(Gessner) - немецкий идиллический поэт и художник (1730-1787). Впервые он обратил на себя внимание большой идиллической поэмой "Daphnis" (1754), в 1756 г. вышел первый томик его идиллий, а в 1758 г. "Der Tod Abels". Затем он занимался в течении нескольких лет исключительно рисованием, и только в 1762 г. издал "Gedichte" и еще позже, в 1770-1772 гг., собрание идиллий. Оно было встречено с большим сочувствием в Германии, но слава его главным образом образовалась во Франции, где, после перевода "Смерти Авеля" М. Губером, Дидро и Руссо стали восхвалять талант нем. Теокрита. Губер перевел затем все идиллии Г. и распространил таким образом славу его по всей Европе. Превозносимый в течении долгого времени выше заслуг, Гесснер впервые подвергся более строгой критике в "Fragm. zur deutsch. Litter." Гердера, который, не отрицая методичности Г. и его уменья схватывать детали в описаниях природы, показал отсутствие глубины мысли в идиллиях Г. Как гравер и пейзажист, Г. имеет большие заслуги. Полные собрания соч. Г. издаваемы были несколько раз (Цюрих, 1777-78, 1789, 1841 и др. года). На рус. яз. переведены: "Ламех и Цилла" (СПб., 1774); "Златой век Дафниса" (2-ое изд., СПб., 1788); "Лаура" (М., 1794).
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
ГЕССНЕР Соломон [Salomon Gessner, 1730-1788] - немецкий писатель, родом из Швейцарии. Один из крупнейших мастеров европейского Рококо (см.). Представитель буржуазного варианта стиля. Автор знаменитых в свое время идиллий ("Idyllen", 1756-1772), сделавших Г. одним из известнейших европейских писателей XVIII в. В своих "Идиллиях" (русск. перев. Вас. Левшина, М., 1787) Г. выступает в качестве тонкого миниатюриста, избегающего излишней вычурности. В несколько абстрактной манере он изображает "жизнь пастухов и пастушек", этих "детей природы". Карамзин, весьма ценивший Г., дает ему меткую характеристику: Г. в восторге пел "невинность, простоту, пастушеские нравы и нежные сердца свирелью восхищал" ("Поэзия"). Гесснер - автор стихотворений - "Gedichte" [1762]. Гесснер был также выдающимся художником, гравером, с успехом иллюстрировавшим собственные литературные произведения. К его занятиям изобразительным искусством относятся: "Briefe über die Landschaftsmalerei (Письма о пейзажной живописи, 1772).
Библиография: I. На русск. яз.: Полное собр. сочин. Г., перев. И. Тимковского, 4 чч., М., 1802-1803. Более ранние перев. см. в "Росписи российским книгам из биб-ки А. Смирдина, СПБ., 1828; Werke, Auswahl herausg. von A. Frey, б. г.; Избранные произведения Г. в "Deutsche Nationalliteratur" Kürschner'а, т. 41.
II. Hottinger I., S. Gessner, 1796; Mordani F., Elogio di Salomone Gessner, 1872; WЖlfflin H., S. Gessner, 1889; Bergman F., S. Gessner, 1913.
Источник текста: Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 2. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1929. - Стб. 501.
Оригинал здесь: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le2/le2-5011.htm
Ге́снер (Gessner), Саломон (1.I.1730, Цюрих, - 2.III.1788, там же) - швейц. поэт и художник. Писал на нем. яз. Сын книготорговца. Обучался живописи в Берлине. Был пейзажистом и гравером в Цюрихе. Автор сб-ков "Стихотворения" ("Gedichte", 1762) и "Идиллии" в прозе ("Idyllen", 1756), изображающих условный мир пастухов и пастушек в галантной манере. К. Маркс считал Г. одним из тех писателей, к-рые "...исторической испорченности противопоставляют идиллию неподвижного состояния" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 297). Г. иллюстрировал свои "Идиллии" пейзажами, трактованными в сентимент. духе. Был известен в России в период господства сентиментализма. Его поэма "Авелева смерть" издана Н. И. Новиковым в 1780.
"(Дафнис" (Лейпциг, 1760). Фронтиспис Пюшеля.
Сочинения:
Schriften, Bd 1-3, Z., 1810;
в рус. пер. - Полн. собр. соч., ч. 1-4, М., 1802-03.
Литература:
Leemann-van Elck P., Salomon Gessner, Z., [1930].
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 2 - 1964. - Стб. 161-162.