iv align="justify"> Оригинал здесь - http://www.rulex.ru/01010735.htm
Аскоченский, Виктор Ипатьевич, писатель (1813 - 79), сын священника. Учился в воронежской духовной семинарии; по окончании курса в киевской духовной академии со степенью магистра, А. был бакалавром в той же академии по кафедре патрологии. В 1846 году он оставил преподавание и был назначен советником губернского правления в Житомире; в 1849 году переведен в Каменец-Подольск на должность совестного судьи и исправляющего обязанности председателя гражданской палаты. В 1851 году А. был принужден выйти в отставку. А. не был счастлив в личной и семейной жизни; на службе он был нелюбим из-за его тяжелого, не брезгавшего доносами нрава. Озлобление неудачника А. перенес и в свою литературную деятельность. С средины 1858 года А. стал издавать прославившуюся своим крайним обскурантизмом еженедельную газету "Домашняя Беседа". Первоначально газета была предназначена для народа (задачей газеты поставлено "Давать уроки и правила нравственности русскому народу"), но с 1859 года формат ее был увеличен и программа расширена. С 20 1860 года в газете появился отдел "Блестки и изгарь". Здесь, под видом защиты православия и борьбы с неверием, А. с яростью фанатика и обскуранта нападает на науку, европейское просвещение и всякое прогрессивное движение в общественной жизни. Между тем, как можно видеть из напечатанного после его смерти "Дневника", веденного А. с 1835 по 1857 год и напечатанного в "Историческом Вестнике" (1882, I - IX тт., с предисловием Ф. Булкова), мировоззрение А. в молодые годы было далеко от обскурантизма и увлечения клерикальными и охранительными идеями. В "Дневнике" А. ополчается против монахов, которым принадлежит руководящая роль в академическом преподавании, и которых он клеймит как "черных гениев, представителей закоренелого квиетизма"; отрицательно относится к постам и другим церковным обрядам; признается, что и в то время, когда он читал лекции в киевской академии, он считался в глазах духовного начальства "карбонарием" и должен был "скрывать свои лекции от неразумной ревности инквизиторов-монахов". Все это не помешало А. превратиться в ожесточенного врага всего ищущего выхода к свету и свободе. Если в публицистических статьях А. нельзя отрицать известной доли литературного дарования - его выпады против либеральных веяний не лишены были иногда едкого сарказма и остроумия, - то в его беллетристических произведениях нет и следа художественного таланта, вкуса и чувства меры. Он писал стихи ("Собрание стихотворений", 1846), басни, повести и рассказы, драмы ("Пансионерка", 1847; "Марфа Посадница", 1870) и сатирические очерки. Печальную известность получил лишь его роман, "Асмодей нашего времени" (1858), карикатурным изображением прогрессивных слоев русского общества и изобличением их в безнравственности и атеизме. Ему принадлежат еще две книги исторического содержания: "Киев с древнейшим его училищем - академией" (1856) и "История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 году" (1863), а также "Чтения для православного народа" (1860), "Письма Звонаря" и другие нравоучительные рассказы. В конце 1877 года он душевно заболел, и "Домашняя Беседа", влачившая последние годы жалкое существование, прекратилась.
Оригинал здесь - http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?ID=6131
Аскоченский Виктор Ипатьевич - журналист, род. 1-го октября 1813 г., в Воронеже, ум. 18-го мая 1879 г., в С.-Петербурге. Сын священника, бывшего наставником в нотном пении всех церковнослужителей Воронежской губ., Аскоченский, после домашней подготовки, поступил в Воронежскую семинарию, по окончании курса в которой, как один из лучших учеников, перешел в Киевскую духовную академию. Усердно занимаясь здесь богословскими и историческими науками, Аскоченский, по окончании в 1839 г. академического курса со степенью магистра, был назначен бакалавром академии (адъюнкт-профессором) и сначала преподавал языки польский и немецкий, а затем патрологию, причем изучил Св. Писание и творения св. отцов, как немногие специалисты. Оставив по собственному желанию профессуру, Аскоченский в 1846 г. получил место советника волынского губернского правления и жил в доме генерал-губернатора Юго-западного края Д. Г. Бибикова, в качестве воспитателя одного его родственника. В 1849 г. Аскоченский был переведен в Каменец-Подольск совестным судьею с исправлением должности председателя гражданской палаты, но прослужил здесь всего два года и принужден был выйти в отставку в чине коллежского советника. С этого времени Аскоченский, переселившись в Киев, а затем, в 1857 г., в Петербург, отдается исключительно литературной деятельности, которая становится на долгие годы, до конца жизни, единственным источником средств его существования. Деятельность эта началась еще в 1839 году заметками и стихами в "Воскресном Чтении", "Маяке" и "Москвитянине" и отличалась большим разнообразием: Аскоченский писал стихи, басни, повести, драмы, ученые исследования, сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы и пр. Не имея художественного беллетристического таланта, Аскоченский был по призванию публицистом и приобрел на поприще журналистики громкую, но печальную известность, не принеся, вследствие своих крайних охранительных воззрений, той пользы, которой можно было бы ожидать при его даровании, остроумии и знаниях. "Собрание стихотворений" (1846 г.), "Пансионерка", трагедия нашего времени, в четырех отделениях с эпилогом (1847 г.), роман "Асмодей нашего времени" (1858 г.), изданный под псевдонимом В. Кочки-Сохрана, "Марфа посадница или падение Новгорода", драматическое представление в 4-х картинах (1870 г.) - таковы литературные произведения Аскоченского, в которых он безуспешно пытался разрешить те или другие художественные задачи. Некоторый успех (разошлось все первое издание) имел только роман "Асмодей нашего времени", в котором Аскоченский впервые выступил в роли обличителя безнравственности и атеизма русского общества. Гораздо важнее научные труды Аскоченского: не говоря о "Кратком начертании истории русской литературы (1846 г.), составленном из уроков, которые автор преподавал в одном из киевских женских пансионов, и не имеющем научной ценности, следует назвать большое двухтомное сочинение "Киев с древнейшим его училищем - академиею" (1856 г.) и книжку: "История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г." (1863 г.); второй труд является продолжением первого и составлен также, главным образом, по архивным материалам; значительную часть первого сочинения занимают биографии бывших питомцев Киевской духовной академии. В июле 1858 года появился первый номер "Домашней Беседы", которая выходила затем еженедельно и сначала предназначалась для народа (No стоил 5 коп.). С 1859 года формат газеты был увеличен, а программа расширена; с 20-го No 1860 г. появился отдел "Блестки и изгарь", который в продолжение 18-ти лет читался самыми ожесточенными врагами Аскоченского. С едким сарказмом и подчас не без остроумия, под предлогом защиты идей православия против распространившегося в обществе неверия, и консервативных начал против увлечений либерализмом, Аскоченский высмеивал все западноевропейское и новое в науке, литературе, общественной и государственной жизни. В своем обскурантизме и фанатической набожности он дошел, наконец, до того, что заставил охладеть к себе прежних своих приверженцев и поклонников и подготовил свое литературное падение. В начале имевшая успех, "Домашняя Беседа" в последнее время едва влачила существование и на No 45 за 1877 год (5-го ноября) неожиданно прекратилась. В этом появилось следующее "Грустное, но необходимое объявление подписчикам, читателям и почитателям "Домашней Беседы": "Редактор-издатель журнала "Домашняя Беседа" Виктор Ипатьевич Аскоченский, 19 лет послуживший верой и правдой общественно литературному делу в издании "Беседы", которая всегда была врагом духа века сего и стояла крепко на твердой почве св. православия и народности русской, вследствие усиленных занятий, 23-го октября поражен нервным ударом (воспалением в мозгу) и на днях отправлен в больницу. Надежда на скорое его выздоровление довольно сомнительна. И потому как выпуск дальнейших номеров "Домашней Беседы" за текущий год, так и подписка на "Домашнюю Беседу" в будущем 1878 году, впредь до поправления здоровья редактора, прекращаются. Жена редактора, Татьяна Владимировна Аскоченская, в глубокой горести о серьезной болезни ее мужа, который жил единственно трудами издания журнала и теперь, кроме значительных долгов, не оставил ей с четверыми детьми никаких средств даже и к дневному пропитанию, покорнейше просит гг. подписчиков извинить ее больного мужа за недоимку номеров "Домашней Беседы" в текущем году и по христианскому братолюбию помолиться о его выздоровлении, для поддержки его бедного семейства и убитой горестью жены его". Во время редактирования "Домашней Беседы" Аскоченский, между прочим, напечатал отдельными изданиями: "Чтение для православного русского народа", первое издание - в 1860 г., второе - в 1862 г.), "Записки звонаря", "Басни Незамая", "Письма с того света", "Панорама или очерки современной жизни", в 3-х частях, где он перепечатал "Асмодея нашего времени", дополнив его несколькими новыми главами, и, наконец, переводную с польского трагедию И. Коржениовского - "Карпатские горцы". После смерти Аскоченского (он умер, пострадав более полутора лет, в отделении душевнобольных Петропавловской больницы). В "Историческом Вестнике" (1882 г., NoNo 1-9) напечатано, с предисловием Ф. И. Булгакова, извлечение из его обширного "Дневника", веденного с 1835 по 1857 г. Из этого любопытного "Дневника" можно видеть, что обскурантизм Аскоченского объясняется личными житейскими неудачами: до отставки и особенно во время профессорства он был совсем другим человеком. Помимо автобиографического значения, "Дневник" важен для характеристики духовного образования провинции того времени, важен для историка театра и композитора церковного пения (Аскоченский сам написал наголову духовных пьес), для ученого богослова и педагога, которые найдут в нем ценные сведения каждый по своей специальности. По словам Булгакова, "Дневник" представляет целую энциклопедию, какая только доступна силам одного человека". Некрологи: в "Церковном Вестнике" 1879 г. 21 (А. Павловича) и в "Церковно-Общественном Вестнике" 1879 г., No 60. - "Истор. Вестн." 1882 г., январь - сентябрь, "Дневник В. И. Аскоченского", с предисловием и объяснениями Ф. И. Булгакова. - Кратная биография Аскоченского на отдельном листе, дозволенном цензурою 24-го декабря 1864 г. и напечатанном в типографии А. Мюнстера. - В. Аскоченский, "История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819 г.". - С. Венгеров, "Критико-биогр. словарь", т. ², стр. 827-836. {Половцов} Аскоченский, Виктор Ипатьевич - журналист и писатель; родился 1-го октября 1820 года, 18-го мая 1879 года; учился в Воронежской семинарии, к которой вполне приложима мрачная характеристика бурсы Помяловского, затем кончил магистром Киевскую академию в 1837 году и назначен бакалавром по кафедре патрологии; в 1846 оставил профессуру; в 1854 году он основал журнал "Домашняя беседа". - Напечатал: "Историю русской литературы" (крат. очерк, Киев, 1846); "Киев с древнейшим его училищем" (Киев, 1856); роман "Асмодей нашего времени" не имел успеха. Весьма любопытен его "Дневник". См. "Истор. вест.", ст. Ф. Булгакова (1882 г.).
{Брокгауз}