ГУРО, Елена, настоящее имя - фон Нотенберг Элеонора Генриховна [1877, Петербург - 23.IV.(6.V).1913, Усикирко, Финляндия] - поэт, драматург, прозаик. Печататься начала в 1905 г. Занималась живописью, сама иллюстрировала свои произведения. В 1909 г. на вернисаже "Выставки картин современной живописи" Г. и ее муж, композитор и художник М. В. Матюшин, познакомились с Д. и В. Бурлюками, В. Каменским, Н. Кульбиным и другими т. н. левыми деятелями искусства. С 1910 г. Г. стала сотрудничать в футуристических сборниках ("Садок судей", No 1 и 2, "Трое"), примкнула к группе кубофутуристов. При жизни издала всего две книги - "Шарманку" (1909) и "Осенний сон" (1912). В них ощутимо формальное влияние символистов (в особенности А. Блока), но чуждое их устремленности к "запредельному", к религиозным "безднам", к мистическому опыту. Ее творчество пронизывает искренняя, порой застенчиво скрываемая любовь к жизни во всех ее проявлениях, которая чаще всего у Г. трагична, поскольку буржуазно-мещанская повседневность вольно или невольно калечит и убивает носителя этого "дара жизни". Трагизм мировосприятия, свойственный творчеству Г., был обусловлен и причиной чисто личного характера: "...доля Елены Г. в том была, что потеряла мать единственного сына-младенца и не могла смириться с горем. Елена Г. не поверила смерти сына, а вообразила, внушила, что жив сын, продолжает жить около матери. И вот считает Елена Г. дни, недели, месяцы, годы сыну своему, ежечасно видит его растущим; игрушки, книжки с картинками покупает ему и на его детский столик кладет, и ему стихи, сказки сама пишет, рассказывает. И больше - пишет с него портреты, одевая сына по степени возраста" (Каменский В. Путь энтузиаста.- С. 122). Памяти своего "незабвенного единственного сына В. В. Нотенберга" Г. посвятила пьесу "Осенний сон". Главный герой ее - восемнадцатилетний принц Гильом, он же барон Вильгельм фон Кранц, застенчивый, неуклюжий, романтически настроенный юноша, отказавшийся от карьеры военного, медленно умирает от пустяковой царапины, а на самом деле - не вынеся тирании солдафона-отца и цинического подтрунивания друзей над своей душевной незащищенностью.
Последняя, наиболее совершенная книга Г. "Небесные верблюжата" (1914) состоит из вещей, написанных в основном в последние 2-3 года ее жизни. В ней нет жанровых разделов. В новеллах Г. чередуются прозаические, стихотворные (рифмованные и нерифмованные), драматические отрывки. Сюжет в общепринятом смысле слова в них отсутствует. В этих лирико-импрессионистических повествованиях постоянно смешиваются прошлое, настоящее и будущее, действительность и мечта о ней, предметы и ассоциации, которые они вызывают. Все эти разнородные элементы участвуют в создании художественной "действительности" на равных правах.
Несмотря на дружеские отношения, связывавшие Г. с кубофутуристами, крайности футуризма: словотворчество, эпатаж - были чужды ей. И в литературе, и в жизни она держалась особняком. Творчество ее ценили такие разные художники, как М. Горький и В. Маяковский.
Соч.: Шарманка. Пьесы, стихи, проза / Обложка и рисунки работы автора; Музыка к пьесе "Арлекин" М. В. Матюшина.- Пб., 1909; 2-е изд.- Пб., 1914; Осенний сон. Пьеса в четырех действиях.- Пб., 1912; Небесные верблюжата.- Пб., 1914.
Лит.: Брюсов В. Год русской поэзии // Брюсов В. Избранные произведения.- М., 1955.- Т. II.- С. 266; Гусман Б. Е. Гуро // Гусман Б. 100 поэтов.- М., 1923.- С. 79- 85; Xарджиев Н., Гриц Т. Е. Гуро: К 25-летию со дня смерти // Книжные новости.- 1938.- No 7.- С. 40-41; Каменский В. Путь энтузиаста.- М., 1931.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.