"Аполлонъ", No 7, 1910
Рижск³й русск³й театръ повидимому вступаетъ въ новую эру; хотя онъ уже обнаруживалъ и подъ дирекц³ей Незлобина движен³е впередъ, но все таки еще болѣе выигралъ, благодаря новому своему руководителю Н. Н. Михайловскому. Театръ не ограничивается больше постановкой бездарныхъ клише Чирикова, Юшкевича и tutti quanti, a даетъ и подлинно художественныя произведен³я, поставленныя всегда въ очень тщательно выдержанномъ стилѣ. Среди репертуара слѣдуетъ отмѣтить "Сѣверныхъ богатырей" Ибсена, "Одинокихъ" Гауптмана, "Апостола Сатаны" Шоу, "Синюю Птицу" Матерлинка; затѣмъ, разумѣется,- "Анфису", "Анатэму", "Дни нашей жизни", а, въ заключен³е,- "Мелкаго бѣса" Сологуба.
Что сказать объ этой новинкѣ? Я такъ высоко цѣню самый романъ Сологуба, что эта сценическая "переработка" не доставила мнѣ большого удовольств³я. Она кажется искажен³емъ, она недраматична, за исключен³емъ блестяще обрисованнаго Передонова. Сыграна была пьеса - почти вся - прекрасно; въ особенности, хорошъ былъ Н. Н. Михайловск³й - Передоновъ. М. Ф. Розанская - Варвара, А. К. Янушева - Людмила заслуживаютъ всяческихъ похвалъ, такъ же, какъ и Любошъ въ роли Володина, которую онъ провелъ не безъ оттѣнка символизац³и. Кстати сказать, рижская труппа обладаетъ еще цѣлымъ рядомъ талантливыхъ исполнителей; среди нихъ отмѣтимъ Раксанову, артистку съ не тщетными стремлен³ями къ "высокому стилю". Я назову еще Б. И. Рутковскую, Харламова и Д. Н. Нелидова.
Дирекц³я этого интереснаго театра видитъ свое назначен³е въ служен³и культурѣ, далекомъ отъ какой бы то ни было парт³йности, и это служен³е, по большей части, если не всегда, красиво осуществляется театромъ передъ русской публикой въ Ригѣ. Объ этомъ "домѣ искусства" не надо забывать.