Е. Колтоновская.
Дмитриева, Валентина Иововна
- известная писательница. Родилась в 1859 г. в крестьянской семье; училась на медицинских курсах в Петербурге, получила звание врача, но практикой почти не занималась. В интересной автобиографии, помещенной в "Сборнике на память учащимся женщинам", Дмитриева дает довольно безрадостную картину своего детства. "Я была самая старшая и поэтому должна была помогать матери в ее трудах и заботах. Помощь моя главным образом состояла в няньченьи моих маленьких братьев, и в течение нескольких лет я помню себя не иначе, как с младенцем на руках"... Нелегко дались и годы учения, но это не поколебало присущего Дмитриевой оптимистического отношения к жизни; ее воспоминания заканчиваются характерным для нее заключением: "Я считаю себя очень счастливой: на жизненном пути своем я встретила столько замечательно хороших людей, что одно воспоминание о них в самые трудные минуты моей жизни поддерживает во мне бодрость духа, и никакие невзгоды, никакие неудачи не могут поколебать во мне веры в человека"... Бодрость и светлый идеализм проходят яркой нитью и через сочинения Дмитриевой. Все ее герои обладают богатым запасом жизнерадостности, все "ищут другой жизни", не довольствуясь серой действительностью. Первый рассказ Дмитриевой был напечатан в 1880-х годах. С тех пор ею написано более 60 произведений, среди которых есть большие повести и романы. По плодовитости Дмитриеву можно сопоставить только с Хвощинской или Элизой Ожешко. Роднит Дмитриеву с ними и основной гуманный характер ее творчества. По глубокой преданности лучшим заветам русской литературы и органической общественности Дмитриева - писательница типично-русская. Ранние произведения Дмитриевой посвящены изображению народной жизни; народ рисуется в них с большим благожелательством, но без крайней идеализации. Впоследствии она с вниманием отнеслась и к городу, интересуясь по преимуществу рабочим людом. Вообще темы и сюжеты у Дмитриевой чрезвычайно разнообразны: она не сосредоточивается исключительно на анализе любви и семейных отношений, а откликается на всевозможные стороны жизни. Женская природа ее сказывается разве в одном - в более любовной обрисовке женских образов сравнительно с мужскими; среди ее героинь (особенно крестьянок) попадаются очень интересные, явно близкие автору; все это - яркие индивидуальности, по уму и характеру не уступающие мужчинам, успешно разрешающие для себя "женский вопрос" на деле (Спиридониха в рассказе "Ахметкина жена" и Чека в "Пчелы жужжат"). "Жизнь сложна, но к ней надо относиться просто" - эти слова одного из героев Дмитриевой можно поставить эпиграфом к ее творчеству в целом. Основная положительная черта произведений Дмитриевой - здоровая и выразительная объективность, но отсюда и их некоторый недостаток: отсутствие глубины и холодность. Ни загадок, ни проблем, ни особенных зигзагов психологии в ее творчестве нет: оно слишком просто. Достоинство Дмитриевой - чисто беллетристическая природа ее таланта. Она не описывает, а изображает, дает реальную картину, увлекает живостью рассказа, юмором, то добродушным, то злым, иногда окрашенным тенденциозностью. Дмитриева писательница старой реалистической школы; по манере письма она ближе всего стоит к Тургеневу . Большая часть ранних произведений Дмитриевой из народной жизни издана отдельно; кроме того, в отдельных изданиях имеется роман "Червонный Хутор" и три в разное время вышедших тома ее рассказов. Полного собрания ее сочинений пока нет.
Источник Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
Оригинал здесь: http://rulex.ru/01050469.htm.