>I.
Баженов Александр Николаевич - писатель и театральный критик; родился 23 августа 1835 года в Городищах, уездном городе Пензенской губернии. Первоначально образование получил в пензенском дворянском институте, откуда перешел в 1-ю московскую гимназию и кончил в 1859 году курс в Московском университете по словесному факультету. Затем Б. поступил учителем русской словесности во 2-й кадетский корпус в Москве и в 1861 году издал перевод "Песен Анакреона", неблагосклонно встреченный критикой, особенно петербургской. Перевод, однако, довольно близок к подлиннику и только формой стиха, вообще тяжелого и прозаичного, уступает переводам Мея и М.Л. Михайлова . Об аттической грации подлинника у Б. нет и помина. Непродолжительная литературная деятельность Б. была посвящена преимущественно театру. Страстный любитель его с детства, он играл на домашних сценах и писал для них пьесы. В одном 1860 году он напечатал три переделки: "Мольер-дитя", комедия в 2-х действиях, и два одноактных водевиля: "Бедовая бабушка" и "Любовный напиток". В то же время он писал театральные рецензии в "Московских" и "С.-Петербургских ведомостях", в журналах: "Искусство", Театральный и музыкальный вестник", "Развлечение" и др.; наконец, в 1864 году основал свою еженедельную газету "Антракт", где относился серьезно и справедливо ко всем явлениям сценического мира и без всякого пристрастия к игре актеров. Но о литературном значении драматических писателей и их произведений Б. говорит мало, и г. Венгеров имеет основание не считать его "критиком", а причислять к рецензентам. Действительно, глубоких взглядов на сценическое искусство Б. не внес в свой "Антракт", не просуществовавший и четырех лет. В 1867 году Б. захворал брайтовой болезнью и умер 30 сентября, на 33 году. В том же году вышел объемистый том его сочинений, составленный другом его Родиславским, где собрано все, что Б. писал о театре. Главной идеей покойного автора было, по словам Родиславского, возрождение русского театра с помощью постановки переводных классических пьес: Шекспира, Мольера, Кальдерона и др. Знакомиться с этими корифеями драматической литературы обязательно, конечно, для всякого образованного человека, но театр, давший нам Грибоедова, Гоголя, Островского, нуждается в их подражателях, в пьесах оригинальных, а не переводных.
Источик текста: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
II.
Александр Николаевич Баженов
русский театральный критик и переводчик. Родился в городе Городищи Пензенской губернии. Окончил словесное отделение Московского университета (1859). Регулярно помещал статьи и рецензии о московском театре в Санкт-Петербургских (с 1859) и московских (с 1861) периодических изданиях. В 1864 основал в Москве и до конца жизни редактировал театральную газету "Антракт". Баженов боролся за очищение русской сцены от переводной буржуазной мелодрамы и утверждение на ней лучших пьес русской драматургии и высокой классики (особенно произведений У. Шекспира). Работы Баженовa касались различных сторон театрального дела, однако в центре внимания критика всегда был актёр (разборы игры А.Е.Мартынова, П.М.Садовского, С.В.Шумского, В.И.Живокини, В.В.Самойлова, Г.Н.Федотовой и др.). Баженов переводил и публиковал работы Г.Э.Лессинга, И.В.Гёте, Аристотеля, Г.Гервинуса и других авторов о театре. Деятельность Баженовa способствовала повышению общей культуры русского театра. Умер в Москве 12 октября 1867 года. Сочинения: Сочинения и переводы А.Н.Баженова, тома 1-2, Москва, 1869. Литература: Кугель А., Два критика, в его кн.: Театральные портреты, Ленинград-Москва, 1967; Зилов М., Александр Баженов и его "Антракт", "Театр", 1965, No 2.