ЧУЛКОВ, Георгий Иванович [20.I(1.II).1879, Москва - 1.I.1939, там же] -поэт-символист, теоретик символизма, драматург, прозаик, критик. Печататься начал в 1899 г. В 1897 г. Ч. поступил на медицинский факультет Московского университета, мечтая пройти и курс философского факультета. Однако в конце 1901 г. за участие в студенческом движении (размножение прокламаций, призывающих студентов не рассчитывать в борьбе за свои права на помощь буржуазии; речь о необходимости введения конституции в России на банкете памяти Добролюбова в гостинице "Континенталь" 18.II.1901 г. и т. п.) Ч. был арестован и весной 1902 г. выслан на жительство в Якутскую обл., в селение Амга, где за несколько лет до Ч. жил в ссылке В. Г. Короленко.
К 1903 г. был амнистирован, но оставлен под гласным надзором полиции. Поселившись в Нижнем Новгороде, где жили тогда высланные из столиц писатели, стал сотрудничать в газете "Нижегородский листок", был автором нескольких прокламаций.
В конце 1903 г. приехавший в Нижний Новгород издатель В. Саблин забрал у Ч. рукопись первого его стихотворного сборника "Кремнистый путь" и издал в Москве (1904). Автор впоследствии сожалел "о появлении на свет этого литературного младенца", исполненного декадентского "томления духа". Однако эта книга, положительно отрецензированная в петербургском религиозно-философском журнале "Новый путь", помогла Ч. свести знакомство с его руководителями - Д. Мережковским и З. Гиппиус. Молодой писатель с момента получения разрешения на проживание в столице и до 1904 г., когда прекратилось издание "Нового пути", исполнял обязанности литературного секретаря журнала. На развалинах "Нового пути" возник было журнал "Вопросы жизни", в котором Ч. заведовал "отделами беллетристики, поэзии и критики", но вскоре после первой революции издание и этого журнала прекратилось.
В 1906 г. в одном из своих выступлений выдвинул идею т. н. "мистического анархизма", желая синтезировать символизм и разного рода радикальные политические устремления. В том же году он издал брошюру "О мистическом анархизме" с сочувственной вступительной статьей Вяч. Иванова. Стремясь объединить писателей разных художественных направлений на этой "идейной основе", Ч. выступил в качестве редактора-издателя альманахов "Факелы" (1906- 1908.- No 1-3) и "Белые ночи" (1907).
В 1909-1912 гг. издательство "Шиповник" выпустило Собрание сочинений Ч. в шести томах (4 тома рассказов, том критических статей и том стихов и драм), подводящее итоги его творчества. Вот, напр., заключительные строки программного стихотворения "Пастух", где речь идет об общественно-религиозной миссии поэта-символиста по отношению к рядовым согражданам в кризисную, революционную эпоху: "Но вот - Горящий Куст: пробил желанный час.../ Услышал голос я - Иеговы Веленья. / За мной, мои стада! Веду на жертву вас. / Мы кровью искупим смиренные томленья".
С 1909 г. Ч. подолгу жил в Италии, Франции, приобщаясь к европейской культуре; продолжительное время лечился от туберкулеза в Швейцарии. Лишь в 1915 г., после многих путевых мытарств, связанных с первой мировой войной, писателю удалось вернуться в Россию. С 1916 г он занял довольно активную оборонческую позицию. Февральскую революцию Ч. встретил на фронте, замещая уполномоченного Первого передового сибирского отряда.
Весь этот период (до 1917 г.) Ч. в основном пишет психологическую прозу. К ней следует отнести книгу рассказов "Люди в тумане" (1916), романы "Сережа Нестроев" (1916), "Метель" (1917) и "Сатана" (1915; 2-е изд.-1917). Последний вызвал ожесточенную полемику в прессе. "Иные критики,- как вспоминал об этом сам Ч.,- упрекали меня за подражание Достоевскому, но никто не догадался, что в этом романе были элементы не столько подражания, сколько пародийности, и что самая тематика романа сознательно противопоставлена тематике "Бесов" Достоевского" (Годы странствий.- С. 268).
Послереволюционная действительность почти не отразилась в творчестве Ч., хотя Октябрьскую революцию он встретил сочувственно. В 20 гг. Ч. пишет в разных жанрах на исторические темы (повесть "Salto-mortale, или Повесть о молодом вольнодумце Пьере Волховском", 1930, и др.). В последние годы жизни Ч. много занимается изучением жизни и творчества Ф. И. Тютчева, издает книгу о Ф. М. Достоевском.
Но, пожалуй, самая ценная из всех послереволюционных работ Ч.- книга воспоминаний "Годы странствий" (1930), представляющая чрезвычайно большой интерес как для историка предреволюционной эпохи, так и для исследователя русского искусства и литературы нач. XX в.
Соч.: Соч.: В 6 т.- П., 1909-1912; Вчера и сегодня. Очерки.- М., 1916; Последняя любовь Тютчева (Е. А. Денисьева).- М.; Л., 1928; Годы странствий. Из книги воспоминаний.- М., 1930; Как работал Достоевский.- М., 1939.
Лит.: Аврелий (Брюсов В. Я). Факелы ("О мистическом анархизме") // Весы.- 1906.- No 5.- С. 54-58; Блок А. А. О драме ("Тайга") // Собр. соч.- М.; Л., 1962.- Т. V.- С. 181-182; Короленко В. Г. (О драме "Тайга") // Собр. соч.- М., 1955.- Т. VIII.- С. 330-333.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 2. М-Я. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990