Главная » Книги

Федоров Николай Федорович - Супраморализм и гегелианизм

Федоров Николай Федорович - Сверхчеловечество, как порок и как добродетель



Н. Федоров

Сверхчеловечество, как порок и как добродетель

  
   Сверхчеловечество может быть и величайшим пороком, и величайшею добродетелью. Оно безусловный порок сатанинского происхождения, когда состоит в превозношении одного или нескольких лиц над себе подобными, то есть над отцами и братьями. Оно становится наивысшим пороком, когда доходит до присвоения себе бессмертия, как привилегии, то есть доходит до превозношения себя над всеми, уже умершими и еще не умершими. Сверхчеловечество уже и в этом смысле (как привилегированное право на бессмертие) есть порок и нравственный, и умственный. Когда же сверхчеловек сделается бессмертным, тогда прежнее, небольшое его несходство с остальными превратится уже в громадное, бесконечное превосходство не только над всеми живущими, но и над умершими.
   Но сверхчеловечество есть и величайшая добродетель, когда оно состоит в исполнении естественного долга разумных существ в их совокупности, в обращении слепой, неразумной силы природы, стихийно рождающей и умерщвляющей, в управляемую разумом. Эта величайшая, эта безусловная Добродетель вытекает из сознания неестественной зависимости, и внутри и вне себя каждым чувствуемой, зависимости от силы слепой, из подчинения коей происходят все пороки, физические и нравственные, пороки половой любви и неполовой ненависти.
   Сверхчеловечество в этом смысле и есть супраморализм. Если бы Ницше в "Утренней Заре" под добром разумел всеобщее воскрешение, то он понял бы, что оно - хотя и несверхъестественного происхождения, тем не менее имеет ценность безусловную. Жизнь есть добро; смерть есть зло. Возвращение живущими жизни всем умершим для жизни бессмертной есть добро без зла. Воссоздание из земли всех умерших, освобождение их от власти земли и подчинение всех земель и всех миров воскрешенным поколениям - вот высшая задача человечества, его высший долг и вместе - высшее благо. Сознание, что всякое последующее поглощает предыдущее, создает для последующего категорический императив возвратить поглощенное. Последующее же, понимаемое как сын предыдущего, воссоздает еще нечто высшее: воссоздает к жизни отца, от которого сын получил жизнь. Высший императив (приказ) может быть создан только высшею любовью.
  
  

Другие авторы
  • Успенский Глеб Иванович
  • Баженов Александр Николаевич
  • Марин Сергей Никифорович
  • Русанов Николай Сергеевич
  • Раевский Дмитрий Васильевич
  • Веселовский Александр Николаевич
  • Иогель Михаил Константинович
  • Петров Дмитрий Константинович
  • Кавана Джулия
  • Стороженко Николай Ильич
  • Другие произведения
  • Ознобишин Дмитрий Петрович - Стихотворения
  • Полевой Ксенофонт Алексеевич - О направлениях и партиях в литературе
  • Огарев Николай Платонович - Кокетке
  • Луначарский Анатолий Васильевич - Предисловие к сборнику очерков Ефима Зозули "Встречи"
  • Осоргин Михаил Андреевич - Как мы торговали
  • Станюкович Константин Михайлович - Американская дуэль
  • Розанов Василий Васильевич - Среди людей "чисто русского направления"
  • Коц Аркадий Яковлевич - Стихотворения
  • Пильский Петр Мосеевич - В глуши
  • Луначарский Анатолий Васильевич - Владимир Галактионович Короленко
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 583 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа