Главная » Книги

Иловайский Дмитрий Иванович - История России. Том 2. Московско-Литовский период или собиратели Руси, Страница 12

Иловайский Дмитрий Иванович - История России. Том 2. Московско-Литовский период или собиратели Руси


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30

Рязанским в 1402г. упоминаются князья Тарусские наравне с Новосильским, как подручники Москвы; "те князи со мною один человек" (ibid. N 36). Следовательно, великий князь довольствовался их верною службою и пока не заменял их своими наместниками. Что же касается до Мещеры или области Мещерского городка, лежащего на Оке, то он был куплен еще отцом Василия Димитрием Донским у местного владетеля Александра Уковича; о чем говорится в договорных грамотах Москвы с Олегом Рязанским 1381 г. и с сыном его Федором 1402 года (ibid. NN 32 и 36). Мещерский городок, разоренный Татарами, около того времени возобновлен под именем Нового Низового Городка, а после он назван Касимовым по имени Татарского царевича, которому был пожалован Иваном III. Любопытно, что покупкою Мещерской волости, лежавшей между землями Рязанскою и Муромскою, Димитрий Донской отделил одну от другой эти земли, которых князья принадлежали к одной ветви и которые в церковном отношении составляли одну епархию. По поводу сношений с Византией, см. письмо патриарха Константиноп. Антония IV к Василию Дмитриевичу в Рус. Ист. Библ. VI. Приложения. Он упрекает Василия за непозволение поминать Византийского царя в диптихах. О том см. проф. Сокольского: "О характере и значении эпанагоги". (Византийский Временник. Т. I. Вып. I).
   ______________________
  
   Смуты и междоусобия, происходившие тогда в Золотой Орде, немало помогли успехам Москвы и Литвы на поприще собирания Руси.
   Тохтамыш был последним ханом, успевшим восстановить единство и могущество Кипчакского царства и сделать его страшным для своих соседей. После Батыя и Узбека он является третьим знаменитейшим властителем Золотой Орды. Но его собственное высокое мнение о своем могуществе, без сомнения, внушило ему несчастную для него мысль вступить в борьбу с тем самым Тамерланом, которому он был обязан своим воцарением на Сарайском престоле. Главною причиною его вражды, вероятно, была династическая ревность. Как прямой потомок Чингиз-хана, Тохтамыш с неудовольствием смотрел на главенство Тамерлана (собственно Тимур-Ленга), который происходил от местных князей Джагатайской Орды и не имел законного права на верховную власть. Тимур сам сознавал за собою недостаток этого права и потому держал при себе кого-либо из потомков Чингизовых, которому предоставлял достоинство верховного хана, конечно, номинальное. Тохтамыш видел в Тимуре второго Мамая и надеялся, вероятно, точно так же низвергнуть его владычество над Чингизидами. Поводом к столкновению послужило, по-видимому, отнятие у Кипчакского царства некоторых Закаспийских областей и, между прочим, важного города Ургенча, на Аму-Дарье. Тохтамыш открыл неприязненные действия нападением на пограничные с его царством Джагатайские улусы. Тимур, выступив из своей столицы Самарканда, перезимовал в окрестностях Ташкента, куда собралась его огромная рать, и в 1392 году двинулся прямо на север к реке Тобол. Отсюда он свернул на запад, переправился через Яик там, где Тохтамыш его не ожидал, и затем где-то в Приволжских степях дал великую битву Золотоордынскому хану, который также успел собрать большие силы: в числе его войска находились отряды Камских Болгар, Черкес, Алан, Башкир и даже Русских. Сражение было упорное. Но военное искусство, введенное у Татар Чингизом и значительно усовершенствованное Тимуром, а также неизменное счастье последнего одержали вверх. Разбитый Тохтамыш спасся на правую сторону Волги, а его рассеянные орды, преследуемые неприятелем, устлали степь своими трупами на расстоянии целых 200 верст. Но Тамерлан ограничился только разграблением Золотой Орды и ушел назад, обремененный громадною добычею, состоявшею из пленников, скота и всякого имущества. После его удаления Тохтамыш продолжал властвовать в Кипчакском царстве и скоро оправился от своего поражения.
   Прошло три года. Тимур стоял лагерем у подножия Кавказа, на берегу Куры, когда узнал, что Тохтамыш готовится к новой против него войне. Тогда он Дербентским проходом перешел на северную сторону Кавказа и встретился с Тохтамышем около берегов Терека. Эта вторая их исполинская битва также показала, что Тохтамыш имел не особенно преувеличенное мнение о своем могуществе и был почти достойным противником Тимуру. Кипчаки уже расстроили левое крыло неприятельской армии, потеснили ее центр и проникли до самого Тимура. Последний едва спасся от смерти или плена. Воины левого крыла бросились на колена, выставили перед собою щиты и из этой ограды осыпали стрелами нападавших Кипчаков. Когда же некоторым Тимуровым воеводам удалось зайти в тыл неприятелю, часть Кипчакского войска подалась назад. Еще победа далеко не была решенною; но Тохтамыш не обладал железной энергией своего противника и, утомясь битвой, отчаявшись в успехе, обратился в бегство с своими приближенными беками и мурзами. Тогда его войско упало духом и было окончательно разбито. Тимур торжественно принимал поздравления с победой от окружавших его ханов и от своих сыновей, которые при этом, по татарскому обычаю, сыпали ему на голову горсти драгоценных камней.
   На этот раз победитель не оставил в покое своего побежденного противника. Он преследовал его далеко на север и принялся жестоко разорять Кипчакское царство, посылая сильные отряды на восток до Волги, на запад до Днепра. Во время этого похода часть его орды вступила в южные пределы Рязанского княжества; несчастный город Елец со своим удельным князем Федором и со всем населением сделался жертвою нашествия. Отсюда Темир Аксак или Железный Хромец - как называют его наши летописи - двинулся на север, разоряя селения по обоим берегам Дона.
   Известие о новом страшном нашествии привело в ужас и смятение Северную Россию. Но тут молодой Московский князь обнаружил бодрость духа и распорядительность. Василий Димитриевич поспешил собрать северное ополчение и, поручив Москву своему дяде Владимиру Андреевичу Храброму, сам стал во главе ополчения и расположил его под Коломною на берегу Оки, готовясь умереть или отразить нашествие. В храмах столицы меж тем духовенство и народ усердно молились об отвращении бедствия. По желанию великого князя, митрополит Киприан послал во Владимир за иконою Богоматери, принесенною когда-то Андреем Боголюбским из Киева. Митрополит с духовенством и Владимир Андреевич с боярами и народом торжественно встретили эту драгоценную святыню за городскими стенами на так называемом Кучковом поле; потом поставили ее в соборном Успенском храме. Заступничеству Богоматери и было приписано совершившееся в то время отступление Татар. По возвращении в Москву великий князь, в память этого избавления, построил в честь Богородицы храм на Кучковом поле и при нем основал монастырь (Сретенский); с тех пор Русская церковь уставила праздник Сретения 26 августа, т.е. в день принесения иконы в Москву.
   Наступившие осенние холода и непогоды, а также бедность страны, столько раз разоряемой Татарами, конечно, немало повлияли на решение Железного Хромца оставить дальнейший поход на север и повернуть на юг к Азовскому морю. Там он разорил богатый город Азов, складочное место генуэзских и венецианских товаров; потом разгромил Черкесов и Алан и направился в Грузию; но, услыхав о мятеже Астраханских татар, он посреди зимы, несмотря на глубокие снега, явился перед Астраханью. Тщетно жители усилили свои укрепления вновь сооруженными ледяными стенами: город был взят и разорен. В тот же поход Тамерлан разграбил и разорил Золотоордынскую столицу Сарай и затем ушел назад в Азию*.
   ______________________
   * Cheref-eddin-Aiy Histoire de Timur-bec. Trad, par Petis de Lacroix. P. 1792. Charmoy - Expedition de Timur ou Tomerlair centre Togtamiche, 1391. (Mem. de I'acad. des sciences. VI serie. St. Prsb. 1835). Хаммер Пургсталь - Geschichte der Goldenen Horde. Иванина "О военном искусстве и завоевания Монголо-Татар при Чингиз-хане и Тамерлане". Спб. 1875. "Жизнь и деяния великого Тамерлана". Соч. Клавихо. Днев. путешествия в Самарканд. Текст с переводом и примеч. И.И. Срезневского". (Сборник Акад. Н. XXVIII. Спб. 1881). "Автобиография Тамерлана". Перевод с тюркского Н. Лыкошина. Ташкент. 1894. Строгую заметку Н.И. Веселовского на этот перевод см. в Ж. М. Н. Пр. 1896. Январь. По сказанию мусульманского писателя Ибнарабшаха, главным виновником войны Тимура с Тохтамышем будто бы явился эмир Идику (Эдигей). Он у Тохтамыша был в числе начальников левого крыла, но потерял его расположение и, угрожаемый смертию, обманул его и бежал к Тимуру, которого подстрекнул к походу на Дешт-Кипчакского хана. После поражения Тохтамыша Идику обманул Тимура и ушел от него с своими Татарами в Золотую Орду, судьбами которой распоряжался в течение 20 лет. (Тизенгаузена - "Сборник". 457 - 474). По известию Эддзехеби, Идики (Эдигей) был только вторым эмиром, т.е. начальником левого крыла, а первым или начальником правого крыла был Текини (Тегиня); тем не менее Идики пользовался наибольшем влиянием на султана (Ibid. 553). Но известный мурза Тягиня принадлежит позднейшему времени.

В Русских летописях Тимур Аксак или Железный Хромец (буквальный перевод татарского Тимур-Ленк) сделался предметом двух особых легенд или сказаний. Во-первых, сложилось сказание о том, как он был сначала атаманом разбойников, постепенно сделался могучим государем, и как победил Баязета, султана Турецкого. Во-вторых, сказание о его войне с Тохтамышем и нашествии на Русь, связанное с легендою о чудотворной Боголюбской иконе, перенесенной из Владимира в Москву. Содержание этой легенды следующее: в тот самый день, когда чудотворную икону принесли в Москву, Темир Аксак, две недели стоявший станом на берегах Дона, увидел во сне высокую гору, с которой шли к нему святители с золотыми жезлами в руках, и вдруг в воздухе над ними явилась жена в багряных ризах, окруженная множеством светлых воинов, которые грозно устремили на него свое оружие. Хан в испуге проснулся, и вскоре велел своей рати идти назад. По этой легенде Русь обязана своим избавлением от Тимура заступничеству Богоматери и молитвам московского святителя Петра митрополита. См. летописи: Софийскую 2-ю, Воскресенскую, Тверскую, Никоновскую (в которой эти сказания повторяются дважды, по двум редакциям, почти то же у Татищева) и Степей, книгу.
   ______________________
  
   Удар, нанесенный Кипчакскому царству этим Татарским завоевателем, был столь жесток и силен, что после того оно уже не могло достаточно оправиться. В Сарае всегда проживало много русских пленников, торговцев, послов и даже князей. Они были свидетелями Тимурова погрома, и, конечно, вся Русь скоро о нем узнала. Естественно, явилось убеждение, что наступил конец Татарскому игу. Однако события вскоре показали, что Орда все еще не так бессильна, как о ней думали. Первому пришлось испытать на себе эту силу гордому государю Литвы и Западной Руси.
   Тамерлан отдал Золотую Орду одному из сыновей Урус-Хана, бывшего Тохтамышева соперника. Но по уходе завоевателя в Сарае возвысился старый хитрый мурза Эдигей, служивший некоторое время у Тамерлана; он стал играть роль Мамая, т.е. свергать и возводить ханов и управлять их именем. Он посадил на престол одного из царевичей ордынских, Тимур Кутлуя. Меж тем Тохтамыш нашел убежище во владениях Витовта. Этот последний вздумал воспользоваться низверженным ханом для того, чтобы подчинить своему влиянию самую Золотую Орду, и с ее помощью расширить пределы своего государства на счет соседей, особенно со стороны Северной и Восточной России. Для этих целей надобно было прежде всего воротить престол беглецу, и, когда из Орды прибыло посольство в Литву с требованием о выдаче Тохтамыша, Витовт отвечал: "иду на Кутлуя". Поход, предпринятый Литовско-Русским государем против Татар, имел характер крестового похода. Папа Бонифаций IX особую буллою к духовенству Польши и Литвы велел проповедовать такой поход против нечестивых мусульман и давал разрешение от грехов всем участникам его. Витовт собрал большую рать; с ним соединилось до пятидесяти подручных ему мелких удельных князей Литвы и Юго-Западной Руси. Многие польские паны с своими дружинами приняли участие в походе; из их среды особенно выдавался Спытко из Мелыптина, владевший частью Подолья на правах литовского вассала. В состав Витовтовой рати вошел и значительный татарский отряд, предводимый Тохтамышем. Даже Тевтонские рыцари пришли к нему на помощь с несколькими стами панцирных всадников. При войске, кроме самострелов, находились и огнестрельные орудия, т.е. пушки и пищали. Польская королева Ядвига была еще жива и, томимая тяжелым предчувствием, не одобряла этого предприятия. Но Витовт, надменный своим могуществом, не хотел слушать предостережений и в июле 1399 года торжественно выступил в поход. По всем признакам, гром Куликовской битвы возбуждал его соревнование, и он надеялся собственною великою победою затмить славу Димитрия Донского.
   Семидесятитысячное христианское войско благополучно перешло за Днепр около Киева и углубилось в степи. Миновав Суду, Хорол, Псел, оно остановилось на берегу Ворсклы; на другом берегу ее появилась татарская орда, предводимая ханом Тимур Кутлуем. Этот последний, видя превосходство в силах на стороне противника, вступил с ним в переговоры, чтобы выиграть время: он поджидал к себе на помощь Эдигея с другою татарскою ордою. "Зачем ты идешь на меня, когда я не нападал на твой пределы?" - велел спросить Кутлуй. "Господь дал мне владычество над миром; плати мне дань и будь моим сыном", - гордо отвечал Витовт. Хан обещал платить дань; только на одно требование он не соглашался: чтобы на татарских монетах значились имя и печать Витовта. По этому поводу Татарин просил три дня сроку на размышление, а между тем осыпал великого князя подарками и занимал его своими посольствами. Но вот подоспел Эдигей с новыми силами. Он попросил Витовта выйти на берег реки для личного свидания. "Храбрый князь, - сказал он, - если Тимур Кутлуй хочет быть твоим сыном, так как он моложе тебя, то, в свою очередь, будь ты моим сыном; я старше тебя; поэтому плати мне дань и вели изображать мою печать на литовских монетах". Раздраженный такою насмешкою, Витовт приказал войску покинуть свой лагерь, огороженный телегами с железными цепями, затем перейти реку Ворсклу и начать бой. Благоразумный Спытко Мелыптинский пытался предостеречь великого князя и советовал ему заключить мир в виду большого превосходства Татар (число которых простиралось будто бы до 200 000). Но его советы возбудили ропот среди легкомысленной молодежи. Особенно горячился один польский пан, по имени Павел Щуковский. "Если тебе жаль расстаться с твоей красивой женой и твоими большими богатствами, - воскликнул он, - то не смущай по крайней мере тех, которые не страшатся умереть на поле битвы!" "Сегодня же я паду честною смертию, а ты трусом убежишь от неприятеля", - будто бы отвечал на это Спытко.
   Сражение возгорелось 12 августа, во вторник, уже поздним временем, т.е. далеко за полдень. Поднятая страшная пыль скрывала движения Татар. Варвары успели окружить христианских рыцарей, перебили у них коней и заставили их защищаться пешими. Надежда на пушки оказалась обманчива; эти неуклюжие, неповоротливые орудия мало вредили легкой татарской коннице, которая то рассыпалась, то соединялась в массу, смотря по ходу боя. Однако Витовт успел было потеснить стоявшего перед ним Эдигея. Но Тимур Кутлуй зашел в тыл христианскому войску и решил победу. Первый обратился в бегство Тохтамыш с своими Татарами; а за ним вскоре последовал и Витовт с своими боярами и братом Сигизмундом. Наступившая ночь покровительствовала их бегству. Много Литовско-Русских князей и вельмож полегло на поле битвы или попало в плен. В числе павших находились двое Ольгердовичей, Андрей Полоцкий и Димитрий Корибут Брянский (столь успешно предводительствовавшие на Куликовом поле), далее Глеб Святославич Смоленский, Иван Юрьевич Бельзский и другие. Спытко Мельштинский так же остался на месте; а хвастливый пан Щуковский действительно спасся бегством. Весь лагерь со всеми запасами и пушками достался в добычу неприятеля. Очевидно, Витовт, соревнуя Димитрию Донскому, на этот раз не сравнялся с ним быстротою действия, умными предосторожностями и выбором места для битвы. На открытом ровном поле, не огражденном ни с какой стороны естественною защитою, тяжелое или малоподвижное христианское войско подверглось всем невыгодам своего положения в виду обычной татарской тактики. Татары преследовали бегущих до Киева. Тимур Кутлуй взял большой окуп с этого города "будто бы 3000 руб., да еще с Печорского монастыря 30 руб.". Варвары опустошили Киевскую и Волынскую области до самого Луцка, и затем воротились в свои степи, обремененные огромною добычей и пленниками. Тимур Кутлуй вскоре после этого похода умер; Эдигей возвел на престол Кутлуева брата Шадибека. Несколько лет спустя, Тохтамыш погиб в южной Сибири; по некоторым известиям, он пал от руки самого Эдигея*.
   ______________________
   * Длугош, Стрыйковский, Летопись Быховца, Хроника Даниловича. Софийская, Воскресенская, Никоновская. Татищев почти буквально повторяет Никоновскую.
   ______________________
  
   Поражение Витовта на Ворскле имело немаловажные последствия для восточной Европы. Ослабив, хотя и временно, великое княжество Литовское, оно нанесло удар замыслам Витовта на Северную и Восточную Россию и задержало расширения его пределов с этой стороны. В Москве не без тайного удовольствия смотрели на ожесточенную борьбу двух своих главных врагов: Орды и Литвы. Поражение этой последней немедленно отразилось на судьбе Смоленского княжения.
   Смольняне, тяготившиеся литовским владычеством, вошли в сношение с своим прирожденным князем Юрием Святославичем, жившим в Рязани у своего тестя Олега. В 1400 году Юрий со слезами начал просить тестя: "Прислали ко мне смоленские доброхоты с известием, что многие хотят меня видеть на моей отчине и дедине; сделай милость, помоги мне сесть на великом княжении Смоленском". Олег исполнил его просьбу. В следующем 1401 году Рязанский князь явился под Смоленском и объявил гражданам, что если они не примут к себе Юрия, то он не уйдет до тех пор, пока не возьмет города и не предаст его огню и мечу. В городе произошла распря: одни стояли за Витовта, другие за Юрия. Последняя сторона пересилила, и в августе месяце Смольняне отворили ворота. Юрий дал волю своему жестокому нраву и отпраздновал свое возвращение убийством наместника и главных сторонников Витовта. В происшедшей затем войне Литвы с Рязанцами и Смольнянами Витовт сначала потерпел неудачу. Олег думал, что настала пора отнять у Литвы некоторые ее захваты в области Северян и Вятичей, и отправил своего сына Родослава для завоевания Брянского княжения. Но счастье опять изменило ему и перешло на сторону противника. Витовт послал против Рязанцев войско под начальством искусного вождя Симеона Лугвеня Ольгердовича, с которым соединился Александр Патрикиевич, удельный князь Стародубский. Возле городка Любутска (на Оке) Рязанцы понесли жестокое поражение (1402). Сам Родослав попался в плен и был заключен в темницу, где томился целые три года, пока не был выкуплен. Престарелый Олег не перенес этого тяжелого удара и вслед за тем скончался.
   Тогда изменилось и положение Юрия Смоленского.
   Хотя весною 1404 года Витовт тщетно осаждал Смоленск и громил пушками его крепкие стены, но и после своего отступления он обнаруживал твердое намерение овладеть городом. Притом многие бояре и граждане, возмущенные жестокостями Юрия, дружили Литовскому государю. Не имея более никакой помощи извне, Юрий обратился к Московскому великому князю. Он лично прибыл в Москву и умолял Василия Димитриевича оборонить его от Литвы, обещая быть ему верным подручником. Василий хотя и не отказывался помочь Юрию, но медлил и, очевидно, колебался поднять оружие против своего тестя. Вероятно, влияние энергичной Софии Витовтовны немало участвовало в этом колебании. А между тем Витовт воспользовался отсутствием Юрия, снова подступил к Смоленску, и бояре сдали ему город летом того же 1404 года. Он также отчасти казнил, отчасти изгнал многих своих противников; но, как ловкий политик, постарался привлечь к себе жителей разными льготами и отвратить их от Юрия. Весть о взятии Смоленска возбудила в Москве сильное негодование, которое обрушилось на Юрия; он поспешил уехать в Новгород, где был принят радушно и получил в управление несколько городов.
   Теперь сделалось ясно, что Витовт, оправившись от поражения на Ворскле, возобновил свои притязания на земли Новгородско-Псковские. Уже в следующем 1405 году он напал на Псковскую область, взял город Коложе, избил и пленил много народу. Новгородцы по обыкновению или не поспевали вовремя со своею помощью или совсем отказывали в ней. Тогда Псковичи обратились с просьбою о защите к великому князю Московскому, Он наконец понял всю опасность, грозившую от Литвы, решил разорвать мир с своим тестем и послал свои полки воевать сопредельные литовские земли. В течение трех лет (1406 - 1408) война между тестем и зятем возобновлялась ежегодно. Три раза Василий и Витовт выступали друг на друга с большим войском; но каждый раз они уклонялись от решительной битвы и расходились, заключив перемирие. Очевидно, на эту нерешительность влияли и родственные отношения, и обоюдная осторожность в виду сильного противника. Последняя их встреча произошла в сентябре 1408 года на реке Угре, составляющей границу их владений. Постояв друг против друга на противоположных берегах этой реки, оба великие князя заключили мир, по которому каждый остался при том, что имел. Витовт после того не предпринимал более серьезных попыток ни против Москвы, ни против Новгорода и Пскова; следовательно, этою войною Москва удержала Витовта от дальнейших захватов на севере и востоке Руси.
   Та же война имела и другие следствия. Многие знатные Русские и Литвины, по тому или другому поводу недовольные Витовтом, воспользовались его разрывом с Москвою, и искали в ней убежища. Особенно много было выходцев из ближайших южнорусских областей, Черниговской и Северской. В числе их явился (в 1408 г.) родной брат польского короля, удельный Северский князь Свидригелло Ольгердович, который не хотел быть подручным Витовта, имея сам притязания занимать великокняжеский Литовский стол. Василий очень обрадовался такому выходцу, и дал Свидригеллу в кормление несколько важнейших городов, а именно Владимир, Переяславль, Юрьев, Волок Ламский, Ржев и половину Коломны. Такая щедрость к иноплеменнику возбудила неудовольствие Северноруссов, которое отразилось и в их летописях, и тем более, что Свидригайло во время происшедшего затем нашествия Эдигея, вместо ожидаемой от него храброй обороны, постыдно бежал назад в Литву с своею многочисленною свитою, ограбив на дороге город Серпухов. Может быть, он рассчитывал с помощью Василия свергнуть Витовта или разделить с ним Литовско-Русские земли, и, обманувшись в этих расчетах, обнаружил теперь свое неудовольствие на Московского князя. Но и в Литве ему не посчастливилось: он был схвачен и заключен под стражу в городе Кременец.
   Замечательна судьба последнего Смоленского князя.
   Юрий Святославич недолго побыл в Новгороде, и, когда произошел разрыв Василия с Витовтом, вновь явился в Москве вместе с бывшим удельным князем Вяземским Семеном. Великий князь дал им в кормление город Торжок. Тут буйный нрав бывшего Смоленского князя, соединенный с наклонностью к разгулу, довел его до гнусного преступления. Он воспылал страстью к прекрасной Юлиании, супруге своего товарища и подручника князя Семена Вяземского. Встретив решительное сопротивление со стороны добродетельной Юлиании, хотел употребить насилие, и, когда она стала защищаться ножом, убил ее. В то же время убил и ее супруга. Как ни грубы еще были нравы того времени и как ни много позволяли себе князья, однако такое вероломное нарушение всех правил человеческих и христианских возбудило общее негодование против Юрия. Изгнанный Василием или сам поспешивший покинуть Торжок, Юрий ушел в Орду. Но не нашедший нигде приюта, после нескольких месяцев скитания, он, больной и с удрученным духом, укрылся в один из рязанских монастырей к некоторому игумену Петру, и тут вскоре окончил свою жизнь*.
   ______________________
   * Лет.: Софийская, Воскресен., Тверск. и Никонов. О поступке Юрия с Юлианией кратко в Софийской и Воскресенской. См. ссылки Карамзина на лет. Архангельскую и Троицкую (к т. V. прим. 196).
   ______________________
  
   Продолжавшиеся смуты и нестроения в Золотой Орде поощряли великого князя Московского к достижению полной независимости. Честя небольшими дарами послов татарских, он почти прекратил уплату даней, под предлогом народной бедности, и совсем перестал ездить в Сарай. Он не был там ни при Темир Кутлуе, ни во все восьмилетнее царствование Шадибека. А между тем во время своей войны с Витовтом Московский князь получил от последнего хана войско на помощь. Уже и Шадибек был свержен, и на место его Эдигей возвел Кутлуева сына Булат-бея. Василий Дмитриевич не только не ехал на поклон к новому хану, но еще дал убежище у себя соперникам его, двум сыновьям Тохтамыша, конечно, с явным желанием поддерживать смуты и междоусобия ордынские. Эта более смелая и решительная политика в отношении к Золотой Орде находилась в связи с переменою влиятельных лиц при Московском дворе. Старые бояре, советники и сподвижники Димитрия Донского, большею частью умерли или утратили свое влияние; Василий окружил себя более молодыми и менее опытными боярами, которые выросли при других впечатлениях. Они с детства были напитаны славою Куликовской победы, стыдились мусульманского ига и пренебрегали татарскою силою. Во главе этой партии молодых бояр стоял любимцем Василия Иван Федорович, сын Федора Андреевича Кошки.
   Золотоордынские ханы, несмотря на упадок Кипчакского царства, отнюдь не думали покинуть своих притязаний на Русские земли, которые они привыкли считать своим улусом, и тем более, что другие князья Восточной Руси, Тверские, Рязанские, Суздальские, все-таки продолжали ездить в Орду и хлопотать там о ярлыках на свои уделы. Эдигей недаром помогал Василию против Витовта; он даже старался разжигать их временную вражду, чтобы ослаблять силы своих соперников. Когда же они все-таки помирились, Татарин задумал сокрушительным ударом напомнить Москве ее зависимость от Орды. Но Куликовская битва была постоянно в памяти у Русских и Татар. Подобно Тохтамышу, Эдигей решил действовать внезапным, неожиданным набегом. Зная, что Москва, наученная опытом Тохтамышева нашествия, в самой Орде имеет подкупленных доброхотов, которые немедленно известят ее о приготовлениях к походу, Эдигей употребил следующую хитрость. Он воспользовался еще неостывшею враждою между Василием и зятем его Витовтом, и объявил, что собирается воевать Литву. Он послал гонца к Василию Димитриевичу с грамотою, в которой извещал, что хан Булат со всеми силами идет на Витовта мстить ему за обиды, причиненные Москве; от Василия грамота требовала только прислать к хану кого-либо из братьев или знатных бояр с изъявлением почтения. Великий князь отправил некоего боярина Юрия, который встретил Эдигея на походе и тотчас взят был под стражу, так что не мог ни о чем известить Василия. Это происходило зимою 1408 года. Татары уже приближались к Москве, когда там узнали наконец, в чем дело. Собирать земскую рать уже не было времени, и Василий Дмитриевич поступил так же, как отец его в подобном случае. Он с супругою и детьми поспешил уехать на север и укрылся в Кострому; а столицу поручил дяде Владимиру Андреевичу Храброму и двум своим братьям, Андрею и Петру. Чтобы затруднить осаду, власти тотчас распорядились жечь посады, находившиеся вне городских стен. В городе произошло при этом сильное смятение. Многие граждане, бросив заботу об имуществе, думали только о собственном спасении. Из посадов и окрестных сел одна часть жителей рассеялась в бегстве, другая толпилась у городских ворот, ища убежища в городских стенах. Чернь, по обычаю, воспользовалась беспорядком и предалась грабежу.
   1 декабря появилась татарская рать. Видя, что хитрость вполне удалась и что Москвитяне не готовы дать какое-либо сопротивление в открытом поле, Эдигей распустил отряды во все стороны жечь и грабить Московские города и волости. Тогда были взяты и разорены Переяславль, Ростов, Дмитров, Серпухов, Нижний и Городец. Татары рыскали по Московской земле как хищные волки и брали в плен тысячами, так что, по словам русской летописи, иногда один Татарин гнал перед собою человек сорок пленных, связанных на свору как псов. Захваченное врасплох население было объято паническим ужасом. В погоню за великим князем Эдигей отрядил царевича Бегибердея с тридцатитысячным войском. Но оно не успело догнать Василия и воротилось без успеха. Меж тем престарелому сподвижнику Донского, Владимиру Храброму, удалось восстановить порядок в столице и устроить оборону. Твердые стены, снабженные как новоизобретенными орудиями, т.е. пушками и пищалями, так и старыми самострелами и камнеметательными машинами или пороками, представляли надежную защиту против степной конницы. Эти стены оборонялись многочисленными ратниками, ибо их число увеличилось сбежавшимся из окрестностей народом. В такую тяжкую пору многие жители забыли житейские суеты и предались благочестию. Духовенство, старики и женщины усердно молились в храмах о Божьей помощи.
   Сам Эдигей расположился в селе Коломенском и оттуда руководил осадою. Он послал к князю Ивану Михайловичу Тверскому приказ спешить к нему с своим ополчением, пушками и всякими градобитными орудиями. Но Тверской князь на этот раз не захотел служить варварам против Москвы и поступил довольно ловко. Он выступил в поход с небольшою дружиною, шел медленно, дошел до Клина, и отсюда, под предлогом болезни, воротился назад; таким образом не возбудил против себя ни Эдигея, ни великого князя. Зная, что в столице не было заготовлено съестного припасу на долгое время и что там неминуемо наступит голод, Эдигей требовал сдачи и объявил, что будет стоять хоть всю зиму. Но судьба отвратила окончательное бедствие. Вдруг из Сарая прискакал гонец от хана Булата, который просил Эдигея как можно скорее спешить в Орду, где он едва не был свергнут одним из своих соперников. Очевидно, Кипчакское ханство уже так оскудело силами, что, по уходе Орды на Москву, некем было защитить Сарай от какого-то мятежного царевича. С другой стороны и великий князь, конечно, не бездействовал и собирал северную рать на помощь своей столице. Эдигей нашелся: он потребовал от Москвичей 3000 рублей денежного окупа за свое отступление. В Москве ничего не знали о его собственных затруднительных обстоятельствах и охотно уплатили требуемую сумму. Тогда Эдигей поспешно ушел из России, обремененный огромным полоном и добычею. Дорого стоило Северо-Восточной Руси это нашествие: от самого Дона до Белоозера и Галича страна была разорена. Множество жителей, спасшихся от татарского плена в лесах и дебрях, погибло там от голода и стужи.
   После своего нашествия, поощренный удачею, Эдигей прислал великому князю грамоту с исчислением вин, за которые тот понес наказание. Вот эти вины: принятие к себе сыновей Тохтамыша; насмешки над царскими послами и орденскими купцами; отказы лично являться в Орду и даже присылать туда своих родственников или старших бояр. "Прежде, - пишет Эдигей, - был у тебя добрый к Орде человек боярин Федор (Кошка); а ныне у тебя любимец и казначей сын его Иван. И ты бы молодых людей не слушал, а слушал бы старейших бояр и старцев земских, и тогда не разорилась бы твоя держава от твоей гордости. Когда тебе от кого обида, от князей Русских или от Литвы, ты к нам шлешь жалобные грамоты, помощи у нас просишь и покою нам не даешь. А про улус свой писал, что он обнищал и выхода взять нечего. И это все ты лгал. Слышали мы, что ты сбираешь по рублю с двух сох. И все то серебро куда деваешь? Если бы все было по-старому и по правде, то не учинилось бы того зла твоему улусу, и христиане твои остались бы целы".
   Но и после Эдигеева нашествия Василий Дмитриевич не спешил признать себя татарским данником, в виду продолжавшихся смут в Золотой Орде и частой перемены ханов. Только когда сам Эдигей был изгнан из Сарая и там воцарился сын Тохтамыша Джелалэдин Султан, союзник Витовта и покровитель Суздальских князей, враждовавших с Василием, этот последний решился лично отправиться в Орду с дарами и покорностью. Во время его там пребывания Джелалэдин был свержен и убит собственным братом Керимбердеем (1414 г.), который явился, напротив, врагом Витовта и другом Василия. (Может быть, он принадлежал к царевичам, нашедшим убежище у Московского князя.) Таким образом, даннические отношения Москвы к Золотой Орде опять возобновились; хотя Керимбердей в свою очередь был вскоре свержен также собственным братом, и смуты ордынские почти не прекращались*.
   ______________________
   * Об Эдигеевом нашествии см. летописи: Воскресенскую, Тверскую и Никоновскую. Грамота Эдигея в Соб. Г. Г. и Д. П. N 15, а также в Никонов, лет. и у Татищева.
   ______________________
  
   Одним из главных последствий поражения Витовта на Ворскле было подкрепление связи великого княжества Литовско-Русского с Польским королевством. Ослабленный этим поражением, Витовт должен был смягчить свой высокомерный тон ни от кого не зависимого государя и искать у своего двоюродного брата Ягайла поддержки против сильных соседей, т.е. Северо-Восточной Руси, Золотой Орды и двух Немецких Орденов. В январе 1401 года состоялся съезд двоюродных братьев в Вильне. На этом съезде Литовско-Русские князья и бояре торжественным актом обязались всеми силами оказывать всякую помощь Польскому королю и по смерти Витовта никого не иметь своим великим князем, кроме Владислава-Ягайла. С своей стороны польские чины обязались в случае смерти Владислава никого не избирать на свой престол без согласия Витовта. Таким формальным актом подтверждена была политическая уния Литвы с Польшей, обещанная Ягайлом при его короновании, и великий князь Витовт признавался только его пожизненным наместником в Литве и Руси. Но при этом не было более речи о ежегодной дани, которую требовала с великого князя покойная королева Ядвига. Благодаря этой унии, т.е. поддержке Поляков, Витовт, как мы видели, скоро оправился от поражения и возобновил наступательное движение на Северную и Восточную Русь. Но особенно тяжкий удар Польско-Литовская уния нанесла ближайшему своему соседу, беспощадному врагу Славян и Литвы, т.е. Немецкому или Тевтонскому Ордену.
   Главным поводом к их взаимному столкновению служила Жмудь, которую Витовт во время борьбы с Ягайлом отдал своим союзникам, Тевтонским рыцарям, и которая оставалась языческою страною и после крещения собственной Литвы. Немцы начали вводить там христианство, по своему обычаю, огнем и мечом, для чего предпринимали туда опустошительные походы с двух сторон, из Пруссии и Ливонии. Несчастные Жмудины платили восстаниями против своих притеснителей и обращались с просьбою о помощи к своему прирожденному князю, т.е. к Витовту. Этот последний пока избегал разрыва с Орденом и даже иногда помогал ему в усмирении Жмуди; но ждал только удобного случая воротить себе эту наследственную землю. В то же время возникли неудовольствия между Орденом и Ягайлом вследствие того, что король Венгерский Сигизмуд заложил Ордену часть своего Бранденбургского маркграфства, именно так называемый Неймарк или Новую Мархию, границы которой с Польшей были очень неопределенны и спорны. Поляки не могли также простить тевтонам потерю своего Балтийского поморья. Всегда тлевшая под пеплом искра племенной вражды между Славянами и Немцами готова была вспыхнуть при помощи дуновения ветра.
   Пока был жив великий магистр Конрад фон Юнгинген (1393 - 1407), отличавшийся миролюбием, набожностью и мягкостью характера, он умел устранять всякое решительное столкновение с соседями. Это миролюбие его наконец наскучило беспокойной орденской братии и вызвало реакцию в другую сторону; по смерти Конрада рыцари преемником ему выбрали его близкого родственника Ульриха фон Юнгингена, который был известен совсем противоположным характером, т.е. отличался решительностью и военной отвагою.
   В 1408 году в Литве случился неурожай. Польский король послал ей из своих Куявских земель 20 судов, нагруженных хлебом. Когда этому речному каравану пришлось плыть в пределах Пруссии, Тевтонские рыцари, рассчитывавшие продавать свои хлебные запасы в Литву по дорогой цене, захватили караван под предлогом, что в нем скрыто оружие. Напрасно Поляки требовали вознаграждения за такой наглый захват. Их отношения к Ордену становились более и более натянутыми. Между тем на Жмуди возобновились восстания против Немцев, искусно подстрекаемые Витовтом. В 1409 году с обеих сторон производились большие военные приготовления. Явившиеся посредниками в этих распрях, король Чешский Венцель, задолжавший Немцам значительную сумму денег, и его брат король Венгерский Сигизмунд (вскоре Германский император) обнаружили явное пристрастие в пользу Ордена, и потому успели только водворить короткое перемирие, которым та и другая сторона воспользовалась для окончания своих приготовлений и сосредоточения больших военных сил. По истечении этого перемирия, обе неприятельские армии сошлись на пределах Пруссии и Польши при деревнях Грюнвальде и Таненберге, где и произошла знаменитая битва 15 июля 1410 года.
   В сказаниях летописцев количество соединенного польско-литовско-русского войска исчисляется свыше полутораста тысяч человек; в том числе у Витовта было до 30 000 легкой татарской конницы, предводимой его союзником султаном Саладином, одним из сыновей Тохтамыша, а у Ягайла до 20 000 конного войска, набранного в Чехии и других западно-славянских землях. Число орденской армии будто бы простиралось до 90 000; из них более 30 000 заключали наемные отряды, набранные преимущественно в Германии. Но все эти цифры преувеличены и, если уменьшим их наполовину, то будем ближе к истине. Если превосходство в силах было на стороне Славян и Литвы, то лучшее воинское устройство и лучшее вооружение оставались на стороне Ордена, у которого была также более многочисленная артиллерия. Правое или Витовтово крыло вначале не выдержало натиска рыцарей и подалось назад; но тут полк Смоленский остановил стремление Немцев; а тем временем левое, т.е. польское, крыло потеснило неприятелей. Битва была очень упорная и кровопролитная и окончилась совершенным поражением Немцев. До половины их числа пало на поле вместе с великим магистром и 200 орденскими рыцарями; множество пленников со всем лагерем и военными орудиями достались в добычу победителям. Витовт принимал личное участие в битве. Общим предводителем считался Польский король; но он мало распоряжался, а большую часть времени провел в теплых молитвах, стоя на холме позади войск, окруженный большою свитою. Таким образом эту битву выиграл не какой-то полководец; победа была одержана народным славянским ополчением. Из русских областей в ней участвовали полки галицко-волынские, киево-северские, полоцко-витебские, смоленские и проч. Из них своим мужеством в этот день отличились особенно Смоляне; но главную честь победы стяжали несомненно Поляки. Дотоле занимавшая скромное место в ряду европейских держав, Польша, благодаря тесному единению с Литвой и Западной Русью, после этой битвы высоко поднялась во мнении целой Европы.
   Это была одна из тех битв, которыми решалась участь целых государств. И действительно, в первые дни после нее казалось, что все здание с такими трудами созданного Прусско-Немецкого государства готово рушиться и сделаться добычею победителя. Король во все стороны разослал требования покорности; города и области Пруссии начали сдаваться ему один за другим; при этом выступили наружу вся ненависть туземного прусского населения к завоевателям Немцам и даже нелюбовь самих немецких горожан и сельских дворян к рыцарям-монахам. Но с другой стороны не замедлила обнаружиться неспособность главного предводителя и недостаток единодушия в славянском лагере. Король слишком долго медлил и величался своими лаврами на месте победы. Вместо того, чтобы тотчас ударить на самое средоточение Орденского государства, на его столицу Мариенбург, Ягайло только на десятый день явился под его стенами. Тем временем один из орденских комтуров, энергичный Генрих фон Плауен, успел стянуть сюда остатки военной орденской силы, запастись провиантом и принять все меры, необходимые для упорной обороны. Осада Мариенбурга затянулась. В польско-литовском войске открылись болезни. На помощь Ордену шли подкрепления из Ливонии и Германии; Сигизмунд, новоизбранный Германский император, угрожал королю открытою войною . Первый покинул осаду Витовт; говорят, на него повлияли коварные внушения Немцев насчет слишком усилившегося польского могущества, угрожавшего Витовтовой самостоятельности. Потом ушли Мазовецкие князья, Семовит и Януш. А наконец и сам Ягайло снял осаду. Прусские города между тем стали переходить в руки Немцев. Война тянулась до следующего 1411 года, и окончилась миром в Торуне, по которому Орден удержал за собой почти все владения; только Жмудь отошла к великому княжеству Литовскому, а земля Добрынская к Польской короне. Следовательно, невелики были материальные выгоды победителей в сравнении с тем, что могла им дать победа при Грюнвальде. Зато моральные последствия победы все-таки были огромные. В этом отношении Грюнвальдскую битву можно сравнить с битвой Куликовской*.
   ______________________
   * Главные источники: Длугош, Иоанн фон Посильге или Линденблат. Пособия: Фойгт Geschichte Preussens; Нарбута Dzieje N. Lit. T. VI. Шайноха. Рутенберг Geschichte der Ostseeprovinzen T. II. и Каро Geschichte Polens. Т. III. Нельзя не упомянуть при этом о явном пристрастии последнего писателя, хотя довольно обстоятельного: в его изложении едва ли не главная честь Грюнвальдской победы достается татарскому вспомогательному войску, значение и число которого сильно преувеличены. Далее: изданный Прохаскою, Codex epistolaris Vitoldi. (Monumenta medii aevi historica res gestes Pploniae illustrantia. Tomus VI). Krakow. 1882. Барбашева исслед. о Таненбергской битве в Ж. М. Н. Пр. 1887. Декабрь. (Вошло в его книгу "Витовт - последние 20 лет княжения". Спб. 1891).
