БАРАНЦЕВИЧ, Казимир Станиславович, псевдонимы - К. С. Б., Сармат, Ан. Орешнев [22.V(3.VI).1851, Петербург - 26.VII.1927, Ленинград] - прозаик, драматург, поэт. В детстве, по словам Б., "жизнь протекала довольно серо и скучно" (Автобиография.- С. 162). Его отец, обрусевший польский дворянин, служил мелким чиновником и положение семьи полностью зависело от доходов швейной мастерской, принадлежавшей матери Б. Среди детских впечатлений самыми яркими были родовые предания, рассказы о деде, участнике польского восстания, казненном в 1831 г. Под влиянием отца, "человека... в высшей степени умного, страстного любителя чтения, но по натуре крайне безвольного, слабодушного" (Отрывок из автобиографии // ЦГАЛИ.- Ф. 59.- Оп. No 1.- Ед. хр. No 82.- Л. 2), в Б. рано проявился "зуд писательства" (Автобиографическая записка.- С. 114). Прочитав в девять лет собрание сочинений Пушкина, он написал поэму "Понятовский" (не сохранилась). После поступления в гимназию (1862) продолжал сочинять подражательные стихи, пытался издавать рукописный юмористический журнал "Волна". Подружившись в гимназии с М. Н. Альбовым, Б. начинал с ним писать фантастический роман "Путешествие на Луну" (около 1865 г.). В 1866 г. оставил учебу. Возможно, причиной ухода из гимназии были болезнь матери, служебные неудачи отца и в результате - почти "бедственное материальное Положение" (ЦГАЛИ,- Ф. 59.- Оп. No 1.- Ед. хр. No 82.- Л. 2). 1867-1870 гг. Б. провел "у тетки в деревне" в Псковской губ. Позднее об этом времени он отзывался иронично: "Под влиянием Журнальных статей и толков о народе принялся народничать. Бродя по деревням, сливался с мужиками, крестил у них ребят, на крестинах пил водку, ходил на покос, щеголял в высоких сапогах и красной рубахе" (Автобиографическая записка.- С. 115).
После смерти отца (1870), с 1872 г., на протяжении шести лет, Б. служил за скромное жалованье конторщиком в Русском строительном обществе. Его литературным дебютом стала драма "Опричина", стихотворная переделка романа "Князь Серебряный" А. К. Толстого, успешно прошедшая осенью 1873 г. на сцене Александрийского театра. Другой опыт, рассказ о нищем чиновнике "Один из наших старых знакомых", также написанный в 1873 г., не был замечен читателями и критикой. В декабре 1873 г., нарушив волю матери, он женится на крестьянке Д. Н. Алексеевой и до 1878 г. к литературному творчеству не обращался.
В 1878 г. Б. перешел в 1-е Товарищество петербургских конно-железных дорог. "До сорока параграфов инструкций должен знать назубок,- писал он о своих обязанностях в очерке "Кондуктор" (1892),- малейшая оплошность, недогляденье влекут за собой более или менее строгое взыскание" (Соч.- Т. 2.- С. 263). Но однообразная и тяжелая служба, заключавшаяся в выдаче и учете кондукторских билетных касс, позволила Б. преодолеть материальные затруднения и вернуться к литературным планам. С этого времени он начал публиковать в юмористических журналах "Стрекоза", "Осколки" и в газетах "Русские ведомости", "Новости" натуралистические бытовые зарисовки из жизни городской бедноты, мелкого чиновничества. Издал их в виде "юмористических сборников": "Маленькие рассказы" (1887), "80 рассказов Сармата" (1891), "Картинки жизни" (1892), "Звуки" (1902) и др. Но "штрихи", "контуры", "столичные наброски" Сармата отличались от популярных в нач. 80 гг. рассказов-сценок Н. А. Лейкина и В. В. Билибина полным отсутствием юмора. Это были "стоны, жалобы, вздохи" (Быков П. В. К. С. Баранцевич.- С. 26) по поводу печальной судьбы крестьян ("Кляча", "Акулина", "Никита"), получавших в столице "цивилизующее крещение" и "мишурные блага" ("Кляча" // Писатели чеховской поры.- Т. 1.- С. 339), или бесконечных трагедий жертв светских волокит ("Предпраздничные холостяки") и дачных соблазнителей ("Последний дачник"), ужасов меблированных комнат ("Меблировки"), обывательской скуки ("Дамы", "Наши журфиксы", "Литературно-музыкальный вечер") и тоски одиночества ("Развязка", "Тусклая жизнь", "Одинокий" и др.).
"Тусклая жизнь...- восклицает начинающий литератор, герой одного из "столичных набросков" Б.- Какие струны сердца можно... заставить звучать?!" (Картинки жизни.- С. 203). В названии первой повести Б. "Порванные струны" (Слово.- 1878.- No 8.- С. 109-130), которую он считал началом своего творческого пути, точно выражена общая тональность его творчества: та "безысходная, невыносимая хандра", которая не оставляет человеку, "жаждущему разумной деятельности" (Соч.- Т. 7.- С. 120), возможности преодолеть "гнет" жизни. В 1883 г. повести и рассказы Б., публиковавшиеся в "Отечественных записках", "Вестнике Европы", "Устоях", "Русской мысли" и др. журналах, вышли отдельным сборником "Под гнетом". В нравоучительных историях о преданной кормилице ("Власьевна"), о подвижнически любящей отца девушке ("Нелли"), о крестьянских детях, "брошенных на волю божью" и обреченных на голодную смерть ("Одни", "На волю божью"), рецензенты сборника увидели прежде всего стремление автора отыскать среди разных сословий, в "мути" жизни мелодраму, "повод для слезопролития" (Дело.- 1883.- No 12.- С. 36). Сравнивая Б. с Альбовым, отмечая "психиатрическую фальшь" обоих, Н. К. Михайловский подчеркивал сосредоточенность Б. на "сфере личной жизни", никак не связанной с "общественной тенденцией" (Отечественные записки.- 1884.- No 2.- С. 238). Откликнуться на современные проблемы Б. попытался в повести "Чужак" (1882). Его герой, "пылкий энтузиаст", Радунцев, решив "слиться" с народом, женится на крестьянке, но под влиянием мелодраматических обстоятельств расстается с "взлелеенной и сберегаемой с давних пор" идеей (Соч.- Т. 1.- С. 74). Такое упрощенное представление о "хождении в народ" предопределило оценку народнической критики: повесть отнесли к откровенно слабым вещам Б. В сатирическом романе о журнальной борьбе 70 гг. "Вавилонская башня" (1886), написанном Б. в соавторстве с Альбовым, преобладали в основном пасквильные интонации, хотя в грандиозных замыслах литератора Мехлюдьева, мечтавшего сочинить роман "Мировая проказа", иногда проступали элементы самопародии. Лишь в рассказе "Горсточка родной земли" (1882) Б., по словам В. Г. Короленко, приблизился к верному изображению "психологии скитальца революционера", к пониманию трагических противоречий в его мыслях и поступках (Короленко В. Г. Юбилей К. С. Баранцевича // О литературе.- М., 1957.- С. 291).
В современной Б. критике предпочтение обычно отдавалось его действительно талантливым очеркам, объединенным в цикл "Из жизни заброшенных детей". Они послужили поводом для приглашения Б. в издательство "Посредник"; в сборнике "Доброе дело" (1894) был помещен его рассказ "Танцы", в "дешевых изданиях" И. Д. Сытина выходили рассказы и повести "Матушка" (1892), "Брат" (1892), "Гусли" (1902), "Поэт" (1902) и др. Мрачный натурализм органично сочетался в них с ярко выраженным гуманистическим пафосом. Но желание превратить рассказ или очерк в притчу, соединив романтическую поэтику с бытописательством, часто вело Б. к эпигонству. История любви мещанина Круткова к дочери коллежского регистратора Анне Сергеевне Протопоповой в романе "Раба" (1887) напоминала "Бедных людей" Ф. М. Достоевского, повесть "Бродяга" (1894) буквально вое производила фабулу его же рассказа "Мальчик у Христа на елке", влияние А. П. Чехова сказалось в произведениях, включенных в сборник "Новые рассказы" (1889), рассказ "Невеста" (1904) оказался вариантом "Четырех дней" В. М. Гаршина.
В целом рассказы и повести Б. 80 - нач. 90 гг. близки физиологическим очеркам 40 гг., что подчеркнуто в авторских жанровых определениях ("картинки с натуры", "жанры", "записки", "наброски"). Но описания в них излишне подробны, психологические переживания героев малоубедительны. "Б.,- отмечал А. С. Суворин, рецензируя роман "Две жены. Семейный очаг" (1894), отмеченный Пушкинской премией 1894 г.,- пишет скорее по книгам, по слухам, чем по наблюдениям" (Суворин А. С. К. Баранцевич.- С. 2).
В 90 гг. произведения Б. часто переиздавались, переводились на иностранные языки, что свидетельствовало о их большой популярности. Причисляя Б. к "артели" восьмидесятников, Чехов точно обозначал круг поклонников его прозы: "Это буржуазный писатель, пишущий для чистой публики, ездящей в III классе... Он фальшив, потому что буржуазные писатели не могут быть не фальшивы. Это усовершенствованные бульварные писатели. Бульварные грешат вместе со своей публикой, а буржуазные лицемерят с ней вместе и льстят ее узенькой добродетели" (Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Письма.- М., 1977.- Т. V.- С. 311). Духовному мещанству "среднего" человека Б. ничего не смог противопоставить. Герои его романов "Раба", "Две жены", "Тихое счастье" (1897), "Кровь" (1901) в сохранении "семейного очага" видят единственный способ защиты от пошлости жизни: страсти противопоставляют долг, супружескую верность. Морализаторство особенно заметно в его сборниках рассказов для детей "Весенние сказки" (1894), "Други" (1902), "Золотые дни" (1902), "Детский театрик" (1911), в редактируемом им детском журнале "Красные зори" (1904-1906). Иллюстрируя те или иные нравственные истины, он в сборнике "Други" со всей серьезностью, напр., рассказывает о подружившемся с человеком мышонке, о сеттере Марсе, преданном вылечившему его от чесотки доктору, о "благородном" коне Серко и т. п. С 1896 г. в литературном приложении к журналу "Театрал" Б. публиковал также юмористические пьесы: "Воробышек" (1896), "Куколка" (1896), "Отцы" (1899), "Пожарный праздник" (1911), "Целомудренное семейство" (1912), "Руки по швам" (1914), "Тутти-фрутти" (1914) и др. В них любовные интриги переносились с дачи ("Пожарный праздник") в гостиную отставного русского полковника Пулеметова ("Руки по швам"), на остров людоедов ("Тутти-фрутти"), в дом английского эсквайра Мордстона ("Целомудренное семейство") и т. п., но всюду торжествовала добродетель.
"Моя жизнь протекала очень монотонно",- замечает герой одноактной пьесы Б. "Белый жук" (Спб., 1911.- С. 4). Это полностью может быть отнесено к самому Б. Чехов писал о нем в 1900 г.: "...Замученный, утомленный человек, несомненный литератор, в старости, которая уже наступила для него, нуждается и служит на конно-железной дороге так же, как нуждался и служил в молодости" (Чехов А. П. Полн. собр. соч. и писем. Письма.- М., 1980.- Т. IX.- С. 11). В 900 гг. Б. издавал в основном произведения, написанные в 80-90 гг. Будучи членом Литературного фонда, он часто участвовал в благотворительных концертах, собраниях. Его пьесы, стихи, появляющиеся под псевдонимом Ан. Орешнев в журналах "Задушевное слово", "Родник", "Детское чтение", сборник "Символические рассказы" (1904), собрание сочинений, выходившее с 1908 г. по договору с издателем А. Ф. Марксом и оставшееся не завершенным, успеха среди читателей уже не имели. В революции Б. видел угрозу культуре, в 1917 г. он утверждал: "Худо будет, когда в русском обществе иссякнет вера в интеллигенцию!" (Революция и интеллигенция // Петроградский листок.- 1917.- No 206.- 26 авг.). Во время национализации товарищества "А. Ф. Маркс" (1917) рукописи последних томов сочинений Б. были утеряны, что, по свидетельству биографа, повлияло на душевное состояние автора (Т-ин Л. (Гулин Т.) К 50-летию литературной деятельности // Красная газета. Вечерний выпуск.- 1924.- No 4.- 5 янв.). С этого времени Б. ничего не писал.
Б. интересен как представитель массовой беллетристики 80 гг., как "умственный пролетарий", судьба которого оказалась типичной для поколения литературных спутников Чехова.
Соч.: Сочинения.- СПб., 1908-1911.- Т. I-IX; Автобиография // Первые литературные шаги. Автобиографии современных русских писателей / Сост. Ф. Ф. Фидлер.- М., 1911.- С. 162-165; Автобиографическая записка // Венгеров С. А Критико-биографический словарь русских писателей и ученых.- Спб., 1891.- Т. II.- Вып. 22-30. С. 113-116: Один из наших старых знакомых (Подпись: К. С. Б.) // Школьная жизнь Тома Брауна. Рассказ бывшего ученика. Приложения.- Спб., 1874.- С. 291-319; Под гнетом. Повести и рассказы.- Спб., 1883; Порванные струны и другие рассказы.- Спб.; М., 1886; Новые рассказы.- Спб., 1889; Маленькие рассказы: Юмористический сборник.- Спб., 1887; Опричина. Драма в 4-х действиях и 9-ти картинах, переделанная стихами из романа гр. А. Толстого.- Спб,. 1890; 80 рассказов Сармата.- Спб., 1891; Две жены. Семейный очаг: Роман. - Спб., 1894; Вавилонская башня. Юмористический роман (Совместно с М. Н. Альбовым).- М., 1896 Золотые дни. Рассказы и сказки.- М., 1898; Други. Рассказы для детей среднего возраста.- М., 1902; Изгарь (Старое и новое). Повести и рассказы.- Спб., 1905; Тутти-фрутти. Оперетта в 2 д.- Спб., 1914; Котел // Спутники Чехова / Собр. текстов, ст. и коммент. В. Б. Катаева.- М., 1982.- С. 214-221, 468-469; Горсточка родной земли. Кляча // Писатели чеховской поры. Избр. произв. писателей 80-90-х гг. / Вступл. ст., сост. и коммент. С. В. Букчина. - М., 1982.- Т. 1.- С. 309-341, 451-453.
Лит.: Арсеньев К. Русские беллетристы нового поколения // Вестник Европы.- 1884.- Т. 2.- No 3-4.- С. 758-774; Быков П. В. К. С. Баранцевич. К тридцатилетию его деятельности // Природа и жизнь. - 1904.- No 1.- С. 21-26; Громов Л. П. Чехов и "артель" восьмидесятников // А, П. Чехов. Сб. статей и материалов. Ростов н/Д., 1959.- Вып. I.- С. 108-109; Михайловский Н. К. (Посторонний) Письмо в редакцию // Отечественные записки.- 1884.- No 2.- С. 223-241; Муратов А. Б. Проза 1880-х годов // История русской литературы. Литература конца XIX начала XX века (1881-1917): В 4 т. Л., 1982. - Т. 4. С. 46-48; Прохоров Г. Письма Чехова к К. С. Баранцевичу // Чехов и его среда / Под ред. Н. Ф. Бельчикова.- Л., 1930.- С. 149-165; Скабичевский А. М. История новейшей русской литературы (1848-1890).- Спб., 1891. С. 403-406; Суворин А. С. К. Баранцевич. Две жены. (Семейный очаг): Роман.- Спб., 1895; Тулин Г. К. С. Баранцевич. К тридцатипятилетнему юбилею его литературной деятельности. Спб., 1908.
Источник: "Русские писатели". Биобиблиографический словарь.
Том 1. А-Л. Под редакцией П. А. Николаева.
М., "Просвещение", 1990
OCR Бычков М. Н.