- один из знаменитейших ораторов древнего мира; род. в Афинах в 384 г. до Р. X., происходил из знатного рода. Главным учителем его в красноречии был Исей, по некоторым известиям, Д. был также ревностным учеником Платона и Исократа. С юных лет Д., мечтая о славе оратора, взял себе за образец Перикла и прилежно изучал Фукидида, переписав его восемь раз собственноручно. Афиняне в то время были очень избалованы по отношению к ораторам: от оратора требовались не только внутреннее содержание, но известная мимика, разные приемы рук, пальцев, положение тела во время речи, игра физиономии. Между тем Д. был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом и пр. Настойчивостью и энергией он победил, однако, все эти недостатки. Он учился ясно произносить слова, набирая в рот черепки и камешки, произнося речи на берегу моря, при шуме волн, заменявших в данном случае шум толпы; всходил на крутизны, громко читая поэтов; упражнялся в мимике перед зеркалом, причем спускавшийся с потолка меч колол его всякий раз, когда он, по привычке, приподнимал плечо. Изучая образцы красноречия, Д. по неделям не выходил из комнаты, обрив себе половину головы во избежание соблазна. Его первые попытки говорить публично не имели успеха; но, ободренный актером Сатиром, Д. продолжал работать над собой. В первый раз он обратил на себя серьезное внимание в процессе против своих опекунов Афоба и Анетора, ограбивших его во время малолетства. Д. выиграл процесс, но не вернул всего своего состояния. Политическая деятельность Д. началась с усилением Филиппа Македонского. Предвидя гибель афинской свободы, Д. выступил со своими знаменитыми филиппиками и олинфскими речами. В 352 г. он первый раз энергично указал афинянам на тайные замыслы Филиппа и побуждал сограждан пожертвовать всем для создания сильного флота и войска. Зорко следил он за всеми военными действиями Филиппа в Греции, горячо убеждая народ помогать противникам Филиппа, чтобы не дать ему усилиться. Д. не падал духом от неудач; но когда Филипп силой и хитростью завоевал Фокиду, поставил свои условия Фивам, избран был сам в число амфиктионова судилища и прислал послов в Афины, Д. произнес речь "О мире" и советовал уступить перевесу силы в ожидании удобной минуты для новой борьбы. Вскоре затем Филипп воспользовался враждой аргивян с лакедемонянами и послал на помощь первым войско и деньги, надеясь проникнуть этим путем в Пелопоннес. Тогда Д. с другими послами из Афин отправился удержать аргивян и мессенцев от союза с Филиппом. Несмотря на коварство Филиппа, послы которого уверяли афинян в его миролюбии и жаловались, что Д. напрасно восстанавливает против него всю Грецию, Д. благодаря страстному красноречию и глубокому убеждению снова разоблачил его во второй своей филиппике и вложил в уста народа достойный ответ и вызов Филиппу. Заслуга Д. должна быть ценима на этот раз особенно высоко, потому что Филипп подкупами и другими средствами приобрел сильных друзей в Афинах; во главе их стоял Эсхин, явившийся опасным врагом Д. С ним и его партией снова пришлось считаться Д., когда Филипп завоевал Эвбею, все более угрожая свободе Афин. И на этот раз победили энергия, благородство и талант Демосфена. Он поднял всю Грецию против Филиппа. Фокион во главе войска, собранного по настоянию Д., изгнал из Эвбеи тиранов, посаженных Филиппом. Вскоре затем Филипп принужден был также снять осаду Коринфа. Д. был увенчан золотым венцом на празднике больших Дионисий; но ему не суждено было завершить успешно дело рук своих. Вторая священная война позволила Филиппу проникнуть в самое сердце Греции; он захватил Элатею. Народ в Афинах пришел в отчаяние, узнав об этом. Один Д. не падал духом, и по его настоянию, при его личном содействии между Афинами и Фивами состоялся договор, повлекший за собой две победы. В Афинах торжествовали, на голову Д. возложили венок, но радость эта была последней и короткой. Битва при Херонее в 338 г. положила конец свободе и независимости Греции. Филипп, по своему обыкновению, старался после победы приобрести расположение Афин, отпустив пленных без выкупа, выдав тела убитых и пр.; но Д. не переставал предостерегать доверчивых афинян. Он приобрел этим много врагов, так как лукавая кротость Филиппа и его деньги подкупали граждан. Однако, несмотря на происки Эсхина, Д. был снова увенчан народом. Борьба партий продолжалась много лет и окончилась полным торжеством Д. после речи его "О венце". Это последнее состязание привлекло тысячи слушателей со всей Греции, и сам Эсхин признал совершенство красноречия своего знаменитого противника.
Смерть Филиппа возбудила новые надежды. Д. убеждал не отдавать гегемонию в руки наследника Филиппа, надеясь поднять снова всю Грецию и другие народы, покоренные царем. Александр не дал опомниться противникам и быстро подавил волнение. Его победы не сломили духа Д. Он воспользовался восстанием Фив, чтобы снова уговорить Афины свергнуть иго Александра. Александр усмирил восстание, жестоко наказал Фивы, потребовал от афинян выдачи Д., но, уступая просьбам афинского народа, оставил ему благородного патриота. С этой поры, однако, судьба преследовала Демосфена. Он был запутан врагами в большой процесс, приговорен к уплате крупной суммы, и, не имея ее, бежал в Этну и Трезены. Когда умер Александр, казалось, счастье снова повернулось в сторону Д. С торжеством встретили его афиняне и стали слушать его, вооружаясь к борьбе. Но скоро Антипатр, победитель восставших городов, осадил Афины, и Демосфен бежал в Калаурию. Здесь, окруженный врагами, он принял яд в храме Посейдона, не желая отдаться живым в руки врагов (322). Афиняне вскоре поставили ему памятник вблизи этого храма.
Речи Д. называют "зеркалом характера". Он не был ритором, не любил придуманных украшений, но действовал на слушателей силой убеждения, логикой, строгим развитием мысли, кстати употребляя доводы и примеры. В приготовлении к речам проводил он нередко целые ночи. Язык его величествен, но прост, серьезен и приятен, сжат, но вместе с тем удивительно плавен. Он достигал успеха не стремлением к эффектам, но нравственной силой, благородством мысли, любовью к родине, ее чести, ее славе и ее прошлому. Число речей Д., известных в древности, было 65. Из них сохранилась 61, но в том числе несколько, принадлежность которых Д. сомнительна. Уже в древности Д. имел многих комментаторов, из которых главные - Дионисий Галикарнасский и Либаний. После Éditio princeps (Венеция, 1504) лучшие изд.: Reiske (Лпц., 1770), J. Bekker (Б. 1825, Лпц. 1854), Baiter et Sauppe ("Oratores Attici", Цюрих, 1838), Vömel (Пар., 1843) и Dindorf (Oксф. 1846; Лпц. 1855). Отдельные речи, в особенности Филиппики, обработаны во многих издан.: Doberenz, Westermann, Vömel (Франкф.), Franke (Лпц.). Лучшее толкование ко всем речам Д. - "Apparatus criticus et exegeticus ad D. etc." (Лонд. 1824; "Indices in apparatum etc.", Seiler'a, Лпц., 1833). Ср. Плутарх, "Vita Demosthenis"; Schaumann, "Prolegomena ad D."; Schäfer, "D.). und seine Zeit" (Лпц., 1856); Georges Perrot, "Eloquence polit. et judic. à Athènes"; его же, "D. et ses contemporains" (1878); Maurice Croiset, "Des idées morales dans l'eloqu. polit.de D.". Речи Д. на русский яз. переводились неоднократно, начиная с конца прошлого века: "Речь Д. о венце, за Ктисифона против Есхина", с греч., Пономарева (М. 1784), "Первая Демосфенова речь против Филиппа" (СПб. 1776), "Демосфеново надгробное слово афинянам, убиенным при Херонее", перев. старорусского еп. Евгения (СПб. 1807, изд. Росс. акад.) и пр. Из новейших: "Речи Д." (Каз. 1886) В. Краузе; "Олинфские речи Д." (с биографией и характеристикой, М. 1883) И. Белорусова; "Олинеские речи и первая речь против Филиппа" (Киев, 1885).
Источник текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
ДЕМОСФЕ́Н (Δημοσθένης; ок. 384 до н. э., в Аттике, - 322 до н. э. в Калаврии, Арголида) - древнегреч. оратор и политич. деятель. Его отец имел две мастерские (эргастерии), где работали по 20 и 30 рабов. После смерти отца Д. был разорен опекунами. Изучив ораторское иск-во, Д. стал "логографом", т. е. составителем (за плату) речей для выступающих на суде, а также преподавал риторику. Позднее Д. принимал участие в судебных процессах, составляя речи против лиц, внесших противоречащие демократич. законам предложения, выступал в Нар. собрании Афин (речь "О симмориях", ок. 354 до н. э.). Д. прославился речами против Филиппа, царя македонской монархии, угрожавшей древнегреч. демократии. Эти речи были позднее названы "филиппиками" и стали нарицат. обозначением страстных обвинит. речей. Однако предотвратить покорение Греции Македонией не удалось, в 338 до н. э. афиняне потерпели поражение, а после смерти Александра Македонского подняли восстание и снова были разбиты в 322. Не желая попасть живым в руки врагов, Д. отравился.
Язык Д. как оратора - лит. речь, приближенная к живой разговорной практике. Он владел всеми стилями - от патетич., возвышенного, до простого и обыденного, иногда в одной речи применял и тот и другой. Д. тщательно обрабатывал свои речи (также и после произнесения) с целью опубликования. Творчество Д. явилось важным этапом в развитии ораторского иск-ва, греч. прозы и лит. языка. Слава Д. в древности равнялась славе Гомера. Наряду с Платоном и Фукидидом Д. был наиболее читаемым автором древности. Сохранилось ок. 170 рукописей Д., содержащих (хотя и не все принадлежит ему) 60 речей, 56 "вступлений" к речам и 6 писем.
Соч.: Orationes, [v. 1-3], ed. C. Fuhr und J. Sykutris, Lpz., 1914-27; Harangues, t. 1, P., 1954; в рус. пер. - Речи, послесл. С. И. Радцига, М., 1954.
Лит.: Плутарх, Демосфен и Цицерон, в его кн.: Сравнительные жизнеописания, т. 8, в. 1, СПБ, 1890-94; Жебелев С. А., Демосфен, Берлин - П. - М., 1922; Blass F., Die attische Beredsamkeit, 3 Abt., 1 Abschn. - Demosthenes, 2 Aufl., Lpz., 1893; Cloché P., DemosthХnes et la fin de la démocratie athenienne, P., 1937.
Источник текста: Краткая литературная энциклопедия / Гл. ред. А. А. Сурков. - М.: Сов. энцикл., 1962-1978. Т. 2. - 1964. - Стб. 591.
Демосфен (DemosthИnes) (около 384 до н. э., Аттика, - 322 до н. э., Калаврия), древнегреческий оратор и политический деятель. Родился в семье оружейного мастера. Изучив ораторское искусство, Д. стал логографом, т. е. составлял речи для других, преподавал риторику, сам принимал участие в судебных процессах, выступал в народном собрании. Сохранились приписываемые Д. 61 речь, 56 выступлений, 6 писем (из них около 20 речей и несколько писем ему, по-видимому, не принадлежат). В 351 Д. произнёс свою первую "Филиппику" - речь против македонского царя Филиппа II (отца Александра Македонского), в которой резко критиковал пассивную позицию Афин по отношению к захватнической политике Македонии, угрожавшей независимости греческих полисов. С этого времени Д. стал признанным вождём антимакедонской группировки Афин и др. полисов Греции. Став фактически руководителем Афин, он добился проведения закона о введении чрезвычайной государственной повинности - триерархии, т. е. снаряжения военного корабля - триеры отдельными гражданами и метеками, и об использовании теорикона, так называемых зрелищных денег на военные цели; путём ряда военных союзов Д. добился создания антимакедонской коалиции греческих полисов. После разгрома союзного войска при Херонее (338) Д. продолжал придерживаться осторожной, но последовательной антимакедонской позиции. В 323 (после смерти Александра Македонского) снова призвал к борьбе с Македонией. После нового поражения греков в Ламийской войне (323-322) Д., преследуемый врагами, отравился. Последовательная патриотическая позиция Д., непревзойдённое ораторское мастерство сделали его имя популярным. Его творчество явилось важным этапом в развитии мирового ораторского искусства.
Изд.: Orationes, [v. 1-3], ed. С. Fuhr und J. Sykutris, Lpz., 1914-27; в рус. пер. - Речи, пер. с греч., предисл. С. И. Радцига, М., 1954.
Лит.: Жебелев С. А., Демосфен, Берлин - П. - М., 1922; Cloché P., Démosthénes et la fin de la démocratic athénienne, [2 Иd.], P., 1957; Jaeger W., Demosthenes der Staatsmann und sein Werden, [B.], 1939; Mathieu G., Démosthféne, l'homme et l'oeuvre, P., [1948].
Источник текста: <Большая советская энциклопедия