москве зорко следили за соседями. Иван III немедленно объявил войну и двинул рать, которая начала разорять Тверскую землю. Казимир, по обыкновению, не оказал никакой помощи. Михаил попросил мира, и получил его, но уже на условиях младшего брата и подручника (1483 г.). Переход тверских бояр в московскую службу усилился. Михаил Борисович попытался снова войти в тайные сношения с Казимиром. Но его гонец с грамотами был перехвачен. Тогда Иван Васильевич счел возможным нанести последний удар. Он сам выступил в поход: при его войске находился известный Аристотель, управлявший пушками и пищалями. 8 сентября 1485 года Москвичи стали под Тверью; 10-го зажгли посады, а 11-го тверские князья и бояре приехали в стан московского государя и били челом о принятии в его службу. Михаил Борисович, видя вокруг себя измену и опасаясь плена, в ту же ночь с небольшой дружиной бежал в Литву. На следующий день город отворил ворота, и жители принесли присягу на верность великому князю Московскому. Тверские бояре и дети боярские получили от него грамоты на свои вотчины. Мать Михаила Борисовича была отправлена в заточение в Переяславль-Залесский за то, что пыталась припрятать сыновнюю казну, т.е. золото, серебро и дорогие камни, и тайком отправить все это в Литву к сыну. Сам Михаил провел остаток жизни в Литве, получив от короля несколько сел на свое содержание. Спустя несколько лет, Иван III велел расписать Тверскую землю по-московски в сохи, для чего послал своих писцов в города: Тверь, Старицу, Зубцов, Опоки, Клин, Холм, Новый Городок и Кашин*.
   ______________________
   * Летописи: Софийская, Воскресен., Никонов. Татищев. Соб. Г. Г. и Д. I. NN 88 - 89 и 119 - 120. Акты, относящ. к Истории Запади. России. NN 79 и 89. В "Путешествии по Полесью" Шпилевского (Современ. 1853. N8) сообщается, что в Несвижском замке показывают портрет молодой женщины в русском платье и что, по преданию, это дочь последнего Тверского князя, вышедшая замуж за одного из Радивилов. А.К. Жизневский обращался к владетелю Несвижского замка кн. Радзивилу; нотам никакого портрета тверской княжны не нашли; а нашли портрет будто бы самого князя Михаила Борисовича и прислали фотографический снимок ("Портрет Твер. в. князя Мих. Борисовича". Изд. Тверской ученой Архивн. комиссии. Тверь. 1889). Год присоединения Твери показан различно: по Софийской летописи оно совершилось в 1485, а по Воскресен., Никонов, и Татищеву в 1486. Карамзин и Соловьев держались первого года, Борзаковский в своей "Истории Тверского княжества" (стр. 202) принимает последний год, впрочем, не представляя своих оснований. Если верна дата, означенная на посольских речах от Казимира IV к Ивану III 1486 годом 25 сентябрем (Акты Зап. Росс. I. N 89), то упомянутое здесь бегство Михаила в Литву надобно отнести к предыдущему, т.е. 1485 году.
   ______________________
  
   Так тихо, почти без кровопролития, совершилось присоединение Тверской земли к Московскому государству. Да при умной политике Иоанна едва ли и могло быть иначе. Военно-служилое сословие, как мы видели, само тянуло к Москве; а масса населения, по своим преданиям, религии, народности и по своему политическому быту не отличаясь от коренного Московского населения, не имела никаких серьезных поводов стоять за свою самобытность. Слияние с Москвою представляло так мало затруднений, что Иван III, по-видимому, ограничился только незначительным выводом или взаимным перемещением тверских землевладельцев в Москву, а московских в Тверь.
   Тверская самобытность не успела пустить таких корней и развить такие областные отличия, какие мы встречаем в другом большом русском княжении, т.е. в Рязанской земле, самостоятельное существование которой насчитывало более четырех столетий своей древности. Поэтому понятна постепенность и осторожность, с какими Иван III действовал по отношению к этой земле.
   Мы видели, что в 1456 году малолетний рязанский князь Василий Иванович был взят Василием Темным на воспитание в Москву, а в рязанские города посланы московские наместники. Казалось бы, рязанская самобытность могла легко быть уничтожена в это время. Однако Иван III вскоре после своего вокняжения отпустил Василия Ивановича в его наследственный удел и затем женил его на своей сестре Анне. Этим поступком он избавлял себя от возможных мятежей и разных движений со стороны рязанского населения, все еще дорожившего своей самобытностью и преданного своему княжескому роду; Татарское иго еще не было уничтожено, и хан Золотой Орды легко мог бы подать руку всякому рязанскому движению. Вместо того, Иван III в лице своего шурина Василия Ивановича приобрел себе верного подручника, оставив ему внешнюю тень самостоятельности. Преданность последнего еще увеличилась, когда с согласия московского государя он присоединил к Рязани и древний Пронский удел, а князья Пронские вступили в московскую службу. Впрочем, это единство рязанской земли вскоре нарушилось. Василий Иванович скончался в 1483 году, разделив свои земли между двумя сыновьями, Иваном и Федором; младший получил себе некоторые области по Оке, именно: Перевитск и Старую Рязань, т.е. древнее ядро Рязанской земли. Оба они княжили под опекой своей матери Анны, которая поддерживала неуклонное согласие с Москвой, оказывала полное послушание своему брату Ивану III и подолгу гостила у него на Москве. Вообще Рязанские князья последнего периода их самобытности отличаются миролюбивым характером, явной недолговечностью и малосемейностью. Старший брат Иван Васильевич умер с небольшим 30 лет от роду (в 1500 году), оставив маленького сына Ивана. Спустя три года, умер и младший брат Федор; будучи бездетным, он отказал свои удел не малолетнему племяннику, а своему дяде по матери, т.е. самому великому князю Московскому. Таким образом, уже в конце своего царствования Иван III мирно и беспрепятственно присоединил к Москве приблизительно третью часть Рязанской земли, предоставляя своему сыну покончить с ее остальной частью*.
   ______________________
   * Источники и подробности см. в моей "Истории Рязанского княжества".
   ______________________
  
   Кроме таких крупных приобретений, как Новгород, Тверь и часть рязанской земли, Иван III далеко подвинул дело государственного единства и многими другими воссоединениями и промыслами. Так он окончательно соединил с Москвой княжества Ярославское (в 1463 г.) и Ростовское (1474 г.) с помощью денежных сделок. Двоюродный дядя Ивана, престарелый князь Верейский Михаил Андреевич перед смертью (1485) вынужден был завещать Ивану свой удел помимо собственного сына, который убежал в Литву.
   Любопытны отношения великого князя к его родным братьям. Старший из них Юрий умер бездетным (1472), и великий князь взял себе его удел, т.е. Дмитров, Можайск и Серпухов. Около десяти лет спустя, умер также бездетным другой брат Андрей Меньшой, отказав свой удел (Вологду и Тарусу) Ивану III, которому он задолжал до 30 000 рублей ордынских даней. Но два остальные брата, не столь покорные великому князю, причинили ему немало беспокойств: это были Борис Волоцкой и особенно Андрей Большой Углицкий. Напрасно Иван старался связать братьев договорными грамотами, которые точно определяли их подчиненные к нему отношения; причем они обязывались признать старшинство и своего племянника Ивана Молодого. Эти братья считали себя обделенными, не получив части ни в уделе умершего Юрия, ни в волостях Великого Новгорода. Открытая неприязнь вспыхнула по следующему поводу. Князь Иван Оболенский-Лыко, назначенный Московским наместником в Великие Луки, отличался грабительством; по жалобе населения Иван III нарядил над ним суд и велел ему возвратить жителям награбленное (в 1479 г.). Тогда Оболенский-Лыко отъехал от него на службу к его брату Борису Волоцкому. Но отъезд от великого князя к удельному не был уже так свободен, как, наоборот, от удельного к великому. Не обращая внимания на древнее право отъезда, Иван потребовал у брата выдачи отъехавшего; однако получил отказ. У Оболенского было село в Боровской волости, и, когда он приехал в это село, боровский наместник Образец, по тайному приказу великого князя, схватил Лыка и в оковах отвез в Москву.
   Услыхав о таком насилии, Борис Волоцкой и Андрей Углицкий соединились вместе и решили оружием защищать свои права. Около них собралось около 20 000 ратной силы, и они двинулись в Новгородскую землю, где тогда также готовился мятеж. Великий князь прибег к переговорам, для которых употребил архиепископа Вассиана Ростовского. Братья переменили направление и двинулись к литовским границам, а потом вошли в Псковскую землю. Между тем произошло нашествие хана Ахмата. Иоанн употреблял все усилия потушить междоусобную войну в самом начале и обещал братьям исполнить их требования. Наконец мать их, инокиня Марфа, митрополит Геронтий и архиепископ Вассиан успели помирить братьев, и они явились на берега Угры на помощь великому князю против Татар. Когда миновала опасность, Иоанн весьма скупо наградил братьев землями; причем постарался обязать их новыми договорами и клятвами.
   В 1484 году скончалась супруга Василия Темного старица Марфа, которая из всех своих сыновей особенно любила Андрея Большого и всегда была его защитницей перед великим князем. Однажды до Андрея дошел слух, что великий князь намерен его схватить. Андрей сам сообщил о том Ивану Васильевичу; последний клятвенно отверг такое намерение и велел наказать кнутом того боярского сына (Татищева), который в шутку пустил ложный слух (1488). Однако, спустя года три, слух оправдался. Андрей ослушался старшего брата и при одном походе Московской рати не прислал своего полка на помощь; когда после того он приехал в Москву в гости к великому князю, то был взят под стражу и потом умер в заключении (1494). Сыновья его также подверглись заточению, а удел взят великим князем. На просьбы митрополита об освобождении Андрея Иван отвечал, что ему жаль брата, но что освободить его не может во избежание будущих смут. Очевидно, своим характером и своими притязаниями Андрей Большой более других братьев казался опасен для внутреннего спокойствия в Московском государстве. Борис Волоцкой мирно владел своим уделом до смерти (1497)*.
   ______________________
   * Летописи: Архангельская, Софийская, Татищев. С. Г. Г. и Д. !.NN 90, 92,93,96, 97,99, 113, 118,121, 122. II. N 22. Акты, относящ. к Истории Запад. России. I. N 71. Продолж. Древ. Рос. Вивл. III и IV.
   ______________________
  
   Далее, при Иване III совершилось окончательное присоединение к Москве земель Вятской и Пермской, т.е. обширного бассейна рек Камы, Вятки и Вычегды. Вятчане уже при Василии Темном приведены были в зависимость от великого князя московского; но буйная вятская вольница продолжала время от времени делать судовые грабительские набеги не только на татарские земли, но и на соседние московские владения, особенно на волость Устюжскую. Между прочим, в 1471 году вятские ушкуйники спустились по Волге до самого Сарая и жестоко его разграбили, пользуясь отсутствием золотоордынского хана Ахмата. С соседними казанскими татарами вятчане то воевали, то мирились, не справляясь с волей великого князя, которому иногда отказывали в поставке вспомогательной рати. По желанию Ивана III, митрополит Терентий писал увещательные грамоты вятчанам, убеждая их оставить грабительства христианских городов и селений, возвратить захваченный полон и смириться перед великим князем; причем грозил затворить у них храмы и прекратить богослужение. Но эти увещания не действовали на людей, отличавшихся особой загрубелостью своих нравов и пренебрежением церковных правил; от московских же воевод, приходивших их усмирять, они не один раз отделывались помощью подкупа. Иван III решил наконец прибегнуть к самой сильной мере. В 1489 году он послал на Вятку рать в 64 000 человек под начальством надежных воевод, князя Даниила Щени и Григория Морозова. 16 августа они явились под Хлыновым. Вятчане попробовали опять прибегнуть к поминкам и к изъявлению мнимой покорности. Воеводы подарки приняли, а на изъявление покорности отвечали требованием выдать главных крамольников и отворить город. Вятчане выпросили два дня сроку на размышление; но по истечении их отвечали отказом. Тогда воеводы начали готовиться к приступу; каждому ратнику велено было принести, сколько может, смолы и бересты, а каждым 50 человекам изготовить по две сажени плетня, чтобы приставить его к городским стенам и зажечь. Ввиду грозившей гибели граждане наконец сдались, и выдали трех своих коноводов, Аникеева, Лазарева и Богадайщикова. Вслед за Хлыновым на верность московскому государю присягнули и другие города вятской земли: Котельнич, Орлов, Слободской и Шестаков. Иоанн трех помянутых коноводов велел бить кнутом и повесить; а с вятчанами поступил так же, как с новгородцами: значительная часть их была выведена в московские города; торговые люди поселены преимущественно в Дмитров. Захваченные при этом в плен и привезенные в Москву союзники вятчан, некоторые вотякские или арские князьки, были отпущены Иваном обратно на родину; а поселившиеся на Вятке татары также присягнули на московское подданство, и за ними оставлены их земли на поместном праве.
   Так называемая Малая Пермь или Зыряне Вычегодские окончательно вошли в состав Московского государства вместе с покорением земли новгородской. Великая Пермь или Зыряне верхней Камы, имея своего туземного князя, считались московскими данниками; но, по-видимому, не всегда признавали эту зависимость. В 1472 году Иван III послал воеводу князя Федора Пестрого для покорения пермской земли. Он разбил Пермяков, взял их города, в том числе Чердынь на Каме, Искор на Колве; привел всю землю в московское подданство; а ее князя Михаила пленником отправил в Москву с частью добычи, состоявшей преимущественно из соболей. Впрочем Иоанн на первое время оставил в Перми туземных князей, и только в конце своего царствования водворил там своего наместника. Покорение пермской земли повело за собою походы на ее восточных соседей, Югру и Вогулов, которых князьки делали набеги на эту землю. Атакие походы распространили московское владычество до самого Уральского хребта или Каменного пояса и даже заставили перейти на другую его сторону. В этом отношении особенно замечателен поход 1499 года. По приказу великого князя Устюжане, Двиняне и Вятчане в числе 5000 человек выступили на Самоедов, Югру и Вогулов под начальством трех воевод: князя Симеона Курбского, Петра Ушатого и Заболоцкого-Бражника. Достигнув реки Печоры, они заложили на ее берегу крепость. Отсюда на лыжах двинулись к Уральским горам; перешли их с великим трудом и, спустясь в равнину Обдорскую, побрали многие укрепленные городки югорские и вогульские с их жителями и князьками, которых заставляли присягать на верность Московскому государю*.
   ______________________
   * Софийск., Никонов., Архангел. Акты ИстОрич. I. NN97 и 98. Карамзин к т. VI, прим. 462. "История Вятского края", составленная Васильевым и Бехтеревым. Вятка. 1870. Оксенова "Политич. отношения Москов. государства к Югорской земле в 1455 - 1499 гг." (Ж. М. Н. Пр. 1891. Февраль).
   ______________________
  
   Присоединив вечевые общины Новгородскую и Вятскую, Иван III оказал пощаду младшему брату Великого Новгорода, Пскову, и пока оставил за ним его вечевое устройство. Но за все время его княжения псковские отношения к Москве представляют постепенный и неуклонный переход от прежней самобытности к полному подчинению. Отношения эти главным образом вращались около назначения князя-наместника. Уже Василий Темный начал стеснять псковский обычай выбирать себе князя целым вечем и прямо назначил сюда одного из своих служебных князей, Владимира Андреевича. Псковичи думали воспользоваться кончиной Темного и восстали на князя Владимира; причем столкнули его с вечевой степени и с бесчестьем выпроводили из Пскова. Владимир поехал жаловаться на них в Москву; но вслед за ним прибыло псковское посольство и било челом новому государю, чтобы он держал Псков по старине и не нарушал его вольностей. Иван III показал сначала гнев; однако смягчился и дал Псковичам такого князя, какого они сами просили. Но московские князья-наместники обыкновенно пользовались богатой Псковской землей для своей наживы и утесняли население поборами и судебными продажами (пенями); поэтому редко уживались в мире с псковским вечем. Псковичи часто жалуются великому князю и просят дать другого князя. Иван III, смотря по обстоятельствам, иногда удовлетворял этим жалобам, особенно во время своей борьбы с Новгородом, против которого Псковичи должны были посылать вспомогательные войска; а иногда упорно отказывал им в перемене наместника. После первой Новгородской войны. Псковичи просили у Ивана III себе князем Ивана Васильевича Стригу-Оболенского; но великий князь отвечал, что Стрига ему самому нужен, и прислал брата его Ярослава Васильевича (1472 г.). Сей последний оказался человеком жадным и буйным. Он потребовал от веча увеличения судебных пошлин и пеней как для себя, так и для своих наместников по пригородам. Вече обратилось с жалобами в Москву; но великий князь принял сторону своего наместника, и Псковичи принуждены были заплатить князю Ярославу 130 рублей за те недоимки, на которые он изъявлял притязания. Тщетно добивались они смены этого князя, пока не произошло открытого столкновения.
   Раз (в 1476 г.) какой-то псковитин ехал с возом капусты через торговую площадь мимо княжего двора; один из княжих шестников (слуг или дружинников) взял с воза кочан капусты и дал его княжему барану. Отсюда началась брань горожан с шестниками; от брани скоро дело дошло до драки. Шестники пошли на горожан с ножами и стрелами; а безоружный народ оборонялся камнями и палками. Сам Ярослав, бывший тогда во хмелю, вышел в панцире и стал стрелять в толпу. Но весть о драке разнеслась по городу, и народ начал сбегаться уже с оружием в руках. Только пользуясь наступившими сумерками, посадники, бояре и житьи люди успели прекратить драку и увести Ярослава на сени. Всю ночь Псковичи держали стражу вокруг княжего двора, потому что шестники грозили зажечь город и во время пожара бить горожан. Наутро собралось вече и решило отказать Ярославу в княжении. Но Ярослав, не обращая на то внимания, продолжал оставаться во Пскове и ожидал, чем решит великий князь. А последний, несмотря на все жалобы и челобитья Псковичей, еще целые полгода оставлял у них наместником Ярослава и только в феврале 1477 года, в виду новой войны с Новогородцами, приказал ему выехать со всем своим двором в Москву и на его место назначил князя Василия Васильевича Шуйского. Последний оказался не лучше своего предшественника, и также отличался пьянством и грабительствами. А спустя пять лет, мы снова встречаем во Пскове Ярослава Васильевича Оболенского. Вторичное его наместничество ознаменовалось в особенности волнениями по вопросу о смердах.
   Псковские смерды или свободное сельское население жило на землях, принадлежавших не частным владельцам, а самому господину Пскову, и за пользование своими участками обложено было данями в пользу псковского князя и господина Пскова, а также разными натуральными повинностями, например, работами по городским укреплениям и т.п. Московская политика, очевидно, пользуясь стесненным положением смердов, старалась расположить их в свою пользу. Наместник великого князя начал хлопотать о том, чтобы освободить смердов от даней государю Пскову и сохранить только дани псковскому князю. Но так как невозможно было провести это намерение с помощью самого веча, то наместник прибег к грубому обману. При содействии некоторых московских сторонников из бояр и с помощью подкупленного ларника Есифа, ведавшего вечевой архив, хранившийся в Троицком соборе, Ярослав Васильевич тайком вынул из ларя грамоту, определявшую положение смердов, и подменил ее новой; о чем под рукой сообщено было и самим смердам. Последние вдруг отказались от исполнения некоторых повинностей и даней; когда же их хотели уличить на основании смердьей грамоты, то вместо нее в архиве оказалась совершенно другая, подложная. Тогда во Пскове произошло сильное волнение. Народ с веча бросился грабить дома некоторых старых посадников, заподозренных в составлении подложных грамот. Одного из них, по имени Гаврила, казнили на вече; трое других, Степан Максимович, Леонтий Тимофеевич и Василий Коростовой, успели бежать в Москву; их заочно приговорили к смертной казни, и этот приговор скрепили так наз. "мертвою грамотой", а именье их опечатали. Осужденный на казнь, ларник Есиф также успел убежать. Вожаки непокорных смердов были наказаны и брошены в тюрьму. Самому же главному виновнику подлога, т.е. князю Ярославу, Псковичи не осмелились причинить никакой обиды. Вече отправило посольство в Москву с объяснениями дела и с просьбой не гневаться на Псковичей за учиненную расправу. Но великий князь изъявил неудовольствие на их самоуправство, и потребовал немедленного освобождения смердов, отпечатания имущества посадников и уничтожения мертвой грамоты. По этому поводу во Пскове обнаружилась рознь между богатыми и бедными гражданами: бояре и житьи люди склонялись к покорности, имея в виду недавний пример Новгорода и спасая свой вечевой быт; а меньшие люди, не желавшие отказаться от даней и повинностей смердов в пользу города, не соглашались исполнить московское требование, и настаивали на новых челобитных посольствах в Москву. Целые два года (1483 - 1485) тянулось это дело; Псков отправил к великому князю пять посольств, стоивших до тысячи рублей, и все-таки должен был уступить его требованиям: заключенные смерды выпущены на свободу, мертвая грамота уничтожена, и три опальные посадника спокойно воротились на родину.
   Вскоре потом дело это опять возобновилось. Один священник нашел у Наровских смердов (в области реки Наровы) уцелевший список со старой смердьей грамоты и начал читать ее вслух; но какой-то смерд вырвал у него грамоту из рук; смерда схватили и засадили в тюрьму. Псковичи были настолько наивны, что немедленно снарядили новое посольство в Москву с известием об отысканной старой грамоте и с жалобами на князя Ярослава и его пригородских наместников. Но тут оказалось, что в Москве менее всего заботились о подлинности подобных грамот.
   Великий князь дал посольству гневный ответ.
   "Давно ли я простил вам вашу вину; а вы опять пристаете со смердами!"
   Относительно жалоб на Ярослава Иван III сказал, что для разбора их пришлет во Псков своих бояр. Разбор этот, по-видимому, не привел ни к чему: Ярослав Васильевич остался наместником во Пскове, где умер в 1497 году и погребен в Троицком соборе.
   Благодаря своей покорности, Псковичи действительно успели все время Ивана III сохранить свой вечевой быт. Весьма возможно также, что великая княгиня Софья Фоминишна исполнила когда-то данное ею обещание и была верной ходатайницей за Псковичей перед своим супругом*.
   ______________________
   * Летописи Псковские. Дело о Смердьей грамоте, весьма отрывочно и неясно рассказанное в летописи, лучше всего разъяснено в помянутом выше труде проф. Никитского "Очерк внутренней истории Пскова", гл. IV.
   ______________________
  
   Даннические отношения к Золотой Орде кончились. Но две главные ее ветви, Казань и в особенности Крым, долго еще не давали покоя Московскому государству и заставляли его тратить много сил на борьбу с ними. Крымская Орда пока ограничивала свои разорительные набеги Юго-Западной и Литовской Русью, благодаря дружественным отношениям Ивана III к Менгли-Гирею и их общей борьбе с Золотоордынскими ханами. Относительно Казани Иван III держался энергической политики, мстя Казанцам за их набеги и опустошения и стараясь поставить их в вассальные отношения к Москве; для чего пользовался внутренними казанскими смутами, в особенности спорами разных царевичей за престол. Отсюда видим целый ряд русских походов в ту сторону. Московские походы были преимущественно судовые и напоминали прежние походы великих князей Владимирских на Камских Болгар. Обыкновенно отряды из разных областей спускались по Волге и ее притокам к Нижнему Новгороду, и от этого сборного пункта уже соединенной ратью двигались на Казань. А конница по-прежнему ходила берегом - сквозь земли Мордвы и Черемисов. Вообще эти далекие походы были сопряжены с большими трудностями и потерями.
   В Казани царствовал сын Махмутека Ибрагим. Недовольные им казанские вельможи вступили в тайные сношения с его дядей Касимом, известным московским служилым царевичем. Иван III дал ему войско и послал на Казань. Но казанские вельможи обманули Касима и не соединились с ним. Русское войско должно было возвращаться домой в холодную дождливую осень; причем, оказался такой недостаток в продовольствии, что, по замечанию летописца, ратники принуждены были есть мясо в постные дни (в 1467 г.). Походы возобновлялись и в следующие годы, а в 1469 году их было два: один весной, другой летом. Весенний поход рассказан в летописях с разными подробностями о мужестве русских отрядов, доходивших до самых стен Казани и разоривших ее посады, но действовавших без должного единства и потому воротившихся без решительного успеха. Более удачен летний поход, совершенный под начальством Иоанновых братьев, Юрия и Андрея Большого; осажденный ими Ибрагим смирился и выдал всех русских пленников, захваченных его Татарами в течение сорока лет. По смерти Ибрагима за престол спорили два его сына, от разных матерей, Алегам (собственно Ильгам) и Магомет-Аминь. Последний убежал в Москву и отдался под покровительство Ивана III; притом же мать его Нур-Салтан, вдова Ибрагима, вышла замуж за московского союзника Менгли-Гирея. Великий князь послал большую рать; главными воеводами были князья Данило Холмский и Семен Ряполовский (1487 г.). Несколько недель они осаждали Казань; наконец Алегам сдался и отослан на заточение в Вологду. На его место посажен Магомет-Аминь в качестве московского подручника и на Казанскую область наложены дани, которые собирались московскими чиновниками. Около десяти лет царствовал Магомет-Аминь; но за свои насилия и грабительства был изгнан возмутившимися казанскими мурзами, с которыми соединились князья Ногайские. Иван III вновь смирил Казанцев и по их просьбе вместо Магомет-Аминя посадил у них младшего его брата от Нур-Салтан, Абдул-Летифа; а первому дал в кормление доходы с городов Каширы и Серпухова, где он также отличился насилиями и алчностью. По доносам и жалобам недовольных казанских вельмож, Летиф потом по приказу Ивана был схвачен и заточен на Белоозеро (1502 г.); а в Казани снова посажен Магомет-Аминь. Но он обманул расчеты Ивана III. Очевидно, в Казани была сильная партия, никак не хотевшая помириться с подчинением Москве. Хан последовал ее внушениям и внезапно отложился. Когда русские купцы приехали на казанскую ярмарку в июле 1505 года, они вместе с великокняжеским послом были схвачены, частью убиты, частью ограблены и выданы Ногаям. Пользуясь болезненным состоянием приближавшегося к гробу Ивана Васильевича и происшедшим отсюда замедлением в делах, Магомет-Аминь подступил даже к Нижнему Новгороду; но был отбит, благодаря мужеству великокняжеского наместника Хабара-Симского, которому помогли содержавшиеся здесь литовско-русские пленники, искусные в стрельбе из пушек. Вслед затем Иван III скончался; восстание и нападения Казанцев остались пока безнаказанными*.