   ______________________
  
   Более тесное сближение великого княжества Литовского с Польской короной продолжалось и после того, под давлением той же общей опасности, угрожавшей со стороны Немцев: оправившийся от поражения Орден, в лице своего нового магистра, помянутого фон Плауена, уже задумывал воротить свои потери; причем опирался на сочувствие и помощь Германии, где новый император Сигизмунд, хотя и принадлежал к Чешскому королевскому дому, однако был усердным поборником германизма и противником славянства. Для Ордена была чувствительна утрата Жмуди; ибо эта область служила звеном, соединявшим Тевтонских Немцев с Ливонскими, и в будущем могла повести к их полному слиянию. Вошедши в состав Славяно-Литовского государства, она навсегда разрывала земельную связь между двумя Немецкими Орденами.
   Одним из главных проявлений усиления Польши и дальнейшего сближения с нею Литвы, была так называемая Уния Городельская.
   В 1413 году в октябре месяце съехались на берегах Западного Бута, в русском местечке Городло, с одной стороны Ягайло и польские вельможи, с другой Витовт и литовские бояре. На этом сейме составлен был новый торжественный акт унии Литвы с Польшей. В нем повторялось условие 1401 года относительно общего избрания преемников как Витовту, так и Ягайлу. Далее, на будущее время должны были в вопросах, касавшихся обеих стран, собираться общие сеймы, преимущественно в Люблине или Парчове, по образцу Городельского. Наконец, для вящего их объединения Литовское боярство получило не только владельческие права и привилегии Польской шляхты, но и самые польские гербы. Для этого знатные литовские роды были распределены или точнее приобщены к польским родам, имевшим свои знаки или гербы по образцу западно-европейского рыцарства. Так, воевода Виленский Монивид приобщен к польскому гербу Леливы, Трокский Явн - к гербу Задора, каштелян Виленский Мингайло - к гербу Равич и т.д. Этим приравнением литовских бояр к польским и распространением духовно-шляхетских сеймов на Литву сделан дальнейший шаг вперед в смысле влияния польско-шляхетского направления на литовскую государственность, т.е. на ослабление власти великого князя Литовского, прежде почти неограниченной. Главный же шаг вперед Городельская уния сделала в смысле влияния собственно польско-католического; так как одинаковые с польской шляхтой права и привилегии получили литовские бояре только католического исповедания. Они могли давать в приданое дочерям части из своих земель, но только в том случае, если дочери выходили за католиков. В Литве были установлены высшие должности (уряды) и достоинства по образцу Польши, например, воеводы и каштеляны; но на эти уряды должны были избираться только католики.
   Таким образом, благодаря католической ревности литовских государей, перешедших из православия, т.е. Ягайла и Витовта, собственно Литовское население великого княжества окончательно было закреплено Католической церкви и польскому влиянию. Очевидно, помянутые исключительные статьи были направлены против Грекорусской церкви, которой еще держалась часть потомков Гедимина и их боярства.
   Хотя опасный враг Польши и Литвы, Генрих фон Плауен, около того времени был низвержен Орденскими рыцарями и лишен магистерского достоинства за свои самовластные стремления, однако притязания Немцев на Жмудь не прекращались. Чтобы теснее сплотить ее с великим княжеством, Ягайло и Витовт решили докончить начатое Немцами истребление язычества и вполне водворить там католическую церковь. С этой целью после Городельского сейма они отправились в Жмудскую землю и лично принялись крестить язычников. Как прирожденным Литовским князьям, действовавшим то строгостью, то ласкою и дарами, им удалось легче совершить это дело, чем ненавистным для туземцев жестоким и жадным иноплеменникам. Ягайло сам переводил молитвы и поучения для народа и нередко сам толковал ему правила веры на его родном языке. Очевидно, к миссионерской деятельности он был более склонен, чем к деятельности военной. Вместе с крещением народа король и великий князь строили в важнейших жмудских поселениях храмы парафиальные (приходские); кафедральный же храм возведен был в городе Медниках, который сделан местопребыванием особого Жмудского епископа. А высшим гражданским сановником здесь поставлен был особый Жмудский староста. Это крещение Жмуди впрочем не обошлось без кровопролития. Спустя несколько лет там произошли мятежи новообращенных, подстрекаемых старыми языческими кривитами и вайделотами. Мятежники убивали или изгоняли христианских священников, разрушали церкви. К религиозным причинам мятежа присоединились и сословные; так как знатные роды, обольщенные шляхетскими привилегиями, держали сторону правительственную и церковную, то простой народ жег и грабил их дворы и имущества. Мятежи эти Витовт усмирил оружием и многими казнями*.
   ______________________
   * Акт Городельской унии см. у Даниловича Skarbies. Т. II NN 1025 и 1026. Codex ep. Vitoldi. О крещении Жмуди Длугош и Коялович. Пособия те же Нарбут и Каро.
   ________

Другие авторы
  • Свободин Михаил Павлович
  • Лохвицкая Мирра Александровна
  • Игнатьев Иван Васильевич
  • Энгельгардт Николай Александрович
  • Лунц Лев Натанович
  • Мансуров Александр Михайлович
  • Баженов Александр Николаевич
  • Хвощинская Софья Дмитриевна
  • Алипанов Егор Ипатьевич
  • Капуана Луиджи
  • Другие произведения
  • Философов Дмитрий Владимирович - Здравый смысл и нездоровые туманы
  • Щепкина-Куперник Татьяна Львовна - Свидетели жизни
  • Гиппиус Зинаида Николаевна - О встречах с королем Александром
  • Семевский Михаил Иванович - Слово и дело!
  • Измайлов Владимир Васильевич - На кончину М. М. Хераскова
  • Роборовский Всеволод Иванович - Роборовский В. И.: Биографическая справка
  • Лачинова Прасковья Александровна - П. А. Лачинова: биографическая справка
  • Бухарова Зоя Дмитриевна - В холодный, скучный мрак моей печальной ночи...
  • Венгерова Зинаида Афанасьевна - Роберт Бойль. Троил и Крессида
  • Морозов Михаил Михайлович - Избранная библиография
  • Категория: Книги | Добавил: Armush (25.11.2012)
    Просмотров: 397 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа