Главная » Книги

Бласко-Ибаньес Висенте - Бласко Ибаньес: биографическая справка

Бласко-Ибаньес Висенте - Бласко Ибаньес: биографическая справка



Бласко Ибаньес

  
   К. Д. [Державин К.] Бласко Ибаньес // Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939. Т. 1. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. - Стб. 503-506.
  
  
  
   БЛАСКО ИБАНЬЕС Висенте [Vicente Blasco IbaЯez, 1867-1928] - один из популярнейших современных испанских писателей, хорошо известный и в России по переводам его многочисленных романов. Родился в семье негоцианта, должен был стать коммерсантом. Семнадцати лет бежал из дому и занялся журналистикой, бедствуя и голодая (эта пора его жизни изображена им затем в ром. "La horda").
   Первый роман его "Arroz y tartana" (Бесшабашная жизнь) появился в 1894, но прошел незамеченным, как и следующий "Flor de Mayo" [1895], ныне всемирно известный. Славу Б. И. завоевал своим романом "La barraca", переведенным тотчас же на французский язык. С тех пор Б. И. напечатал свыше тридцати романов, ряд сборников рассказов и новелл, несколько описаний своих путешествий, перевел на испанский яз. много произведений европейской художественной и исторической литературы. Наряду с литературной деятельностью Б. И. вел энергичную и упорную общественно-политическую работу, неизменно защищая и пропагандируя программу республиканско-демократической партии. Свыше тридцати раз, несмотря на звание депутата, он подвергался тюремному заключению, несколько раз высылался из Испании, пока в 1923, после утверждения диктатуры Примо де Ривера и разгрома республиканской партии, не эмигрировал во Францию. Оттуда, в сотрудничестве с рядом эмигрантов-республиканцев, Б. И. вел энергичную борьбу с фашистским режимом в Испании; выпустил, в частности, нашумевший политический памфлет "Разоблаченный Альфонс XIII".
   Романы Б. И. можно разбить на следующие группы: 1. бытовые романы, рисующие жизнь и труд населения провинции Каталонии (родина писателя). Наиболее известны из них: "Arroz y tartana" (Бесшабашная жизнь, 1894), "La barraca" (Проклятый хутор, 1898), "Entre Naranjos" (В апельсинных садах, 1900) и "Canas y barra" (Тростник и ил, 1902); 2. социальные романы: "El catedral" [1903], "El intruso" [1904], "La bodega" [1905] и "La horda" [1906] (русские перев. под назв.: "Толедский собор", "Отцы иезуиты", "Винный склад", "Дикая орда"); 3. психологические романы, из к-рых наиболее значительны: "Sangre y arena" (Кровь и песок, 1908), "Los muertos mandan" (Мертвые повелевают) и "Luna Benamor"; 4. романы из эпохи империалистической войны: "Los catro jinetes de Apocalipsis" (Четыре всадника Апокалипсиса, 1916) и "Mare nostrum" (Наше море, 1918). Особняком стоит античный роман "Куртизанка Сонника".
   По приемам своего письма Б. И. - типичный натуралист; французская критика считает его подражателем Золя. В сравнительно отсталой экономически Испании в 90-х гг. прошлого столетия и в начале XX в. не было еще налицо тех социально-экономических условий, при которых могло бы создаться утонченное "модернистское" искусство [оно явилось позже, в лице Пио-Бароха (см.)]. Эстетика Б. И. диаметрально противоположна эстетике модернистов. Он видит цель искусства в возможно точном и всестороннем изображении внешней среды, в которой живут и действуют отдельные личности и народные массы. Жанровые картины быта - одна из самых сильных сторон творчества Б. И. Подобно Золя, он всесторонне, почти научно изучает темы своих произведений. Б. И. - яркий представитель испанской либеральной мелкой буржуазии. Этим объясняется обличение в его произведениях "болезней" современной Испании, в особенности столь ненавистного Б. И. клерикального режима. Этим же обусловливается интерес Б. И. к изображению трудящихся классов в своих романах (крестьянство, рыбаки, рабочие и т. д.) и социальных низов столичных центров. Наиболее удачны у Б. И. страницы, посвященные психологии масс: психические токи, возникающие среди зрителей боя быков ("Кровь и песок"), среди молящегося населения гибнущего города ("В апельсинных садах"), наконец, среди охваченного восстанием народа ("Винный склад", "Вторжение") - изображены у Б. И. с мастерством, не уступающим Золя. С другой стороны, любимой темой Б. И. является борьба сильной и свободомыслящей личности против гнета бытовых и социальных условий. Эти личности - или предприниматели, добивающиеся богатства и могущества, или завоеватели политической власти, или наконец артисты и художники. Б. И. - романтик индивидуализма, в плане к-рого он разрешает все социальные и психологические конфликты в своих романах. В этом отношении Б. И. - наследник испанских революционно-буржуазных традиций начала XIX в.; при блестящем знании и понимании родного быта, национальной психологии всех классов испанского общества он все же не сумел распознать в современности основных путей социальной борьбы. Новеллы Б. И. ("Должностное лицо" и др.) - обычно психологические этюды, изображающие острые душевные конфликты; динамичность фабулы, как и везде у Б. И., не играет большой роли.
   Б. И. был одним из тех представителей либеральной европейской интеллигенции, к-рые по почину Ромэна Роллана, Анри Барбюса и др. выступили с воззванием в защиту Советской республики; он никогда не упускал случая выразить свое сочувствие Октябрьской революции.
  
  

Библиография:

  
   I. Полн. собр. сочин., изд. "Современные проблемы" (16 тт., М., 1910-1912) и "Сфинкс" (16 тт., М., 1910-1911). Многие его произведения ("Проклятый хутор", "Мертвые повелевают", "Вторжение", "Кровь и песок") издавались отдельно (в изд. Антик, "Всемирная лит-ра", "Мысль", "Космос", Гиз и др.). Позднейшие изданы Гизом и др.: Разоблаченный Альфонс XIII, Гиз, М., 1926; Валенсианские рассказы, "Всемирн. лит-ра", П., 1919; Солнце мертвых, перев. Д. Выгодского, Гиз., М., 1926; Земля для всех, перев. его же, изд. "Книжные новинки" Л., 1926; В апельсинных садах, перев Т. Герценштейн, М., 1927.
  
   II. Дионео, Б. И., "Русское богатство", кн. 6 и 7, СПБ., 1910; Фриче В. М., Б. И., "Новый журнал для всех", кн. XXIX, СПБ., 1911; Игнатов С., Б. И. в русск. переводах, "Печ. и рев.," 1927, IV; Выгодский Д., Б. И., "Звезда", 1928, II; Zamocois E., Mis contemporaneos (Мои современники), B. J., Madrid, 1910 (есть русск. перев.); Pitollet C., V. B. J., ses romans et le roman de sa vie, P., 1921.
  

К. Д.


Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
Просмотров: 570 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа