"Аполлонъ", No 6, 1910
Та "музыкальная вакханал³я", которая въ истекающемъ сезонѣ разыгралась въ Петербургѣ, характеризуетъ и московск³й музыкальный сезонъ. Такъ же много прожито, такъ же мало пережито. Та же тусклая муть внѣшней "рыночной" жизни, столь же ужасающее количество концертовъ, оставившихъ такъ мало подлинно-художественныхъ цѣнностей. Московская "музыкальная вакханал³я", впрочемъ, нѣсколько разнится отъ петербургской, и здѣсь играютъ роль специфическ³я, мѣстныя черты. Москва - городъ чрезвычайно добродушный, склонный къ энтуз³азму и сильно подверженный той общественной болѣзни, имя которой - мода. Москва первая привѣтствовала "Садко" и "Золотого пѣтушка" Римскаго-Корсакова, первая преклонилась передъ оригинальнымъ талантомъ Олениной д'Альгеймъ; изъ Москвы вышелъ Скрябинъ. Но та же Москва, правда, много лѣтъ назадъ, восторгалась "дѣятельностью" Славянскаго, а теперь переполнена "собинистками", даже "смирновистками", и добродушно привѣтствуетъ всяческихъ цыганскихъ дивъ, дающихъ здѣсь концерты совмѣстно съ "солистомъ Его Величества" Фигнеромъ. Въ Москвѣ одинаково привѣтливо встрѣчаются и подлинно-значительныя событ³я музыкальной жизни, и ея пустоцвѣты. Такъ же добродушна (за нѣкоторыми исключен³ями) и мѣстная музыкальная критика, отличающаяся отъ представляемой его публики большею устойчивостью въ признан³и всего уже признаннаго. Публика, наоборотъ, непостоянна. Въ прошломъ году она наполнила 22 концерта Олениной д'Альгеймъ, а въ этомъ году названная пѣвица смогла дать только 3-4 концерта, да и то при полупустомъ залѣ. Поддерживать за Москвой славу исключительно музыкальнаго города было бы, слѣдовательно, нѣсколько легкомысленно. Но, конечно, здѣсь есть довольно большой контингентъ музыкально-интеллигентной публики,способной поддержать все дѣйствительно заслуживающее поддержки. Къ сожалѣн³ю, этотъ контингентъ сейчасъ начинаетъ дробиться безумнымъ перепроизводствомъ въ концертной жизни и утрачиваетъ свою былую сплоченность, дававшую прежде поддержку каждому серьезному музыкальному дѣлу. Публики попросту не хватаетъ на всѣ концерты (хотя бы одни симфоническ³е), выборъ же для нея довольно затруднителенъ, потому что всѣ эти концерты мало чѣмъ отличаются другъ отъ друга. Достаточно указать, что въ репертуарѣ четырехъ сер³й симфоническихъ концертовъ (музыкальное общество, филармон³я, концерты Кусевицкаго, историческ³е концерты) было такъ много совпаден³й и такъ мало свѣжаго и оригинальнаго, что выборъ между ними могли поколебать только солисты, т.-е. элементъ наиболѣе случайный и наименѣе значительный.
Старѣйшее въ Москвѣ музыкальное учрежден³е - музыкальное общество - только что закончило свой сезонъ. Сезонъ этотъ количественно оказался еще богаче предыдущаго, но опять оставилъ немного яркихъ и свѣжихъ моментовъ. На протяжен³и 10 симфоническихъ собран³й было исполнено только 6 новинокъ, изъ которыхъ плоск³я "румынск³я рапсод³и" Энеско, грубоватый "Калейдоскопъ" Норрена и банальное "Ночное шеств³е" Рабо заставили предположить, что руководители общества очень мало освѣдомлены въ новѣйшей симфонической литературѣ. Среди новостей можно отмѣтить только плѣнительные "Ноктюрны" Дебюсси (исполненные въ урѣзанномъ видѣ, безъ "Сиренъ") и дерзостно пышную "Испанскую рапсод³ю" Равеля. Послѣдняя, однако, была исполнена г. Недбалемъ настолько неудовлетворительно, что поселила въ слушателяхъ одно недоумѣн³е. Спец³ально московская новинка - вторая симфон³я Р. М. Гл³ера оказалась типичнымъ произведен³емъ эпигона, идущаго по оставленнымъ уже путямъ. Въ сравнен³и съ первой симфон³ей того же автора, вторая болѣе совершенна по формѣ, но такъ же ординарна по мыслямъ, а ея грузная, однотонная инструментовка по теперешнему времени должна быть признана просто посредственной. Для того, чтобы покончить съ симфоническими собран³ями, нужно упомянуть о состоявшемся въ послѣднемъ концертѣ исполнен³и третьяго акта "Тристана и Изольды". Въ Москвѣ "Тристанъ" никогда не шелъ, и въ виду этого постановка его послѣдняго акта должна была явиться настоящимъ событ³емъ, невзирая даже на нѣкоторую насильственность самой идеи концертнаго исполнен³я драматическаго произведен³я. Однако, слушателей (залъ былъ переполненъ ими) постигло жестокое разочарован³е. Э. Куперъ, руководивш³й оркестромъ, далъ грубоватую, ремесленную передачу, лишенную цѣльности и глубины. Еще слабѣе оказались исполнители вокальныхъ парт³й, совершенно не понявш³е вагнеровскихъ образовъ, вагнеровской музыки и - это въ симфоническомъ собран³и!- даже не совсѣмъ твердо знавш³е свои парт³и. Въ итогѣ - совсѣмъ скандальная сцена: публика бѣжала изъ зала; бѣжала во время большой сцены Тристана, когда г. Боначичъ, заглядывая въ клавиръ, что-то выкрикивалъ шопоткомъ; бѣжала, когда г-жа Балановская пыталась передать трепетъ экстаза любовной смерти крикливымъ пѣн³емъ, уже наскучившимъ слушателямъ въ Большомъ театрѣ, въ "большихъ" операхъ...
Историческ³е симфоническ³е концерты, существующ³е какъ фил³альное отдѣлен³е музыкальнаго общества, закончили свой трет³й сезонъ. Концерты эти, организованные по иниц³ативѣ гг. Василенко, Сахновскаго и Энгеля, пользуются здѣсь большимъ вниман³емъ и сочувств³емъ публики, преимущественно изъ среды небогатой интеллигенц³и, благодаря исключительной дешевизнѣ ихъ сезонныхъ абонементовъ и наличности нѣкотораго метода и цѣлесообразности въ планировкѣ предлагаемаго слушателямъ художественнаго матер³ала. Прежде этимъ концертамъ предшествовали кратк³я лекц³и Ю. Энгеля, но съ начала этого года послѣдн³й отказался читать свои "вступительныя слова". Вмѣстѣ съ г. Энгелемъ ушелъ и одинъ изъ дирижеровъ, г. Сахновск³й, замѣненный г. Иплолитовымъ-Ивановымъ. Дирижерск³й вопросъ здѣсь вообще носитъ въ себѣ зачатки кризисовъ. Самъ глава всего дѣла, г. Василенко, пр³обрѣтш³й извѣстный капельмейстерск³й навыкъ, по существу - не дирижеръ, а композиторъ, по своимъ художественнымъ взглядамъ довольно враждебный всему, "классическому", т.-е. тому, что составляетъ главное содержан³е его концертовъ. Г. Ипполитовъ-Ивановъ - очень опытный капельмейстеръ, но - опернаго жанра, притомъ онъ прежде всего директоръ консерватор³и,слишкомъ поглощенный своими многотрудными обязанностями, чтобы быть особенно ревностнымъ къ дѣлу историческихъ концертовъ. Такимъ образомъ, пока здѣсь не будетъ урегулированъ этотъ вопросъ, продолжающ³й быть злободневнымъ на протяжен³и трехъ сезоновъ, симпатичному по идеѣ предпр³ят³ю историческихъ концертовъ всегда грозитъ застой, отсутств³е художественнаго развит³я.
