Главная » Книги

Гюнтер Иоганнес Фон - Заметки о немецкой литературе

Гюнтер Иоганнес Фон - Заметки о немецкой литературе


  

Замѣтки о нѣмецкой литературѣ

Книги, поступивш³я въ редакц³ю *)

*) См. "Аполлонъ" No 8.

  
   "Аполлонъ", No 9, 1910
  
   1920. Fеlix Braun: "Gedichte". 1909. Leipzig. Haupt und Hammon. 67 p. "Novellen und Legenden". 1910. Leipzig. Haupt und Hammon. 170 p.
   Занимаясь въ течен³е нѣсколькихъ лѣтъ критикой, мы ждали той минуты, когда великая радость, вѣнчающая трудъ критика, явится и намъ. Теперь она настала. Въ лицѣ Феликса Брауна предсталъ предъ нами,- мы пока еще не рѣшаемся сказать - ген³альный,- во всякомъ случаѣ, крупный талантъ; явился новый поэтъ, на которомъ лежитъ печать совершенства, достойнаго удивлен³я. Было бы легко сказать, что въ его поэз³и и прозѣ звучитъ иногда нота, напоминающая восторженнаго мечтателя Рильке; было бы нетрудно выслѣдить то или другое вл³ян³е,- но для чего? Вѣдь критика сохраняетъ свое значен³е лишь пока рѣчь идетъ о томъ, что не свое, что нехудожественно. Передъ лицомъ истиннаго поэта она должна смолкнуть и изучать его, его языкъ, его мелод³ю. Техника? Да, она, конечно, не совершенна, и можно было бы найти недостатки, въ особенности въ стихотворен³яхъ Брауна,- но не лучше ли наслаждаться всей самобытной красотой этого истиннаго поэта? У него достаточно поэтической непосредственности и страстности, чтобы итти своей собственной дорогой, своей властной дорогой. Онъ не даетъ себя увлечь благозвуч³емъ словъ; онъ ищетъ ихъ, придаетъ имъ форму, пересоздаетъ и творитъ ихъ,- и развѣ уже это - по Маллэрме - не лучш³й признакъ ген³альности? У него нѣтъ ума писателя, но у него ясная мудрость поэта. Онъ, какъ всяк³й юноша,- еще романтикъ и мѣстами сентименталенъ, меланхоличенъ, но всѣ его настроен³я и жесты правдивы и пережиты. Изъ его стихотворен³й только три совершенны, но каждое изъ остальныхъ содержитъ что-нибудь неожиданно и трогательно-прекрасное, и если они, какъ цѣлое, не совершенны и закончены, то только потому, что авторъ еще недостаточно умѣетъ отдѣлять случайное отъ существеннаго. Тѣмъ не менѣе, мы должны уже теперь признать его, какъ лирика, однимъ изъ первыхъ. Всѣ его легенды - сказки, лишенныя собственно реальности, но переданныя чарующе благороднымъ слогомъ.
   За исключен³емъ одной ("Снят³е съ креста при свѣтѣ факеловъ"), онѣ также еще недостаточно совершенны и расказаны, немного слишкомъ лиричны - и все-таки, съ какимъ чуднымъ наслажден³емъ слѣдить отъ строки къ строкѣ за быстрымъ ростомъ его искусства. Кажется, какъ будто раздаются струнные звуки въ тѣнистой мглѣ деревьевъ и позади пылаетъ пурпуромъ вечерняя заря весны. Мы же сидимъ въ сумеркахъ комнаты и слушаемъ. Кто пойдетъ со мной къ молодому королю, чтобы подать ему корону?.
   21. Julius Bab: "Der Schauspieler und sein Haus". Vortrag. 1909. Berlin. Oesterheld u C°. 47p. Извѣстный драматургъ и театральный теоретикъ Юл³й Бабъ изложилъ нѣсколько своихъ идей въ видѣ лекц³и, которая довольно интересна сама по себѣ, но дастъ мало новаго русской публикѣ, воспитанной на мастерской д³алектикѣ такихъ наставниковъ, какъ Мейерхольдъ, или учителей, какъ Ивановъ и Брюсовъ. Положимъ, и нѣмецкой публикѣ не дастъ она много больше послѣ всего того, что написано Георгомъ Фуксомъ и другими (впрочемъ о нихъ еще такъ мало знаютъ въ широкихъ кругахъ).
   22. Max Koch: "August Graf von Platens Leben und Schaffen". Biographie. 1910. Leipzig. Max Hesse. 480 p.
   Каждому, кто интересуется богатымъ и выдержаннымъ искусствомъ одинокаго мученика, т. е. каждому, обладающему тонкимъ чутьемъ поэз³и, мы рекомендуемъ этотъ первый исчерпывающ³й трудъ о Платенѣ, составляющ³й введен³е къ полному собран³ю его сочинен³й которое появилось въ томъ же издательствѣ. Достаточно извѣстенъ тщательный и увѣренный способъ работы Макса Коха; но въ этомъ сочинен³и онъ, кромѣ того, высказалъ тепло и не колеблясь свою любовь къ разбираемому автору. Б³ограф³я читается легко, какъ хорошо написанный романъ.
   23. J. M. R. Lenz: "Ausgewählte Gedichte", herausgegeben von E. Oesterheld. 1909. Leipzig. Fritz Eckardt. 221 p.
   Книга помимо довольно хорошаго выбора стихотворен³й несчастнаго ген³альнаго Ленца содержитъ еще написанное съ теплымъ чувствомъ, вступлен³е въ которомъ дѣлается попытка освѣтить снова вызвавшее много споровъ отношен³е Гете къ Ленцу въ пользу послѣдняго. По нашему мнѣн³ю, работа показываетъ вкусъ и освѣдомленность. Эта книга хорошее введен³е къ Ленцу, на котораго недавно было обращено вниман³е публики одновременнымъ появлен³емъ двухъ большихъ издан³й. Мы укажемъ здѣсь только на одно изъ нихъ: на издан³е, выпущенное добросовѣстно и любовно докторомъ Францемъ Блеемъ.
   24. "Das Lied vom К³nde". Anthologie, herausgegeben von Theodor Herold. 1909. Leipzig. F. Eckardt. 281 p.
   Антолог³я отборныхъ нѣмецкихъ дѣтскихъ стихотворен³й, надо думать, должна была бы содержать богатое количество прекрасныхъ стиховъ Гете, Брентано, Арнима, Гейне; также изъ современныхъ поэтовъ нѣкоторые написали превосходные дѣтск³е стихи: Рильке, Фердинандсъ, Е. Германнъ, Браунъ и даже Дел³ель. Настоящая книга не содержитъ никого изъ означенныхъ поэтовъ. Это винегретъ изъ чисто-диллетантскихъ стиховъ; и немног³я отрадныя страницы теряются въ кучѣ посредственнаго и плохого. Лучше только стихи неизвѣстной намъ до сихъ поръ поэтессы Шарлотты Франке-Резингъ.
   25. Gustav Schüler: "Balladen". 1909. Leipzig. F. Eckardt. 137 p.
   Также и въ этой книгѣ преобладаетъ ужасающ³й диллетантизмъ, хотя у автора, безъ сомнѣн³я, - темпераментъ. Это - плохая поэз³я по шаблону, написанная съ жаромъ. Смѣлый импресс³онизмъ (мѣстами) и нѣсколько рискованныхъ картинъ не спасаютъ книгу... По случаю появлен³я ея мы вспомнили сборникъ стиховъ того же автора изъ 1904 или 1905 года "Звуки рожка", въ которомъ было нѣсколько талантливыхъ стихотворен³й.
   26. Martin Boeltiz: "Ausgewählte Gedichte". 1908. Leipzig. F. Eckardt. 136 p.
   Этими "избранными стихотворен³ями" авторъ, должно быть, подводитъ балансъ своему лирическому производству за много лѣтъ. Потому сдѣлаемъ то же самое. Передъ нами книга симпатичнаго филистра и читателя, поддавшагося чарамъ Лил³енкрона и принца Шенайхъ-Каролата, иногда же - чарамъ и менѣе выдающихся величинъ, какъ Буссе, и даже - Рильке (р. 18). Сравнительно сносное стихотворен³е на стр. 30 "Лѣсной принцъ" только подтверждаетъ мысль, что талантъ вовсе не необходимое услов³е, чтобы писать гладк³е стихи: этому можно научиться.
   27. M³сhael G. Сonrad: "Bismarck der Künstler". Werdandi. Schriften des Werdandibundes. 1910 Leipzig. F. Eckardt. 27 p.
   Кому это еще неизвѣстно, тотъ пусть знаетъ, что нѣсколько нѣмцевъ соединились въ нѣмецк³й союзъ "Верданди" и издаютъ журналъ, носящ³й такое же заглав³е, съ которымъ мы, къ сожалѣн³ю, не знакомы. Здѣсь намъ не приходится критиковать германофильск³я тенденц³и, но - одинъ изъ ихъ продуктовъ: настоящую книгу. Написана она такъ плохо, какъ это только могъ ея честный, всегда попадающ³й мимо, авторъ. Она представляетъ собою безвкусное возведен³е Бисмарка чуть ли не въ разрядъ святыхъ Этого талантливаго человѣка дѣйств³я мног³е авторы хотятъ во что бы то ни стало объявить художникомъ, поэтомъ и Богъ вѣсть чѣмъ еще, противъ чего самъ Бисмаркъ, безъ сомнѣн³я, первый протестовалъ бы, такъ какъ y него было, конечно, больше вкуса, чѣмъ y всѣхъ восторженныхъ писакъ, которые такъ глупо стараются его возвеличить.
   28-29. Hermann Graf Keyserling: "Entwоcklungshemmungen!" Essai. 1909. Leipzig. F. Eckardt. 19 p. "Schopenhauer als Verbilder". Werdandibucherei Bd. H. 1910. Leipzig. F. Eckardt. 127 p.
   Авторъ освѣщаетъ остроумно, можетъ быть немного съ идеалистической точки зрѣн³я, но инструктивно два очень современныхъ вопроса. Замѣтная мѣстами пангерманистическая окраска этихъ книгъ, вопреки ожидан³ю, не портитъ общаго впечатлѣн³я, наоборотъ, вноситъ мѣстами свѣжую ноту. Трактатъ о Шопенгауерѣ, написанный весьма серьезно и внушительно, можно только рекомендовать, такъ какъ здѣсь впервые одинъ изъ "молодыхъ" осмѣливается предостерегать своихъ современниковъ отъ великаго философа.
   30. Ernst Wachler: "Dic Freilichtbühne". Betrachtüngen über das Volkstheater unter оreiem Himmel. 1909. Leipzig. F. Eckardt. 54 p.
   Авторъ описываетъ интересные опыты со своимъ театромъ на фонѣ природы въ Тале (Гарцъ), которые въ нѣкоторыхъ отношен³яхъ являются осуществлен³емъ искан³й многихъ нѣмецкихъ поэтовъ, начиная съ Клопштока до графа Шака. Теоретическое изложен³е идеи не менѣе интересно, чѣмъ свѣдѣн³я о достигнутыхъ результатахъ. Любопытно то обстоятельство, что наибольшимъ успѣхомъ для Вахлера пользовался "Сонъ въ лѣтнюю ночь" Шекспира: ставили его около 20 разъ. Мы рекомендуемъ эту книгу всѣмъ, кто интересуется нашей борьбой за новый театръ.
   31. Paul Friedrich: "Das Pfauenradder Sphinx". Prosa. Berlin. Axel luncker. 138 p.
   Странная книга, написанная восторженнымъ гражданиномъ, безсильнымъ журналистомъ, скептикомъ и отрицателемъ изъ слабости и - все-таки поэтомъ! Мы часто дѣлали попытку уяснить себѣ, подъ какимъ угломъ зрѣн³я разсматривать творчество Фридриха, и все снова приходили къ заключен³ю, что этотъ поэтъ, какъ только начинаетъ писать, перестаетъ быть поэтомъ. Не подлежитъ сомнѣн³ю, что онъ гораздо умнѣе и, пожалуй, гораздо интереснѣе, чѣмъ всѣ тѣ мног³е, которые нынѣ пишутъ гладк³е стихи,- но, когда онъ пишетъ, онъ становится несноснымъ, такъ какъ его слова остаются мертвыми и пустыми. Здѣсь происходитъ титаническая борьба врожденной ген³альности съ абсолютной неталантливостью: трагическая борьба. Обсуждаемая книга,- мелк³е эскизы и арабески - которой авторъ хочетъ воспроизвести велич³е неисчерпаемой жизни, благодаря своей безстильности - не художественна, и жестяной звукъ ея словъ, размѣщенныхъ безъ вкуса, не говоритъ намъ про то, что видѣли глаза автора и что переживало его сердце,- глаза и сердце, какъ намъ кажется, настоящаго поэта - ген³альнаго, самонадѣяннаго и чудовищнаго, какъ Граббе...
   32. Manоred Berger: "Alltag und Feier". Gedichte. Berlin. Axel Juncker. 118 p.
   Авторъ одинъ изъ тѣхъ, которыхъ критики, съ легкой руки выносящ³е рѣшен³е, обыкновенно называютъ художникомъ формы, между тѣмъ, какъ они не усвоили никакой формы: Бергеръ не умѣетъ писать ни сонетовъ, ни гекзаметровъ. Повл³ялъ на него скорѣе всего, Гофмансталь. Георгэ - онъ читалъ... Хотя мало внутренней мелод³и въ этой книгѣ, но есть еще надежда, что авторъ когда нибудь броситъ рыскать по чужимъ лѣсамъ. Графъ Э. Кейзерлингъ, написавш³й введен³е къ этой книгѣ, допускаетъ одну ошибку, хотя онъ и очень сдержанъ въ своемъ приговорѣ: у Бергера еще нѣтъ ничего своего. Удачныя выражен³я мы встрѣчаемъ рѣдко, хотя онъ тонко и задумчиво подходитъ къ вещамъ, тайну которыхъ часто какъ будто ошущаетъ, но найти словъ для выражен³я ея пока еще не умѣетъ.
   33. Winfried Ludecke: ,Die Blumen der Nacht'. Qedichte. Berlin. Axel Juncker. 71 p.
   Типъ эпигона, выраженный съ рѣдкой рельефностью. Читалъ много Демеля, также и Георгэ. Знаетъ Верлена, но, повидимому, только по переводамъ. Очевидно, читалъ и Оскара Уайльда, но понялъ такъ же мало, какъ Верлена и Георгэ. Есть ли талантъ, объ этомъ можно будетъ судить только по появлен³и новой книги, когда "свое" займетъ мѣсто чужихъ вл³ян³й. Музыкальное чутье въ немъ нельзя не признать, какъ и любовное отношен³е къ природѣ, хотя лишенное живой страстности.
   34. Emil Faktor: "Jahresringe". Gedichte. Berlin. Axel Juncker. 83 p.
   Безъ сомнѣн³я, чрезвычайно симпатичный человѣкъ, нелишенный вкуса и глубины, жаль только, что онъ не поэтъ; онъ написалъ бы так³е хорош³е, задушевные стихи. Или, скорѣе, хорошо, что онъ не поэтъ, онъ пересталъ бы быть такимъ славнымъ человѣкомъ.
   35. Anton Wildgans: "Herbstfrühling". Gedichte. 1909. Berlin. Axel Juncker. 73 p.
   Молодой австр³ецъ выступаетъ впервые съ этой книжкой, которой нельзя отказать въ талантливости. Съ удовольств³емъ отмѣчаемъ въ ней вдумчивую культуру словъ. Отдѣльныя стихотворен³я, большею частью, черезчуръ длинныя, и эпитеты не достаточно ясны, какъ напр., "усталые волоса". Значительное вл³ян³е на него имѣлъ Рильке, поучился онъ y Бодлера, и,если бы къ его красивой мелод³и присоединилась большая стройность передачи, то онъ написалъ бы хорош³е стихи.
   36. Miriam Eck: "Caterina von Siena". Schauspiel in 6 Acten. 1909. Berlin. Axel Juncker. 123 p.
   Драматически хорошо задумано, но весьма плохо въ сценическомъ отношен³и исполнено. Доказываетъ лишн³й разъ, что одной психологической стороны еще недостаточно - для драмы. Святая Екатерина С³енская, со своей мудростью и со своимъ экстазомъ, въ этой пьесѣ является черезчуръ ужъ въ видѣ туманной картины. Это вызываетъ въ одно время и разочарован³е, и недовольство. Въ поэтическомъ отношен³и пьеса имѣетъ кое-как³я достоинства, особенно благодаря страстности всѣхъ характеровъ. Но для сцены пьеса не годится.
   37. Kurt Münzer: "Der Weg nach Zion". Roman. Berlin. Axel Juncker. 604 p.
   Принять эту книгу или не принять - найдется достаточно основан³й, чтобы отвергнуть её и по существу, и по манерѣ, и по техникѣ: она прямо принуждаетъ къ субъективной оцѣнкѣ. Я прочелъ ее охотно и съ интересомъ, даже тамъ, гдѣ экзальтированный темпераментъ автора не уступаетъ Пшибышевскому. Книга полна какой то странной эротики, разсказанной хорошо, съ романтической окраской, и возвышающейся мѣстами до символизма. Преднамѣренное заключен³е книги катастрофой (инцестомъ) не производитъ отраднаго впечатлѣн³я и кажется насильственнымъ. Длинные психологическ³е этюды лишены убѣдительности.
   38. Oscar Baum: "Das Leben im Dunkeln'. Roman. 1910. Berlin. Axel Juncker. 431 p.
   Авторъ этого романа слѣпой такъ же, какъ и его герой: поэтому надо думать. что здѣсь идетъ рѣчь о событ³яхъ его собственной жизни. Уже съ самаго начала убѣждаешься, что книга разсказано хорошо, напоминаетъ немного романы Диккенса и не лишена юмора. Вступить въ этотъ новый, незнакомый для насъ м³ръ подъ руководствомъ слѣпого автора для насъ, зрячихъ, представляетъ большой интересъ, тѣмъ болѣе, что мы узнаемъ, что жизнь слѣпыхъ такъ же богата переживан³ями, приключен³ями и настроен³ями, какъ и наша, и во многомъ даже сложнѣе и интенсивнѣе. Полемическ³я мѣста въ книгѣ непр³ятны, но не мѣшаютъ, такъ какъ они имѣютъ преимущество новизны.
   Мы надѣемся, что намъ придется читать еще дальнѣйш³я произведен³я этого слѣпого пражскаго писателя.
   39-40. Max Hochdorf: "Dunkelheiten". Novellen. Berlin. Egon Fieischel. 243 p. "Das Herz des Little pu". Roman. 1909. Berlin. Axel Juncker. 337 p.
   Мало еще извѣстный авторъ, котораго, по нашему сужден³ю, можно смѣло уже теперь причислить къ лучшимъ нѣмецкимъ прозаикамъ. Его повѣсти - прелестные этюды о странныхъ людяхъ, преимущественно о женщинахъ, которыя изображаются съ оригинальной увѣренностью и благородствомъ выражен³я. Неземной отзвукъ того, что по ту сторону грани, оттѣнокъ ирреальности въ вершен³яхъ убѣдительной судьбы привлекаетъ и пр³ятно удивляетъ. Мастерство языка приводитъ въ восторгъ, также - отрадная энерг³я выражен³я и группировки событ³й. Романъ калѣки, современнаго карлика, который сначала служитъ клоуномъ въ циркѣ, потомъ достопримѣчательностью въ паноптикумѣ и, наконецъ, дѣлается пѣвцомъ папской капеллы, такъ хорошо написанъ, какъ это только возможно. Разсказъ полонъ увлекательныхъ приключен³й. Демонизмъ и фатализмъ событ³й напоминаетъ иногда Гофмана, который служилъ не столько образцомъ, сколько воспитателемъ этого выдающагося романиста, произведен³я котораго намъ кажутся одинаково значительными, какъ съ внѣшней, такъ и съ внутренней стороны.
   41. Clara V³еbig: "Die heilige Einfalt". Novellen. 1910. Berlin. Egon Fieischel. 253 p.
   Двадцатая книга этой весьма извѣстной писательницы. Какой она была, такой и осталась: ловкой писательницей натуралистическаго жанра, научившейся y французовъ. Разсказы въ большинствѣ случаевъ хорошо задуманы, но не всегда хорошо разработаны. Разсказъ про священника безъ сердца представляетъ собою попытку углубиться - попытку, интересную, несмотря на неудачу.
   42-43. Rudolf Hammon: "Vikar Leonhard". Ein Stuck Lebensgeschichte. Neue Ausgabe. Leipzig. Haupt und Hammon. 153 p. "Requiescaf". Erzahlung. ibid. 125 p. "Die Sünde wider den Geist". Erzahlung. Ibid. 1909. 110 p.
   Въ этихъ трехъ книгахъ прежде всего бросается въ глаза постепенный ростъ автора по мѣрѣ ихъ появлен³я. Между тѣмъ какъ первый разсказъ изложенъ еще довольно неопытной рукой, трет³й написанъ уже блестяще. Авторъ занимается въ своихъ произведен³яхъ самой современной темой, религ³озной борьбой нашей эпохи, которую онъ пережилъ, вѣроятно такъ же глубоко, какъ ее описываетъ. Немножко отталкиваетъ даже въ послѣдней книгѣ риторическ³й тонъ проповѣдника, но онъ находитъ себѣ противовѣсъ въ превосходномъ, внушительномъ и полномъ темперамента искусствѣ Гаммона, отъ котораго послѣ этихъ книгъ можно ожидать еще многаго.
   44. Charles Etienne: "Ausgewählte Qedichte'. 1909. Leipzig. Haupt und Hammon. 31 p.
   Очень хорошенькая тетрадка со стихами, съ очень немногими стихами... Что ихъ немного, это доказательство вкуса и серьезности, или, быть можетъ, поэтической строгости. Однако, не поступилъ ли бы авторъ лучше, если бы обождалъ года два? Тогда его первый сборникъ былъ бы полнѣе. И все таки несомнѣнно, что этотъ еще молодой, вѣроятно, поэтъ, насколько можно судить на основан³и двухъ дюжинъ стихотворен³й, обладаетъ талантомъ, во всякомъ случаѣ - музыкальностью и живой способностью наблюдать.
   Johannrs von Guenther.

Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 516 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа