ристотель, "О душе" (II, 3-4).
Стр. 185. "Чувствование ~ как знанием"...- См. Аристотель, "О душе" (II, 5).
"Как сущие, звук и слух разни..." - См. Аристотель, "О душе" (III, 2).
...Лейбниц, своими гениальными "nisi intellectus", указал на разрешение спора...- Имеется в виду ограничивающее добавление Лейбница к известному положению сенсуализма "Нет ничего в разуме, чего ранее не было в чувствах" - "Кроме самого разума". Это - одно из основных положений рационалистической теории познания Лейбница.
Стр. 186. "Разум во всем у себя..." - См. Аристотель, "О душе" (III, 4).
"Разум - книга с белыми листами..." - См. Аристотель, "О душе" (III, 4).
Стр. 187. "Разум страдателен ~ для себя бытия".- См. Аристотель, "О душе" (III, 7).
"В системе мира ~ занятие человека". - См. Аристотель, "Метафизика" (XII, 7).
ПОСЛЕДНЯЯ ЭПОХА ДРЕВНЕЙ НАУКИ
Печатается по тексту ОЗ, 1845, кн. VIII, отд. II, стр. 73-95 (ценз. разр.- 31 июля 1845 г.). Подпись: И-р.
Дата "Письма" - декабрь 1844 г.- обозначает, вероятно, начало работы Герцена над этой статьей. 29 мая 1845 г. Герцен сообщал Краевскому: "Вчера отправил я к вам... IV "Письмо об изучении природы" (Рим)". Герцена, очевидно, беспокоила возможность цензурных придирок к статье. В том же письме он писал Краевскому: "Пожалуйста, охраните хорошенько от кастрирования мое "Письмо" о "Риме"".
Стр. 192. ...последний царь македонский с поникнувшим челом шел по римским улицам...- Имеется в виду Персей, который был взят в плен римским полководцем Люцием Эмилием Павлом.
Стр. 195. ...так мило выражено Шиллером...- Далее идет цитата из стихотворения Шиллера "Die Philosophen".
Стр. 199. ...сухие нормы вроде XII таблиц.- XII таблиц - свод римских законов V века до н. э.
Стр. 2ül. ...она могла еще пленить поддельной красотой своей Гиббона.- Имеется в виду сочинение английского историка Э. Гиббона "История упадка и разрушения Римской империи" ("History of tbe décline and fall of the Roman Empire").
Стр. 202. Des Lebens Mai blüht einmal...- Цитата из стихотворения Шиллера "Resignation".
Стр. 203 ..."живым в движенье вещества"...- Из оды Г. Р. Державина "Бог".
Стр. 207. ...в дальней Лютеции...- Древнее название Парижа.
Стр. 213. ...Лукреций ясен и увлекателен...- Высокая оценка Лукреция и его поэмы дана Герценом также в дневнике (запись по поводу чтения "О природе вещей", 28 июня 1842 г.).
Стр. 214. ...истлела ~ когда она пущена"... - См. Лукреций, "О природе вещей", книга I.
Печатается по тексту ОЗ, 1845, кн. XI, отд. II, стр. 1-18 (ценз. разр.- 31 октября 1845 г.). Подпись: И-р.
29 мая 1845 г., извещая Краевского о том, что ему отправлено четвертое "Письмо", Герцен писал: "V скоро будет готово", а 12 июня он сообщал Краевскому: "Письмо" о средневековой философии готово; стараюсь теперь всеми силами, чтоб изложение новой философии сделать как можно популярнее: все обвиняют в темноте мои статьи. Тем более постараюсь, что у меня образовался совершенно особый взгляд..."
Стр. 220. ...все основы социализма западноевропейского остались неприкосновенными...- Герцен употребляет здесь понятие "социализм" в смысле - социальный строй общества.
Стр. 223. Эта борьба гвельфов и гибеллинов, повторявшаяся в разных видах...- Гвельфы и гибеллины - политические партии в Италии в XII-XIV вв., образовавшиеся в период борьбы Фридриха I и Фридриха II Гогенштауфенов с итальянскими городами и папой. Гибеллины были партией преимущественно старой феодальной знати, тяготевшей к императорам, в которых они пытались найти защитников своих старинных вольностей. Гвельфы представляли главным образом растущую торгово-промышленную буржуазию, выступавшую на стороне папской власти против чужеземных государей.
Стр. 226. ...открытие, сделанное в душной мастерской, ~ убило не зодчество, а темноту.- Имеется в виду книгопечатание. В "Соборе Парижской богоматери" В. Гюго архидьякон Клод Фролло в беседе с Людовиком XI ("аббатом") говорит, указывая на книгу и на собор: "Ceci tuera cela" - книга убьет здание. Эти слова означают, с одной стороны, что книгопечатание убьет религию, символизируемую собором; в то же время в устах Клода Фролло это выражение имеет и другой смысл: книгопечатание принесет гибель зодчеству как выражению человеческой мысли.
Стр. 230. "Природа,- говорит он..." - Здесь и далее Герцен цитирует произведения Д. Бруно по "Истории новой философии" И. Г. Буле ("Geschichte der neuern Philosophie seit der Epoche der Wiederherstellung der Wissenschaften" von J. G. Buhle, Bd. II, 1800).- Цитируемое место - из произведения Бруно "О тенях идей" (см. Буле, указанный том, стр. 726).
"Одна и та же материя ~ перегиба в ум..." - Д. Бруно, "О причине, начале и едином" (см. Буле, стр. 779).
"...в природе след идеи ~ тень идеи..." - Д. Бруно, "О композиции образов, знаков и идей" (см. Буле, стр. 760-761).
"Ни произведения природы ~ себе равенство".- Д. Бруно, "О причине, начале и едином" (см. Буле, стр. 781-782).
"Во вселенной везде средоточие ~ владычество божие".- Д. Бруно, "О причине, начале и едином" (см. Буле, стр. 789).
"Но,- прибавляет Бруно..." - Д. Бруно, "О причине, начале и едином" (см. Буле, стр. 794).
Стр. 231. "Между тенями идеи..." - Д. Бруно, "О тенях идей" (см. Буле, стр. 727).
Стр. 232. ...как Гёте рассказывает в "Римских элегиях", влиянье итальянского неба на него...-См. Гёте, "Römische Elegien", VII.
Стр. 238. Вот основные мысли его философии природы.- Далее Герцен дает сокращенное и вольное изложение ряда мыслей Бёма, высказанных в сочинениях "Теософские вопросы", "Аврора или утренняя заря в восхождении", "О божественном созерцании".
Стр. 240. ...широкие мысли, отвсюду просвечивающие у Бёма...- Герцен имеет в виду диалектические мысли, встречающиеся в мистико-теософском учении Бёма.
Стр. 241. Всего лучше доказывает эту мысль длинная биография Гегеля, написанная Ровенкранцем...- Книгу Розенкранца "Жизнь Гегеля" ("Georg Wilhelm Friedrich Hegel's Lehen", 1844) Герцен читал в августе - сентябре 1844 г. В дневнике (запись от 30 августа 1844 г.) Герцен отзывается о Розенкранце как об ограниченном человеке и плохом мыслителе, но считает, что книга "важна выписками и приложениями". Здесь же Герцен замечает, что Гегель "в жизни был великий филистер". Герцен предполагал написать статью с разбором книги Розенкранца. Об этом намерении он писал Кетчеру (10 октября 1844 г.) и Краевскому (24 декабря 1844 г.). В январе 1845 г. Герцен писал Краевскому: "Если у вас о Розенкранце начал писать кто-нибудь дельный, то лучше бы он продолжал, потому что мне бы не хотелось отрываться от моих "Писем"..." В дальнейшем к мысли о статье по поводу книги Розенкранца Герцен не возвращался.
Печатается по тексту ОЗ, 1845, кн. XI, отд. II, стр. 19-28 (ценз. разр.- 31 октября 1845 г.). Подпись: И-р.
В июне 1845 г., работая над шестым "Письмом", Герцен записал в дневнике: "Продолжал писать статью об истории философии для "От. зап." и по этому поводу познакомился ближе с Бэконом... Бэкон непременно требует изучения,- у него вовсе нежданно встречаете почти на каждой странице поразительно новое и резкое". 23 июня Герцен сообщал Краевскому: "Готово письмо о Бэконе и Декарте; мне кажется, оно удачнее всех других, и знаю одно, что тот взгляд, который тут развит, не был таким образом развит ни в одной из современных историй философии".
Стр. 244. ...как говорит Бэкон.- См. "О достоинстве и усовершенствовании наук", книга I.
Стр. 247. "От всех других свойств,- говорит он.- материю можно отвлечь..." - См. Декарт, "Начала философии" (ч. II, § 4).
Стр. 248. "Внимательно рассматривая,- говорит Декарт со основания".-См. Декарт, "Начала философии" (ч. II, §§ 4 и 64),
"Материя во всей вселенной одна со Причина движения - бог".- Герцен дает сокращенное изложение мыслей Декарта в "Началах философии" (ч. II, §§ 23-36).
Стр. 249. ...рассматриванием тела, "как будто духа в нем нет".- См. Декарт, "Описание человеческого тела. Трактат об образовании животного", часть I, Предисловие.
...которые употреблялись Коперником и даже Ньютоном.- Книге Коперника "Об обращении небесных сфер", излагавшей его гелиоцентрическое учение, было предпослано предисловие, к которому автор не имел никакого отношения и где открытие Коперника называлось лишь гипотезой, призванной облегчить вычисления. "Математические начала натуральной философии" Ньютона заканчивались во втором издании (1713) религиозными рассуждениями автора.
Стр. 250. ...оно казалось поверхностным, потому что оно ясно, человечно и светло.- Герцен имеет в виду представителей скептицизма во Франции эпохи Возрождения, прежде всего Монтеня.
Стр. 252. ...философов теоретической зманципации...- Имеются в виду философы эпохи Возрождения.
БЭКОН И ЕГО ШКОЛА В АНГЛИИ
Печатается по тексту ОЗ, 1846, кн. III, отд. II, стр. 1-28 (ценз. разр.- 28 февраля 1846 г.). Подпись: И-р.
По всей вероятности, начиная в июне 1845 г. работу над шестым "Письмом", Герцен предполагал, в соответствии с названием, дать в нем изложение систем Декарта и Бэкона одновременно. Решение отвести Бэкону и его школе специальное "Письмо" связано, вероятно, с тем, что Герцен высоко ценил роль Бэкона в соединении философии и естествознания. В августе "Письмо" было закончено. Сообщая об этом Краевскому, Герцен называет "Письмо" "пятым", очевидно, считая лишь "Письма", посвященные истории философии.
Стр. 257. ...черев двести лет граф Местр счел еще нужным уничтожить Бэкона...- Имеется в виду сочинение реакционного французского писателя и политического деятеля Жозефа де Местра "Исследование философии Бэкона" ("Examen Не la philosophie de Bacon").
Стр. 259. ..."мое творение принадлежит не столько моему духу, сколько духу времени"...- См. Ф. Бэкон, "Великое восстановление наук", Посвящение.
"Достоинство хорошей методы..." - См. Ф. Бэкон, "Новый органон", ч. I, афоризм LXI.
Стр. 260. "Эмпирики беспрерывно роются ~ разума".-См. ф. Бэкон, "Новый органон", ч. I, афоризмы LXX, LXXXII.
"В естественных науках ~ необходимы".- См. Ф. Бэкон, "Новый органон", ч. II, афоризм XXVII.
Стр. 260-261. "Есть умы ~ призраками..." - См. Ф. Бэкон, "Новый органон", ч. I, афоризм LV.
Стр. 261. "...ни атомы ~ в природе..." - См. Ф. Бэкон, "Новый органон", ч. I, афоризм LXVI.
"Не надобно увлекаться ~ друг в друга".- См. Ф. Бэкон, "Новый органон", ч. I, афоризм LVII.
"Мы торопимся..." - См. Ф. Бэкон, "О достоинстве и усовершенствовании наук", книга I.
"...то, - говорит Бэкон, -... См. Ф. Бэкон, "Новый органон", ч. I, афоризм СХХ.
Стр. 262. "Наше понятие,- говорит он, - о древних авторитетах..." - См. Ф. Бэкон, "Новый органон", ч. I, афоризм LXXX1V.
Стр. 267. ...Гегель не вполне оценил его.- В отношении к Бэкону ярко проявилась противоположность материалиста Герцена и идеалиста Гегеля, который в своей "Истории философии" третировал материалистические системы, в частности философию Бэкона.
... "этих слов ~ понимание природы".- См. Ф. Бэкон, "О достоинстве и усовершенствовании наук", книга I.
...hocceitatis и quiditatis...- Схоластические термины, образованные от hocce - этот и quid - что.
Стр. 271. "Наука о телах небесных ~ не проникают".- См. Ф. Бэкон, "О достоинстве и усовершенствовании наук", книга III, глава IV.
Стр. 272. ...à la deus ex machina...- См. примеч. к стр. 174.
Стр. 274. Выписки ив Бэкона.- См. подстрочное примечание Герцена на стр. 254
"Выписки из Бэкона" представляют значительный интерес как для? понимания отношения Герцена к английскому материалисту, так и для характеристики направления философской мысли самого Герцена.
В тексте седьмого "Письма" Герцен дал высокую оценку философии Бэкона. Стремление освободить человеческую мысль от пут схоластики, и обратить ее к изучению природы, твердое признание объективности предмета науки, утверждение огромной роли опыта как пути к раскрытию, законов природы, вера в разум и его единство с природой - таковы, по мнению Герцена, главнейшие моменты философии Бэкона. В глазах Герцена Бэкон велик попыткой утвердить и обосновать то единство философии и естествознания, опыта и умозрения, которое, по убеждению самого Герцена, необходимо для развития человеческого знания, для развития философии и естественных наук.
Подбор текста в "Выписках" показывает, какие положения философии Бэкона привлекали наибольшее внимание Герцена. С этой точки зрения особый интерес представляют цитируемые Герценом высказывания Бэкона о практическом назначении философии, о необходимости основать, философию на данных естественных наук, о единстве природы, о неуничтожимости вещества, материи, о материи как деятельном начале, об опыте и его роли в раскрытии законов природы. Чрезвычайно характерно, что, составляя "Выписки", Герцен оставил в стороне те положения бэконовской философии, в которых сказалась теологическая непоследовательность Бэкона (например, его учение о "двойственности истины").
"Выписки" показывают, что Герцен видел и ценил в Бэконе одного из крупнейших материалистов нового времени. "Выписки" поэтому можно рассматривать не только как фактическое подтверждение той характеристики Бэкона, которая была дана в седьмом "Письме", но и как своеобразную форму пропаганды Герценом принципов материалистической философии.
Названия цитируемых в "Выписках" произведений Бэкона, приведенные Герценом в сокращенном виде:
"Nov. org.", "N. О." - "Novum Organum".
"Nov. org., Praefat." - "Novum Organum", Praefatio.
"N. O., I, A..." - "Novum Organum", Pars I, Aphorismus...
"N. O., II, A..." - "Novum Organum", Pars II, Aphorismus...
"De Augm. Sc", - "De dignitate et augmentis scientiarum", caput...
"Descr. Gl. intell." - "Descriptio Globi intellectualis".
"Cogit. et Visa" - "Cogitata et Visa".
"Hist. Nat." - "Historia Naturalis".
"Parasc. ad Hist. Nat." - "Parascevae ad Historiam Naturalem et experimentalem".
"Impet. Philos." - "Impetus philosophici".
"Hist. Mortis et Vitae", Can.- "Historia Vitae et Mortis", Canon...
"Hist. Densi et Rari" - "Historia densi et rari; necnon coitionis et exspansionis materiae per spatia".
"Parmen. Tiles et Democr. Phil." - "De principiis atque originibus secundum fabulas cupidinis et coeli sive Parmenidis et Telesii, et praecipue Democriti Philosophia Tractata in fabula De Cupidine".
Печатается по тексту ОЗ, 1846, кн. IV, отд. II, стр. 91-108 (ценз. разр.- 31 марта 1846 г.). Подпись: И-р.
Герцен работал над восьмым "Письмом" в августе - сентябре 1845 г. Можно предположить, что Герцен намеревался разделить статью на две части. "Следующее письмо,- писал Герцен Краевскому,- будет о реализме в Англии, потом еще об реализме во Франции в XVIII. Сим на 1845 год я и заключаю". Однако от такого разделения Герцен отказался. 27 ноября Герцен сообщал Краевскому: "Письмо о Локке, Юме и энциклопедистах готово". В последний раз о работе над восьмым "Письмом" Герцен упоминает в письме к Краевскому 23 декабря: "Статья о Локке и энциклопедистах задержана мною для поправок; теперь она готова".
Стр. 293. Эмпирия захотела иметь свою метафизику. Локк явился ответом на ату потребность.- Герцен имеет в виду попытку Локка систематически обосновать принцип Бэкона об опытном происхождении знаний.
Стр. 296. Органический процесс неминуемо должен развить в животном кровеносную систему, нервную и проч. по родовому, пожалуй, предсуществующему и осуществляющемуся понятию, но он может и не развиться; ему нужны для этого внешние условия...- Данное положение отнюдь не является свидетельством идеализма Герцена, как ошибочно полагал Плеханов (см. Г. В. Плеханов, Соч., т. XXIII, 1926, стр. 360-361). Мысль Герцена состоит в том, что частное, индивидуальное явление при соответствующих условиях необходимо подчиняется в своем развитии общим, родовым законам, существующим независимо от данного явления. Именно в смысле независимости общего закона от каждого данного частного факта, в котором этот закон проявляется, употребляет Герцен выражение "предсуществующее понятие". О том, что приведенное положение нельзя рассматривать как идеалистическое признание существования понятия прежде реальных предметов, свидетельствует и прямое отрицание Герценом возможности возникновения индивида из понятия рода (см. выше, стр. 153).
Стр. 304. ...Юм был одарен необычайным умом и необычайной диалектикой...- Слово "диалектика" употреблено здесь Герценом в смысле умения вести спор, а не в смысле диалектического метода.
Стр. 310. ...к той Англии, которая, отправляя "Беллерофон", вскрикнула: "Я победила!"...- "Беллерофон" - название английского корабля, на котором Наполеон был перевезен на остров св. Елены.
Августин Блаженный (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430), епископ из Гиппона (Сев. Африка), христианский богослов - 87, 181, 215, 219, 220
- "О граде божием" ("De Civitate Dei")-219, 222
Авель - см. Геснер, "Смерть Авеля"
Авраам (библ.) - 67, 328
Аврелий, Марк Аврелий Антонин (121-180), римский император в 161-180 г., философ-стоик - 205
Агассис (Agassiz) Луи (1807-1873), американский естествоиспытатель швейцарского происхождения - 94, 338
Адам (библ.) - 88, 225
Аид (миф.) - 68
Александр Македонский (356-323 до н. э.) - 109, 163, 188, 212
Алкивиад (ок. 451-404 до н. э.), политический деятель древних Афин - 184
"Альмагеста", соч. Птоломея (см.)
Анаксагор (ок. 500-428 до н. э.), философ ионийской школы - 150, 159, 161, 162, 164, 168, 173, 286, 341
Анаксимандр из Милета (ок. 610-546 до н. э.), древнегреческий философ, преемник Фалеса - 150
Анаксимен из Милета (VI в. до н. э.), древнегреческий философ, стихийный материалист, последователь Анаксимандра - 286
Аполлон (миф.) - 237
"Аравитянин" - см. Ибн-Рошд
Ариадна (миф.) - 60
Ариосто Лодовико (1474-1533) - 35
- "Неистовый Роланд" - 36
Аристотель (Стагирит) (384-322 до н. э.) - 21, 71, 98, 101, 109, 122, 146, 151, 152, 161, 162, 168, 169, 172, 174, 177-191, 198, 203, 212, 217, 223, 225-227, 252, 268, 285, 301, 338, 340, 341, 342
- "Метафизика" - 151, 152, 161, 181, 182, 341
- "О душе" - 183-187, 342
- "Физика" - 182,183, 342
- "Этика" - 169, 341
Арнольд (Арнальдо Брешианский) (ок. 1100-1155), итал. церковный реформатор и политический деятель, вождь римской городской демократии - 241
Афина-Паллада (миф.) - 44, 45, 51, 88, 211, 237, 327
Афродита (миф.) - 233
Ахилл - см. Гомер, "Илиада"
Байергоффер (Baverhoffer) Карл Теодор (1812-1866), нем. философ, публицист, католик - 80
- "Идея и история философии" ("Die Idee und Geschiebte der Philosophie") - 80
Байрон Джордж Ноэл Гордон (1788-1824) - 25, 28, 40, 41, 46, 54, 310
- "Дон Жуан" ("Дон Хуан") - 53
Банко, действ. лицо в трагедии "Макбет" Шекспира (см.).
Барнав Антуан Пьер Жозеф (1761-1793), якобинец, перешедший на сторону роялистов - 310
"Безумная", поэма И. И. Козлова (см.)
Бейль (Bayle, Бель) Пьер (1647-1706), франц. философ и публицист, атеист, скептик - 273
Бём (Böhme) Яков (1575-1624), нем. философ-мистик - 115, 117, 231, 236-240, 250, 299, 344
Бентам Иеремия (1748-1832), англ. буржуазный экономист - 28
Беранже (Béranger) Пьер Жан (1780-1857) - 9, 28, 50, 324
- "Мнение этих девиц" ("L'opinion de ces demoiselles") - 9, 324
Берцелий (Берцелиус) Иёнс Якоб (1779-1848), шведский химик - 28
Био (Biot) Жан Батист (1775-1862), франц. физик, математик и астроном -104
Блюхер Гебхард Леберехт (1742-1819), прусский фельдмаршал - 27
"Бог", ода Г. Р. Державина (см.)
"Божественная комедия", поэма Данте (см.)
Боккачио Джованни (1313-1375) - 36
Болинброк (Bolingbroke) Генри Сент-Джон, виконт (1678-1751), англ. государственный деятель и писатель, деист - 235
Бонапарт - см. Наполеон
Браманте Донато (1444-1514), итал. архитектор - 34
Бруно Джордано (Иордано) (1548-1600) - 47, 225, 227-231, 241, 244, 245, 253, 263, 344
- "О причине, начале и едином" - 230, 344
- "О тенях идей" - 230, 344
Бруссе Франсуа Жозеф Виктор (1772-1838), франц. врач, основатель собственной системы в медицине (бруссеизм) - 60
Брут Марк Юний (85-42 до н. э.) - 224
Буало (Boileau) Никола (1636-1711) - 62, 328
- "Искусство поэзии" ("L'art poétique") - 62, 328
Будда - 76
Буле (Buhle) Иоганн Готлиб Теофил (1763-1821), нем. философ и историк, профессор Геттингенского, позднее Московского университетов - 213, 231, 344
- "История новой философии, начиная с эпохи восстановления наук" ("Geschichte der neuern Philosophie sett. der Epoche der Wiederherstellung der Wissenschaften") - 213, 231, 344
Буонарроти - см. Микеланджело Бурдах Карл Фридрих (1776-1847), нем. физиолог - 122
Бэкон Роджер (ок. 1214-1294), англ. философ, естествоиспытатель, монах францисканского ордена - 225
Бэкон (Васо, ab Verulamo) Фрэнсис, лорд Веруламский (1561-1626) - 36, 98, 137, 191, 228, 242, 244, 245, 251-263, 267-269, 271, 274-292, 299, 304, 309-311, 314, 345-347
- "Великое восстановление наук" ("Jnstauratio magna scientiarum") - 259, 346
- "Естественная история" ("Historie Naturalis") - 278, 284, 288, 347
- "История жизни и смерти" ("Historia Vitae et Mortis") - 287, 347
- "Мысли и наблюдения" ("Cogitata et visa") - 276, 279, 290, 347
- "Новый органон" ("Novum Organum") - 259-261, 274-282, 285, 289, 290, 346, 347
- "О достоинстве и усовершенствовании наук" ("De dignitate et augmentis scientiarum") - 242, 261, 271, 277-280, 282-285, 288, 290, 291, 345-347
- "Descriptio Globi intellectualis" - 283, 285, 289-291, 347
- "Impetus philosophici" - 280, 287, 288, 290, 347
- "Historia densi et rari; necnon coitionis et exspansionis materiae per spatia" - 287, 347
- "Parascevae ad Historiam Naturalem et expérimentaient") - 284, 285, 347
- "De principiis atque originibus se-cundum fabulas..." - 286-288, 347
Бюффон Жорж Луи ЛекЛерк (1707-1788)-15, 79, 257
Вагнер, действ. лицо в "Фаусте" Гёте (см.)
Ванини Лючилио (1585-1619), итал. философ, младший современник Джордано Бруно, казнен инквизицией - 225, 227, 245
Василий Великий (329-378), архиепископ Кесарийский - 220
"Великое восстановление наук", соч. Фр. Бэкона (см.)
Веллингтон Артур Уэлсли, герцог (1769-1852), англ. полководец, государственный деятель - 27
Вергилий Публий Марон (70-19 до н. э.) - 38, 115, 227, 234
Вернер Захарий (Цахариас) (1768-1823), нем. писатель, автор религиозно-мистических драм - 40
Вишну (индусское божество) - 154
Вольтер (Аруэ) Франсуа Мари (1694-1778) - 22, 26, 54, 80, 219, 220, 235, 251, 305, 311, 313
Вольф Христиан (1679-1754), нем. философ-идеалист, комментатор Лейбница - 315, 336
"Вудсток", роман В. Скотта (см.)
Гален Клавдий (ок. 130 - ок. 200), римский врач и естествоиспытатель - 216
Галилей Галилео (1564-1642) - 47, 229, 247, 270
Гамлет, действ, лицо в одноименной трагедии Шекспира (см.)
Гаррик Давид (1717-1779), англ. актер - 310
Гассенди Пьер (1592-1655), франц. философ-материалист и астроном - 104, 107, 268, 269
Гегель Георг Фридрих Вильгельм (1770-1831) - 14, 39, 41, 43, 54, 63, 70, 73, 74, 78 81-83, 118-122, 146, 172, 178, 189, 214, 231, 241-243, 245, 266, 267, 315, 322, 325, 328-331, 333-335, 337-341, 344
- "История философии" ("Vorlesungen über die Geschichte der Philosophie") - 43, 54, 82, 146, 147, 241-243, 267, 315, 338, 340, 341,
- "Логика" - 39
- "Пропедевтика" ("Philosophische Propädeutik") - 70, 329
- "Феноменология духа" ("Phänomenologie des Geistes") - 14, 68, 78, 81, 83, 325, 328, 330
- "Философия истории" ("Philosophie der Geschichte") - 71
"Философия права" ("Philosophie des Rechts") -74, 78, 82, 86
"Энциклопедия философских наук" ("Encyclopädie der philosophischen Wissenschaften") - 118-120
Гей Люссак Жозеф-Луи (1778-1850), один из крупнейших франц. физиков и химиков - 60, 104
Гельвеций (Эльвеций) Клод Адриан (1715-1771) - 311
- "Об уме" ("De l'esprit") - 311
Генле (Henle) Фридрих Густав Якоб (1809-1885) - 302, 303
- "Пособие по всеобщей анатомии" ("Handbuch der allgemeinen Anatomie") - 303
Генрих IV (1553-1610), король Франции с 1594 г. - 8
Генрих VIII (1491-1547), король Англии с 1509 г. - 46
Гераклит Эфесский (ок. 530-470 до н. э.), древнегреческий философ-материалист - 152, 155, 157-160, 162, 168, 173, 194, 286
Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803) - 27, 114
Геркулес - см. Лукиан, "Юпитер трагический"
Герцен Александр Иванович (1812-1870)
- "Былое и думы" - 323, 324, 327-329, 332, 336
- "Дневник" - 324-327, 336, 338-340, 343, 344
Геслер (предание) - 132, 340
Геснер Соломон (1730-1788), швейцарский "идиллический" поэт и художник -130, 340
- "Смерть Авеля" ("Der Tod Abels") - 130, 340; Авель - 130
Гёте Иоганн Вольфганг (1749-1832) - 11, 17, 21, 25, 27, 38-41, 53, 70, 74-76, 79, 112-116, 121, 137, 138, 143, 147, 214, 232, 266, 305, 325, 326, 329, 340, 341
- "Бог и баядера" ("Der Gott und die Bajadere") - 91, 143, 341; Maгадеви (Mahadöh) -143
- "Колыбельная песня юному минералогу" ("Wiegenlied dem jungen Mineralogen") - 114, 115, 128, 339, 340
- "Метаморфозы растений" ("Metamorphosen der Pflanzen") - 114, 339
- "Об остеологии..." ("Zur Osteologie ...") - 112
- "Природа" ("Die Natur") - 114, 138, 340
- "Римские элегии" ("Römische Elegien") - 232, 344
- "Ультиматум" ("Ultimatum") - 21, 147, 325, 327, 341
- "Фауст" ("Faust") - 75, 329
- "Четыре времени года" ("Vier Jahreszeiten") - 76, 329
- "Эпиррема" ("Epirrhema") - 17, 325
Гиббон Эдуард (1737-1794), англ. буржуазный историк - 201, 343
- "История упадка и разрушения Римской империи" ("History of the décline and fall of the Roman Empire") - 201, 343
Гиппарх (Иппарх) (II век до н. э.), древнегреческий астроном - 211
Гоббс Томас (1588 - 1679), англ. философ-материалист - 268, 309, 310
Гогенлое (Гоэнло) (Hohenlohe) Александр-Леопольд, принц (1794-1849), нем. мистик - 238
Гоголь Николай Васильевич (1809-1852) - 327
- "Ревизор" - 52; Анна Андреевна - 52, Хлестаков - 57
Гольбах (Ольбах) Поль Анри (1723-1789) - 22, 311, 313
- "Система природы" ("Système de la nature") - 313
Гомер - 53
- "Илиада" - 144, 165; Ахилл - 222, 233
- "Одиссея" - 53, 144; Одиссей - 13, 67, Пенелопа - 13, Улисс - 222
Гораций Флакк (65 - 8 до н. э.) - 232
Горацио, действ, лицо в трагедии "Гамлет" Шекспира (см.)
Гоэнло - см. Гогенлое
Грибоедов Александр Сергеевич (1795-1829)
- "Горе от ума"; Скалозуб - 219
Григорий Назианзин (Богослов) (ок. 329 - ок. 389), патриарх Константинопольский - 220
Григорий VII (Гильдебранд) (1020 или 1025-1085), римский папа с 1073 г. -34
Григорий XIV Пикколо Сфондрато из Милана, римский папа в 1590-1591 гг.- 227
Гримм Фридрих Мельхиор, барон (1723-1807), публицист, критик, дипломат - 313
Гус Ян (1369-1415) - 227
Гюго Виктор (1802-1885) - 34, 40, 344
- "Собор Парижской богоматери" ("Notre Dame de Paris") - 226, 256, 344; Людовик XI ("аббат") - 226, 344; Клод Фролло - 226, 256, 344
Даниил (библ.) - 68, 329
Данте (Дант) Алигиери (1265-1321) - 32, 69, 115, 223, 325, 329
- "Божественная комедия" - 20, 32, 69, 115, 325, 329
Де Кандоль Огюстэн Пирам (1778-1841), швейцарский ботаник - 28, 116
Декарт (Descartes, лат. форма Cartesius) Рене (1596-1650) - 36, 73, 84, 98, 108, 118, 137, 191, 242, 244-251, 253, 254, 260-263, 269-271, 273, 308, 311, 314, 345
- "Начала философии" - 247, 248, 345
- "Описание человеческого тела. Трактат об образовании животного" - 345
- "Переписка Рене Декарта" ("R. Descartes Epistola") - 250
Демокрит (из Абдеры во Фракии) (ок. 460-370), древнегреческий философ, материалист-атомист - 107, 159, 194, 269, 285, 286, 335, 345
Депре (Despretz) Шарль Мансюэт (1792-1863), франц. физик - 104
Державин Гавриил Романович (1743-1816) - 203, 343
- "Бог" - 203, 343
Дидро Дени (1713-1784) - 312, 313
- "Опыт о человеческом достоинстве и добродетели" ("Essai sur le mérite et la vertu") - 312
Диоклетиан (245-313), римский император с 284 г. - 222
Дон Кихот - см. Сервантес, "Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский"
"Дон Хуан" ("Дон Жуан") - см. Байрон
Доницетти Гаэтано (1797-1848), итал. композитор
- "Лукреция Борджиа" - 222
Дульцинея Тобозская - см. Сервантес, "Хитроумный идальго дон Кихот Ламанчский"
Дюсис (Duels) Жан Франсуа (1733-1816), франц. драматург и поэт - 174, 341
Евангелие - 24, 64, 115, 326, 328, 339
Екатерина II (1729-1796), императрица - 122
Елиогабал - см. Элигабал
Жан-Поль - псевдоним И. П. Фр. Рихтера (см.)
Жанлис (Genlis) Фелисите Дюкре де Сент Обен, графиня (1746-1830), франц. писательница, автор нравоучительных романов - 163
Жоффруа Сент-Илер Этьенн (1772-1844) - 94, 113, 116, 137
- "Заметки о философии природы" ("Notions de Philosophie naturelle") - 94
Зевс (миф.) - 24
Зёммеринг (Sömmering) Самуэль Томас (1755-1830) - 303
- "О строении человеческого тела" ("Vom Baue des menschlichen Körpers") - 303
Зенон (V век до н. э.), древнегреческий философ элейской школы - 168
Иаков, "апостол" - 64, 328
- "Послание апостола Иакова" - 64, 328
Ибн-Рошд Абу-ль-Валид-Мухаммед ("аравитянин") (лат. Аверроэс) (1126-1198), средневековый философ, последователь Аристотеля - 190
Изида (миф.) - 22, 63, 325
"Изида", философский журнал, издававшийся Океном (см.) в 1816-1818 г.-117, 118
Иисус Навин (библ.) - 128
"Илиада" - см. Гомер
Иппарх - см. Гиппарх
Исаак (библ.) - 67, 328
И-р (Искандер), псевдоним А. И. Герцена - 324-326, 328, 337, 340, 342-345
"История XVIII столетия", соч. Шлоссера (см.)
"История упадка и разрушения Римской империи", соч. Гиббона (см.)
"История философии", соч. Байергоффера (см.)
"История философии", соч. Гегеля (см.)
Иуда Искариот (библ.) - 224
"К коринфянам", послание "апостола" Павла (см.)
Калидаса (4-5 вв.), древнеиндусский поэт
- "Саконтала" ("Шакунтала") - 144
Калигула Гай Цезарь (12-41), римский император - 197, 202, 214
Кампанелла Томмазо (Джованни Доменчьо) (1568-1639), итал. мыслитель, утопический коммунист - 227
Кампер Петр (1722-1789), голландский анатом, предшественник Кювье - 112
Кант Иммануил (1724-1804) - 27, 38, 108, 114, 117, 146, 200, 272, 293, 305, 308, 339
Кардан Жероламо (1501-1576), итал. математик, философ и врач - 227, 228, 253
Карл Великий (Charlemagne) (ок. 742-814), франкский король с 768 г., с 800 г. император - 117
Карл I (Стюарт) (1600-1649), король Англии с 1625 г.- 310
Карус Карл Густав (1789-1869), нем. естествоиспытатель и философ-шеллингианец - 116
&n