Александр Поморский. Цветы восстания. Пб., 1919
Пробежав эту малую книжечку, чувствуешь все же удовлетворение: сквозь техническое неумение, как трава, пробиваются пульсы самовольного капризного ритма; и сквозь рои слов, заимствованных из брошюр абстрактных, как сквозь скорлупу, проступают ищущие своего выражений образы; мироощущение пролетария выявляется и в играх ритма, и в самом способе воспринимать природу и город; поэтическое движение в душе и восприятие мира сквозь примзу поэзии медленно, лишь в годах, прорезается сквозь прозаический корост нашего обычного словоупотребления, наше слово распалось на корост понятия и на футуристический перезвон самой материи звука; ритм, как без образное, чисто напевное начало поэзии обыкновенно слагается ранее поэтической образности, и в поэзии Александра Поморского ритм, что трава, прорастает наружу, сквозь тротуарные плиты заезженных слов, налагающих печати банальности на воплощения его мирочувствия в слове; обилие слов как "культ", "гимн", еще не суть образы, а фельетонные выражения; и строчки, как подобные строчкам: "и новый культ зажгу пред новым алтарем" суть проза, плакат, платформа, лозунг, что хотите, но не поэтический образ; но в том же стихотворении "Пролетариат", сплошь обложенном плитами прозаических слов, выбиваясь сквозь них, бьют крылатые ритмы: "Стихия я, я - смерть, я - ураган, я созидаю, я разрушу... я успокою боль жестоких ран, воспламеню робеющую душу". Вот схема ритма этого стихотворения:
v-|v-|v-|vvv-
-vv-|v-|v-v
-vv-|v-|v-|v-
vvv-|v-vv|v-
Какие изысканные перебои! Ямбами владеет т. Поморский; музыка его стихотвореных напевов здорова и жизненна; мало строк с некрасивыми скоплениями односложных; слова его строк многосложны; оттого-то и ямб его полон ударов, толчков, перебоев, как то "Но каждый камень твой - наш не оствыший пот" ("Городу"), или: "Дракон с обезображенным челом" (там же). "Туман, как сон, охватывает зданье" (стр. 19). Великолепен ритм стихотворения "Колокола". Не даром поэт говорит: "Душа моя взяла их пламенный напев" (стр. 21). Напев т. Поморского пламенен. Ритм стихотворени "Поезд" передает ритм движения поезда. Великолепны ритмы стихотворени "Похороны Трибуна".
Рифмы т. Поморского изысканны и смелы: "окраин - спаян" (13), "дамбы - дифирамбы" (17), "Сомов - переломов" (23) и т. д.
Не то со словами: слова бледны, абстрактны: песни "протеста" (13), новый "культ" (15), "музыка непоколибимого строя" (29), "рабочий класс", и обилие гимнов; даже ольхи "гимны свои отшумели" (16) и т. д. Повторяю снова, в средствах изобразительности хромает поэзия т. Поморского; в ритме она процветает; собственно говоря; вся поэзия его - в безобразной, бессловесной поющей стихии души, обреченной до времение пользоваться затаскаными словами; и все же: сквозь затасканность слов здесь и там прорезываются уже яркие образы:
Красив весною город Сомов,
Розливом Волги окружен,
В волне гористых переломов
В лазурь роня перезвон...
Играет солнце... Воздух чистый
Томится в неге ветерка...
К реке сверкает скат гористый
Червонным золотом песка.
Интересны все стихотворения, посвященные городу и, прежде всего, "Похороны Трибуна". Пожелаем т. Поморского сбросить с души своей груз прозаических слов и ветошь затасканных образов, дабы ритм его сплел ему новые образы, соответствующие песням души его (85).
ГОРН. Книга первая. 1918. Московский Пролет-Культ.