Программы этихъ концертовъ, какъ было замѣчено выше, составляются довольно удачно, хотя доклассическ³й пер³одъ и даже "классики", по возможности, урѣзываются дирижерами. Изъ девяти состоявшихся концертовъ наиболѣе интересными были вагнеровск³й (между прочимъ, исполнялся финалъ 1-го акта "Парсифаля") и гайдновск³й, въ которомъ участвовала Ванда Ландовска (рояль и клавесинъ). Нужно замѣтить, что въ этихъ концертахъ подборъ солистовъ вообще дѣлается удачно и дѣльно: не столько имена, сколько дарован³я. Третья сер³я - концерты Кусевицкаго являются точной коп³ей петербургскихъ концертовъ подъ управлен³емъ Кусевицкаго и Фрида, такъ что на нихъ останавливаться нѣтъ надобности. Надо, однако указать, что эти концерты сыграли здѣсь крупную роль, явившись подзадоривающимъ конкуррентомъ для музыкальнаго общества и филармон³и, совсѣмъ было погрузившихся въ спячку. Съ другой стороны, концерты Кусевицкаго сгустили и безъ того насыщенную атмосферу концертной жизни. Справедливость требуетъ отмѣтить, что къ концу сезона у этихъ концертовъ образовалась уже своя публика, довольно чуткая и горячая. Ея симпат³и къ этому свѣжему и новому дѣлу особенно тепло проявились на двухъ послѣднихъ концертахъ - экстренномъ скрябинскомъ, подъ управлен³емъ Кусевицкаго и съ участ³емъ автора въ качествѣ п³аниста, и въ заключительномъ концертѣ, когда Фридъ исполнилъ новую для Москвы "Доместику" Штрауса. Что касается послѣдней, то она вызвала къ себѣ единодушно отрицательное отношен³е. Въ этомъ произведен³и дѣйствительно какъ бы сконцентрировались всѣ отрицательныя черты композиторской натуры Штрауса, доведенная здѣсь до кричащаго максимума. A вмѣстѣ съ тѣмъ въ "Доместикѣ" нѣтъ той убѣжденности и своеобразной цѣльности, которая характеризуетъ хотя бы "Жизнь героя". Мало того, инструментовка, несмотря на нѣкоторые поразительно ярк³е по изобразительности эпизоды, въ общемъ однообразна и тускла, а вся симфон³я неимовѣрно растянута и лишена той лин³и подъема, которая, обыкновенно, захватываетъ даже открещивающуюся отъ всякаго "модерна" публику. Да, наконецъ, что за удивительная мысль дать художественное воплощен³е обыденности домашняго уклада?!.
Кромѣ четырехъ названныхъ выше симфоническихъ сер³й (собран³я филармон³и еще не закончились, а потому отчетъ о нихъ будетъ данъ въ слѣдующемъ письмѣ), симфоническ³е концерты даются еще Кружкомъ любителей русской музыки. Кружокъ этотъ въ прежн³е годы былъ передовымъ музыкальнымъ учрежден³емъ, сыгравшимъ извѣстную роль въ дѣлѣ развит³я въ обществѣ любви къ русской романсной литературѣ. Теперь концерты Кружка, пройдя свой зенитъ, вошли въ стад³ю художественнаго увядан³я и напоминаютъ нѣсколько благотворительные концерты съ случайной программой и цѣлой вереницей участниковъ - оперныхъ пѣвцовъ, съ трудомъ справляющихся съ камерной романсной литературой. Но у Кружка есть своя "большая" публика, созданная прежними годами процвѣтан³я, дающая этому учрежден³ю порядочныя средства. Послѣднее обстоятельство дало возможность расширить дѣятельность Кружка ежегодными циклами симфоническихъ концертовъ. Послѣдн³е три сезона этими концертами (послѣ Рахманинова) дирижируетъ г. Куперъ, бывш³й капельмейстеръ Солодовниковскаго театра, теперь приглашенный въ Большой театръ и въ музыкальное общество. Дѣловитый и опытный оперный капельмейстеръ, г. Куперъ мало интересенъ на концертной эстрадѣ. Чисто-оперная, грубоватая манера трактовки какъ-то странно соединяется въ этомъ дирижерѣ. съ любовью къ отыскиван³ю самыхъ мелкихъ и незначительныхъ деталей, въ ущербъ умѣн³ю выдвинуть основной мелосъ партитуры. Его исполнен³е лишено пластичности, цѣльности, не говоря уже о вдохновен³й, да и далеко не безупречно даже съ точки зрѣн³я ремесла.
Желая быть индивидуальнымъ, этотъ дирижеръ способенъ такъ перевернуть всѣ темпы и незначительные нюансы (на чемъ же больше показать самобытность?), что даже давно знакомое произведен³е предстаетъ какъ что-то случайное и чуждое, отраженное въ кривомъ зеркалѣ. Такой, напримѣръ, показалась даже мѣстной критикѣ, увлеченной этимъ дирижеромъ, пятая симфон³я Чайковскаго, вывернутая наизнанку г. Куперомъ. Въ послѣднемъ концертѣ Кружка любителей русской музыки г. Куперъ поставилъ 8-ю симфон³ю Глазунова, и это опять было очень далеко отъ подлинника, что особенно было замѣтно, вслѣдств³е недавняго исполнен³я этой симфон³и самимъ авторомъ, посредственнымъ, правда, дирижеромъ, но свои сочинен³я исполняющимъ, во всякомъ случаѣ, въ характерѣ, съ подлинными темпами и уравновѣшенной цѣльностью. Въ качествѣ новинки упоминаемаго концерта была исполнена картинка Лядова "Волшебное озеро", въ Петербургѣ уже извѣстная. Эта вещица больше удалась дирижеру, сыгравшему еще "Островъ мертвыхъ" Рахманинова, извѣстный по прошлогодней превосходной авторской интерпретац³и.