Главная » Книги

Федоров Николай Федорович - Кланяться или не кланяться?..

Федоров Николай Федорович - Кланяться или не кланяться?..



Н. Федоров

Кланяться или не кланяться?..<<*1>>

  
   Чтобы решить вопрос: кланяться или не кланяться (поклоняться Кремлю), нужно с одной стороны показать, в каком духе совершается поклонение ("трех царей"), а с другой стороны надо показать дух и значение предмета поклонения.
   Дух поклоняющихся ("трех царей") с достаточною полнотою раскрывается библиотекою дочери и сестры поклоняющихся,<<*2>> как будто преднамеренно помещенной под вышкою Предкремлевского музея, дабы объяснить смысл происходящего на вышке. Заглавие сочинения, автор которого хорошо знаком с библиотекою императрицы,<<1>> в немногих словах выразило дух этого поклонения. Своим произведением автор знакомит русскую интеллигенцию, знавшую только французский рационализм (отвергавший всякое поклонение и считавший благодарность за порок, за рабское чувство) или немецкий критицизм (научавший поклоняться только самому себе, своему "Я") - автор своим произведением, повторяем, знакомит русскую интеллигенцию с немецкой философией веры, ограничивающейся чувством, признающей существование невидимого, но не считающей долгом осуществление чаемого в видимом.
   Предмет же поклонения, Кремль, при уверенности в невидимом, считает осуществление чаемого в видимом мире не только своим желанием, но и долгом, полагает в этом не одну любовь свою, но и свою обязанность.
   Философия, ограничивающаяся чувством, усвоена славянофилами, хотя она была западного происхождения. Рационализм же и критицизм усвоены были нашими западниками, открыто сознававшимися в своей несамостоятельности.
   Вникнув в значение Кремля, мы увидим, что он не отвергал знания положительного, а употреблял его как средство осуществления чаемого в преклонившемся перед ним всенаучном музее. В образовании же местных музеев выразилось бы их признание себя средствами осуществления смысла и цели, указуемых Кремлем и подготовляемых и проектируемых предкремлевским музеем. Кремль, как и Третий Рим, при уверенности в невидимом, в существовании образца единодушия и согласия, призывает, собирает и объединяет сынов человеческих для осуществления чаемого ими, то есть воскрешения.
  
   *1 См. предыдущую статью и примечание к ней (В. А. К.).
   *2 Императрицы Александры Феодоровны, дочери прусского короля Фридриха Вильгельма IV и сестры императора Вильгельма I. Библиотека ее, составленная из лучших произведений классического периода немецкой литературы, передана была Румянцевскому музею, где она помещается в зале, находящемся как раз под вышкою музея, на которой и происходило "поклонение трех царей" Кремлю. (В. А. К.)
  
   1 Философия чувства и веры в ее отношениях к рационализму XVIII века и к критической философии В. А. Кожевникова. Москва, 1897.
  
  

Другие авторы
  • Шекспир Вильям
  • Слетов Петр Владимирович
  • Платонов Сергей Федорович
  • Благовещенская Мария Павловна
  • Коцебу Вильгельм Августович
  • Радлова Анна Дмитриевна
  • Мертваго Дмитрий Борисович
  • Шувалов А. П.
  • Иванчин-Писарев Николай Дмитриевич
  • Лившиц Бенедикт Константинович
  • Другие произведения
  • Дризен Николай Васильевич - По мюнхенским театрам
  • Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович - Именинник
  • Муравьев-Апостол Иван Матвеевич - Краткое рассуждение о Горации
  • Короленко Владимир Галактионович - Ушел!
  • Карнаухова Ирина Валерьяновна - Наши собственные
  • Маяковский Владимир Владимирович - Плакаты, манифесты 1913-1917 годов
  • Мещерский Александр Васильевич - Станцы
  • Струговщиков Александр Николаевич - Струговщиков А. Н.: Биографическая справка
  • Анненков Павел Васильевич - Г-н Помяловский
  • Грот Яков Карлович - Из лицейских воспоминаний Я. К. Грота
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 523 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа