Филиппов Михаил Михайлович
- писатель, сын М. А. Михайлова (см.); род. в 1858 г. Образование получил на юридич. фак. СПб. унив. и на физико-математич. факультете Новорос. унив. Литературную деятельность начал в журнале проф. И. П. Вагнера "Мысль" статьей "Борьба за существование и кооперация в органическом мире" (1881). В 1882 г. издал книгу "Русско-еврейский вопрос" (Одесса, 1882). В 1884 г. принял участие в редактировании "Века" который, однако, вскоре прекратился. В 1885-87 гг. Ф. принимал участие в "Русском богатстве" (изд. Оболенского), где напечатал, между прочим, "Литературная деятельность Н. К. Михайловского" и "Посмертный труд Карла Маркса"; в первой статье Ф. выступил сторонником объективного метода в социологии, во второй дал подробный разбор второго тома "Капитал". В конце 1886 г. он придумал особое обозначение, уподобляющее действия над алгебраическими формами действиям над числами, и изложил элементарные применения этого метода в брошюре "Упрощение основных алгебраических действий" (1886, 2 изд., СПб., 1887). В 1887-1888 гг. Ф. принимал участие в журнале "Дело", где вел "Политическую хронику". В 1888 г. вышла историческая новость Ф. "Остап" (из времен Богдана Хмельницкого). В 1889 г. Ф. стал фактическим редактором "Славянских известий", органа СПб. слав. благотв. общества. Вскоре Ф., однако, разошелся с некоторыми из деятелей Славянск. общества, вышел из состава редакции и стал писать в газете "День" (ред. И. В. Скворцова). В 1890 г. Ф. поместил в "Nouvelle Revue" статью "La réconciliation polono-russe", в 1891 г. в "Schlömilchs Ztschr. f. Mathem." - "Symbolische Zahlen und Doppelzahlen". В 1892 г. за сочинение "Sur les invariants des équations différent linéaires" получил степень доктора философии Гейдельбергского университета. В 1892-1893 гг. Ф. напечатал в "Русск. богатстве" ряд очерков под общим названием "Судьбы русской философии" (ib., 1894). Два очерка той же серии напечатаны позднее в "Научном обозрении" (1898 и 1900). В 1894 г. Ф. основал журнал "Научное обозрение", в котором приняли участие Бельтов, П. Струве, Туган-Барановский. Когда в 1899 г. обнаружился раскол в марксистском лагере, Ф. первоначально стал на сторону "критиков", но после появления книги Бернштейна отказался от всяких поправок к трудовой теории и выступил в статье "Мнимая антиномия" против "критики" в лице Струве как главного русского ее представителя. В статьях философских и публицистических, напечатанных в "Научном обозрении" 1894-1900 гг., Ф. постоянно боролся против разных метафизических построений. Когда марксисты "критического" толка (Струве и Н. Бердяев) стали обосновывать новую метафизику, Ф. выступил и против этих попыток, хотя в то же время принимал сторону "критиков" против "субъективной социологии". Влияние индивидуалистических течений выразилось в ряде напечатанных в "Научном обозрении" за 1901-1902 гг. статей Ф. о Горьком, Ибсене, Гауптмане, Зудермане, французских символистах, "Воскресении" Толстого и др. Во всех этих статьях автор старается решить задачу синтеза между индивидуализмом и коллективизмом, которую считает важнейшей задачей XX в. Ему принадлежат еще: "Философия действительности, история и критический анализ научных миросозерцаний от древних до наших дней" (СПб., 1897); "Лекции по логике, психологии и истории философии" (в изд. "Семейн. университет" Ф. Комарского); "Эстетика Белинского и философия Гегеля" ("Пензенский Сборник в память Белинского"); "Реформа гимназий и университетов" (брошюра, СПб., 1901). Под редакцией Ф. вышел изданный П. П. Сойкиным "Научно-энциклопедический словарь".
(дополнение к статье)
писатель; ум. в 1903 г.
Источник текста: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890-1907.
Филиппов, Михаил Михайлович
[30.06.(12.07).1858-12.(25).06.1903] - ученый, философ, журналист, писатель. Род. в с. Окнино ныне Звенигородского р-на Черкасской обл.; сын юриста, из дворян. Учился на физ.-матем. ф-те Новороссийского ун-та (Одесса) и на юрид. ф-те Петерб. ун-та. Степень д-ра натуральной филос. получил в Гейдельберге (1892). Вернувшись в Петербург, продолжал науч. иссл., сотрудничал в разл. ж. Основал ж. "Научное обозрение" (1894-1903), редактировал "Научно-энциклопедический словарь" (т. 1-3. 1901). Погиб в своей лаборатории, где проводил опыты со взрывчатыми веществами. Мировоззрению Ф. свойственна вера в науку, в обществ. прогресс. Особенно сильное воздействие на филос. Ф. оказали позитивизм и марксизм. Ф. высоко ценил вклад Конта в "новое сближение филос. с наукой" и разделял в общих чертах контовское представление о трех фазисах умственного прогресса. Ф. считал, что "все вообще философские системы, пытающиеся отделить себя от науки, окончательно отжили свой век. Как бы ни были велики их заслуги в прошедшем, для настоящего времени метафизические учения являются лишь тормозом, задерживающим развитие мысли, и поэтому должны быть признаны орудием регресса" ("Философия действительности". Т.1. СПб., 1895. С.1-11). Существенным недостатком концепции Конта, по мнению Ф., является то, что в ней не учитывается тесная зависимость умственного развития и обществ. строя. В своем фундам. труде "Философия действительности" Ф. прослеживал, начиная с античности до конца XIX в., развертывание филос. мысли в ее взаимодействии с науч.; в разделах, посвященных Новому времени, последовательно рассматривал вопросы эволюции - космич., органической, психич. и соц. - как единого процесса. Видение Ф. человека и об-ва соединяет в себе элементы натурализма, антропологизма с маркс. социологизмом. Существенной разницы между психикой животных, их сооб-вами (с одной стороны) и психикой людей, об-вом (с др. стороны) он не усматривает. Обществ, эволюция была для Ф. закономерным продолжением природной. Ф. предполагал дополнить учение о естеств. отборе и борьбе за существавание идеями об определяющей роли среды в развитии организмов и о солидарности, взаимопомощи живых существ. Это было связано с его поисками способов примирения индивидуализма и коллективизма, их синтеза, достижение к-рого Ф. считал важнейшей задачей XX в. Ф. - сторонник эволюц., а не революц. перехода к социализму. Моральные требования соц. по своей сути: "Долг свободного - следовать внушениям своей совести, т. е. говорящего в нем обществ. инстинкта, и не изменять своим убеждениям, т. е. своему пониманию обществ. отношений" (Необходимость и свобода // Научное обозрение. 1899. N 5. С.1028). В эстетике Ф. - приверженец взглядов Белинского, Добролюбова, Чернышевского. Подлинная художественность, согласно Ф., несет в себе чувство прекрасного, выражение правды жизни, нравств. идеал, что отвечает обществ. потребностям, идет на пользу прогрессу. Эстетич. идеи рассматривались Ф. в их ист. контексте. В своих ист.-филос. иссл. Ф. стремится обнаружить зависимость филос. мысли от соц.-экон. условий, ее тесное и плодотворное сотрудничество с наукой, а также с литературой и искусством. Высшее назначение филос- содействовать обществ. прогрессу. Рус. филос., по Ф., начинает свое самостоятельное существование со споров между западниками и славянофилами, гл. фигура в ней - Белинский: "в России было немного людей, сделавших так много для развития общественного самосознания" ("Судьбы русской философии". Ч.2. СПб., 1904. С.335). Служение обществ. прогрессу представлялось Ф. целью и его собственной деятельности.
Борьба за существование и кооперация в органическом мире. М., 1881;
Паскаль, его жизнь и научно-философская деятельность. СПб., 1891;
Леонардо да Винчи как художник, ученый и философ. СПб., 1892;
Лейбниц, его жизнь и общественная, научная и философская деятельность. СПб., 1893;
Эм. Кант, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1893;
Философия действительности. Т.1-2. СПб., 1895-1897;
Конт и его метод. СПб., 1898; Популярные лекции по логике. СПб., 1901;
История философии. СПб., 1903;
Логика. СПб., 1903;
Психология человека. СПб., 1904;
Судьбы русской философии. Очерки. Ч.1-2. СПб., 1904;
Мысли о русской литературе. М., 1965;
Этюды прошлого. М., 1963.