   ______________________
   * Летописи: Софийск., Архангел., Воскресен., Никонов., Татищев. Разрядные книги в Моск. Архиве Мин. Ин. Дел. N I. Крымские и Ногайские дела (ibid). История о Казанском царстве. Прекрасный свод относящихся сюда источников см. также в исследов. о Касимов, царях - Вельяминова-Зернова. Ч. 1-я. Исследование Перетятковича - "Поволожье в XV и XVI вв.". М. 1877 года.
   ______________________
  
  

XII. Литовские отношения и внутренние дела при Иване III

Отношения к Казимиру IV. - Александр Казимирович и брак его с Еленой Ивановной. - Неудовольствия между тестем и зятем. - Отложение Северских князей от Литвы. - Московско-Литовская война. - Захват ганзейских купцов. - Магистр Плеттенберг и война Московско-Ливонская. - Перемирие с Орденом и Литвой. - Сношения с Габсбургами и другими государями. - Аристотель Фиоравенти. - Успенский собор и прочие сооружения. - Иноземные мастера. - Вопрос о браках. - Перемена обхождения с боярами и влияние Софьи. - Кончина Ивана Молодого. - Придворные партии. - Венчание внука Димитрия и его опала. - Новгородская ересь Жидовствующих. - Переход ее в Москву. - Архиеп. Геннадий. - Собор 1490 года. - Иосиф Волоцкий и его Просветитель. - Колебания великого князя. - Собор 1503 г. Вопросы о вдовых священниках и монастырском землевладении. - Казни еретиков. - Судебник 1497 г. - Характер и завещание Ивана III Великого.

   Мы видели, как Литва при Ольгерде и Витовте, овладев землями Чернигово-Северской и Смоленской, вошла в непосредственное соседство с Московской, и тогда же начались военные столкновения между двумя собирательницами Руси. Литва, пользуясь внешней независимостью, опередила Москву в деле этого собирания и при первых столкновениях имела над ней некоторый перевес. Но мало-помалу Московская Русь с торжеством вышла из трудного периода всякого рода внешней и внутренней борьбы, и вслед затем с ее стороны немедленно начинается наступательное движение на Русь Литовскую, т.е. стремление распространить свою объединительную деятельность на ближайшие к себе области этой Руси.
   Уже падение Великого Новгорода ясно показало, насколько государь Литвы и Польши Казимир IV уступал Московскому государю Ивану III в личной энергии и государственной политике. Некоторые историки ссылаются на то, что король в своих денежных и военных средствах зависел от польских сеймов и что внимание его было постоянно отвлекаемо на запад отношениями Прусскими, Чешскими, Венгерскими, Молдавскими. Но ослабление королевской власти в Польше отчасти обусловливалось тем же недостатком энергии и государственных способностей; а силами Литовского великого княжества Казимир, если бы умел, мог бы располагать так же полновластно, как его предшественник Витовт или как Иван III располагал средствами своего Московского государства. Что касается до отвлечения разными внешними отношениями, то Иван был занят ими все свое царствование. Кроме личных качеств, перевес на стороне последнего скорее обусловливался тем, что собирание областей Восточной и Северной Руси сопровождалось тесным их сплочением в одно государственное тело; ибо это были области однородные, т.е. единоплеменные и единоверные, и политика Московская прямо стала на строго национальную почву, без всяких колебаний и сделок. Тогда как Литовское великое княжество уже само по себе представляло внутренний религиозный раздел между православной Русью и католической Литвою; а уния с католической, сеймовой Польшей, при ее стремлении к захвату Русских земель, еще более увеличивала этот внутренний разлад, который неизбежно отражался в колебательной и выжидательной политике Казимира IV, и без того не отличавшегося деятельным, твердым характером.
   После присоединения Великого Новгорода главным предметом столкновений служили мелкие князья Чернигово-Северские, которые мало-помалу начали переходить из Литовского подданства в Московское вместе со своими "дольницами", т.е. уделами. Так поступали князья Воротынские, Одоевские, Белевские. Перешедшие тянули за собой родичей, оставшихся под Литвой, и, в случае их упорства, иногда делали вооруженные нападения на их волости, грабили их и частью отнимали. Отсюда возникли многие жалобы и частые пересылки Казимира с Иоанном. Любопытно следить за ответами сего последнего, которые, смотря по обстоятельствам, то были уклончивые и неопределенные, то прямые и откровенные. Например, на жалобу короля по поводу перехода помянутых князей в Московское подданство, Иван III между прочим пишет: "Ведомо королю самому, что нашим предкам великим князьям, да и Литовским великим князьям, князья Одоевские и Воротынские на обе стороны служили с отчинами, а теперь эти наши слуги старые к нам приехали служить с своими отчинами, так они наши слуги". Далее, Казимир жаловался на обиды и нападения пограничных московских людей, на то, что Димитрий Воротынский, отъезжая в Москву, захватил некоторые литовские волости, и пр. "Свои шкоды (убытки) поминаешь - ответил ему Иоанн, - а о наших забыл, сколько наших именитых людей твои люди побили. Ездили наши люди на поле оберегать христианство от бусурманства, а твои люди на них напали из Мценска, Брянска и других мест; из Мценска же наезжики перебили сторожей наших на Донце, ограбили сторожей алексинских, сторожей на Шати, из Любутска нападали на Алексин".
   Нет сомнения, что к отложению Северских князей от Литвы и переходу на сторону Москвы, кроме единоверия и единоплеменности с последней, склоняли как разные неудовольствия против Литовского правительства, так и искусные подговоры и убеждения, шедшие от Московского великого князя. Хорошо изучив характер своего западного соседа и его нерасположение к решительной политике, Иоанн неуклонно продолжал действовать в том же направлении. Таким образом, несмотря на явно враждебные отношения и пограничные драки, до открытой войны дело не доходило. Казимир ограничивался тем, что возбуждал против Москвы Татар Золотоордынских, а Иоанн поднимал на Литву Крымских, и мы знаем, какие великие опустошения в те времена претерпела Литовская Русь от его союзника Менгли-Гирея.
   По смерти Казимира IV, Иван III, пользуясь разделением Литвы от Польши и зная невоинственный характер нового Литовского государя Александра Казимировича, стал действовать еще решительней и прямо открыл военные действия; причем его воеводы отчасти опустошили, отчасти заняли несколько пограничных мест. Угрожаемая с одной стороны Москвой, с другой Крымцами, Литва искала средства к прочному миру. Советники Александра думали найти это средство в брачном союзе с Москвой. Началось сватовство великого князя Литовского за Елену, старшую дочь Иоанна от Софьи Фоминишны. В Москве отнеслись к этому сватовству благосклонно; но объявили, что прежде должен быть заключен мир с уступкой всего приобретенного Московским великим князем; а между тем военных действий не прекращали. Мало того, в посольских грамотах, отправляемых в Литву, Московский государь, вместо прежнего простого титула "великий князь", начал писать так: "Иоанн Божию милостию государь всея Руси и великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Тверской, Югорский, Болгарский и иных великому князю Александру Литовскому". Нововведение по отношениям и понятиям того времени весьма важное. Однако на первое время воздержались от спора. После разных пересылок, в январе 1494 года в Москву прибыло из Литвы большое посольство, с Петром Белым воеводой Трокским и Станиславом Гаштольдовичем старостой Жмудским во главе. Оно заключило мир, по которому было уступлено Москве несколько пограничных волостей и признаны в ее подданстве отошедшие к ней со своими вотчинами князья Новосильские, Одоевские, Воротынские и Белевские. Затем окончен и вопрос о сватовстве. Иоанн согласился выдать свою дочь за Александра, предварительно взяв с него грамоту, по которой тот обязался отнюдь не принуждать Елену к перемене Греческой веры на Римскую.
   В январе следующего 1495 года новое литовское посольство приехало в Москву за невестой. Отслушав обедню в Успенском соборе, Иоанн торжественно, в присутствии своего семейства и бояр, передал дочь Елену литовским послам. На дорогу он снабдил ее подробным наказом, как она должна вести себя в чужой земле; причем особая забота опять посвящалась вопросу вероисповедному. "В латинскую божницу не ходить, - подтверждал наказ, - а ходить в свою церковь; захочет посмотреть латинскую божницу или монастырь, то может посмотреть один раз или дважды. Если будет в Вильне королева, мать Александрова, ея свекровь, и если пойдет в свою божницу, а ей велит идти с собою, то Елене провожать королеву до божницы, и потом вежливо отпроситься в свою церковь, а в божницу не ходить". Условлено было, чтобы венчание происходило тотчас по прибытии невесты в Вильну. Но, по приезде сюда, сопровождавшие Елену московские бояре, с князем Семеном Ряполовским и Михаилом Русалкой во главе, тщетно настаивали, чтобы это венчание совершилось в православной церкви и русским владыкой. Великая княжна направилась сначала в церковь Рождества Пречистой, где ее встретил архимандрит Макарий, возведенный в сан западнорусского митрополита, и отслужил молебен. Княгиня Марья, жена Семена Ряполовского, и жена Русалки, по московскому обычаю, расплели ей косу, причесали голову, возложили на нее кику и покрывало, и осыпали ее хмелем; сопровождавший Елену священник Фома прочел молитвы и благословил ее крестом. Отсюда она отправилась в католический собор св. Станислава, где ее ожидал великий князь Александр. Под ноги великой княжны подостлали кусок бархата и сорочек соболей. Венчальный обряд совершал латинский епископ. Тут дело не обошлось без столкновения. Священник Фома, стоя около невесты, начал вполголоса говорить ей молитвы; княгиня Марья Ряполовская держала над ней венец, а дьяк Кулешин имел наготове сткляницу с вином. Епископ пытался их отстранить, но князь Семен настоял на выполнении приказа Иоанна. Фома дал Елене выпить вина; после чего сткляницу бросили на землю и растоптали, по русскому обычаю. Радея об исполнении своих обычаев, московские бояре потом поставили на вид Александру и то обстоятельство, что на следующий день после венчания у него "не было мыльни".
   Этот брачный союз не только не скрепил заключенного перед тем мира, но скоро послужил источником новых неудовольствий. Обе стороны увидели свои надежды обманутыми: Александр думал с помощью жены обеспечить свои земли от всяких притязаний со стороны тестя; а Иоанн рассчитывал посредством дочери и ее будущих детей иметь влияние на Литовскую Русь.
   Первым поводом к неудовольствию и жалобам послужил все тот же вероисповедный вопрос, в котором московская ревность к православию натолкнулась на такую же ревность католическую. Иоанн изъявил желание, чтобы для дочери его была построена особая "церковь Греческаго закону на переходех подле ея хором", т.е. при Виленском дворе. Александр отвечал, что по привилегиям, данным земле его, он обязался не прибавлять в ней греческих церквей, и что в городе есть близко греческая церковь, куда его княгиня может ходить свободно. Иоанн хотел, чтобы при Елене оставалось несколько московских бояр и детей боярских, пока она привыкнет к чужой стороне; Александр вскоре отослал их обратно; причем писал тестю: "У нас, слава Богу, слуг много; есть кому служить нашей великой княгине". Иоанн оскорблялся подобными ответами и продолжал настаивать на построении особой придворной церкви, но безуспешно. Этого мало: до великого князя Московского доходит слух, что его зять, подчиняясь внушениям папы Александра VI, начал понуждать свою супругу к переходу в католичество. Иоанн посылает сказать дочери, что пусть лучше она пострадает и примет смерть, чем изменит православию.
   К этих неудовольствиям присоединились пререкания о титуле; так как Александр в посольских грамотах не хотел писать тестя государем всея Руси. А Иоанн не исполнял просьбы зятя помирить его с Менгли-Гиреем Крымским и Стефаном Молдавским, На границах продолжались враждебные столкновения между жителями обеих сторон, продолжались переходы людей из литовского подданства в московское и захваты Литовских владений. Александр, очевидно, в государственной политике был еще ниже своего отца, и дал волю проискам католического духовенства для разных притеснений православной церкви. По крайней мере, один из князей Вельских, остававшихся в литовском подданстве, Семен Иванович (брат помянутого выше Федора Вельского), в 1499 г. перешел в московскую службу, ссылаясь прямо на притеснения православию и понуждения к перемене веры. Его примеру последовали потомки известных московских перебежчиков времен Темного, именно внук Шемяки Василий и сын Ивана Андреевича Можайского Семен. Они поддались государю Московскому с городами Черниговым, Гомелем, Любичем, Рыльском, Новгород-Северским. Таким образом, большая часть Черниговско-Северской земли воссоединялась с Восточной Русью. Подобное приобретение, конечно, не могло обойтись без войны. Иоанн послал воевод, которые заняли ближайшие северские города, Мценск, Серпейск, Масальск, Брянск, Путивль, и также смоленский город Дорогобуж. И уже после открытия военных действий он послал зятю объявление войны. Литовско-русское войско, предводимое своим гетманом, князем Константином Острожским, на берегах Ведроши, около Дорогобужа, встретилось с большой Московской ратью, в которой главным воеводой был князь Даниил Щеня. Битва произошла 14 июля 1499 года и окончилась полным поражением Литовцев. Сам Острожский и некоторые другие их предводители попали в плен. Московские войска имели еще несколько успешных дел в разных местах. Но попытка взять Смоленск не удалась. Затем война между Москвой и Литвой тянулась еще четыре года, но без решительных действий с той или другой стороны.
   В этой войне союзником Иоанна были Молдавский господарь Стефан и Крымский хан Менгли-Гирей, а сторону Литвы держали незначительные Золотоордынские ханы, сыновья Ахмата. Зато Александру удалось приобрести важного и деятельного союзника против Москвы в лице Ливонского магистра.
   С тех пор как П

Другие авторы
  • Греков Николай Порфирьевич
  • Батеньков Гавриил Степанович
  • Гельрот Михаил Владимирович
  • Нелединский-Мелецкий Юрий Александрович
  • Слетов Петр Владимирович
  • Чеботаревская Анастасия Николаевна
  • Гутнер Михаил Наумович
  • Зайцевский Ефим Петрович
  • Метерлинк Морис
  • Шахова Елизавета Никитична
  • Другие произведения
  • Чуйко Владимир Викторович - В. В. Чуйко: биографическая справка
  • Немирович-Данченко Василий Иванович - Бродяга на отдыхе
  • Есенин Сергей Александрович - Русь
  • Добролюбов Николай Александрович - Николай Владимирович Станкевич
  • Плеханов Георгий Валентинович - Еще о Чернышевском
  • Рашильд - Рашильд: краткая справка
  • Розанов Василий Васильевич - Поездка в Ясную Поляну
  • Замятин Евгений Иванович - Уездное
  • Месковский Алексей Антонович - А. А. Месковский: краткая библиография
  • Вонлярлярский Василий Александрович - Байя
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 379 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа