Главная » Книги

Аксаков Константин Сергеевич - О драме г. Писемского "Горькая судьбина"

Аксаков Константин Сергеевич - О драме г. Писемского "Горькая судьбина"


  
   Константин Сергеевич Аксаков
  
   О драме г. Писемского "Горькая судьбина" --------------------------------------
  Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям российской словесности").
  OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru --------------------------------------
  Трудно себе представить более неприятное и даже оскорбительное впечатление, какое овладевает при чтении этой драмы. В драме выведено весьма нравственное лицо, крестьянин Ананий... Отчего же бы, кажется, возмущаться? Кажется бы, - напротив! Но противоречие заключается в самом художественном изображении этого лица, в той полной неискренности, с какою это нравственное лицо представлено, в том глубоком отсутствии внутреннего сочувствия, в том совершенно внешнем отношении, в какое стал к нему художник. В этой драме г. Писемский _показывает_ публике русского крестьянина высокой нравственности. Неправда, отсюда проистекающая на каждом шагу, - мутит душу. Нам невольно вспоминаются и поводильщики медведей, и показывальщики райков, и содержатели великанов и альбиносов {1}. Как будто слышишь такую речь:
  "Вот, господа, дикий человек, русский крестьянин, мужик Ананий, - сел не в свои сани. В Питере купцом быть захотел, в столичном просвещении понаторел, а все ухватки мужицкие имел. А как есть, он мужик торговый, бык здоровый, нрав суровый. (Повернись-ка, Ананий! Видите, господа, какой плотный, а смотрит как дико; борода рыжая.) - А все же он мужик честный, всем известный. И в Питере был, да бога не забыл. (Покажи-ка, Ананий, как ты крестишься. Видите, господа: как и все православные крестятся.) - А и приехав в деревню свою далекую, нашел он себе обиду жестокую. А и хотел бы не мстить-простить, да люди добрые не дали. А и тот Ананий сердца не сдержал, вконец осерчал, жену избил и в сердцах ребенка убил. (Покажи-ка, Ананий, как ты серчаешь. Видите, господа, как он серчает, и зенки выворачивает.) - А все же он, дикий человек, русский крестьянин, - все же он христианин. Укрываючись от людей, душою измаялся, в грехе своем покаялся. Сам людям объявился, в суд пришел - повинился. Себя одного виноватым поставил, всех лютых злодеев своих оправил. Никому боле не мстил, врагов своих простил. (Ну, покажи, Ананий, как ты врагов своих прощаешь. Видите, господа, как он врагов прощает: рукой машет и на лице чувствие.) - Будет, господа! Штука кончена ".
  Вот какого рода впечатление произвела на нас "Горькая судьбина" г. Писемского. Да, горькая судьбина русского крестьянина быть так выводимому напоказ, с такою полною неправедностью изображения. Он, впрочем, и не поддается такого сорта авторам; в руках их не крестьянин, а один только вид его: кафтан, борода, поговорки; но крестьянина самого - здесь нет. - Что же, разве не прощает врагов своих русский крестьянин? Прощает, как мы не смеем простить; но зато мы часто доставляем ему к тому случай, мы упражняем в нем эту высокую добродетель. - Разве русский крестьянин - не нравственное лицо? Самое нравственное во всем мире. - Отчего же мы говорим, что его здесь (в "Горькой судьбине" г. Писемского) нет? Оттого, что нет правды в изображении. Сказать-то нравственное слово немудрено, как скоро язык произносит членораздельные звуки. Но этого еще мало: надо, чтоб была душа слова, чтоб была художественная правда. Здесь этого нет, и Ананий есть натянутая, безучастная фраза, которая тем неприятнее, что сказана о нравственности русского крестьянина. - Мы не вдаемся в подробности, в разбор того, что ни одно лицо в этой "Горькой судьбине" даже непохоже на лицо естественное. Вероятно, иные читатели сами это увидят.
  Нет, кажется, лица с нравственным элементом не удаются г. Писемскому. Калиновичи - другое дело. Калинович - это Дон Карлос г. Писемского {2}. Но зато, при таком Дон Карлосе, нет сил изобразить сколько-нибудь нравственное лицо, и всего менее - русского крестьянина.
  
  
  
  
  
  
  
  
  ПРИМЕЧАНИЯ
  
  
  
  
  "Русская беседа", 1860, т. 7, кн. 19, Смесь, с. 117-118.
  1 Раёк - театр последовательно передвигавшихся, нарисованных на бумажной ленте картинок с соответствующим, часто стихотворным, текстом, преимущественно сатирического характера. Содержатели великанов - так К. Аксаков, с присущей ему иронией, называет предприимчивых организаторов ярмарочных представлений и зрелищ, которые извлекали выгоду даже из людей необычно высокого роста, показывая их как своего рода диковинку природы, наряду с редкими животными, в частности альбиносами. Альбиносы (исп.) - беловатые; так называют животных и птиц, которые отличаются от остальных представителей своего класса или вида подчеркнутою белизною кожи, шерсти или оперенья, а также краснотою глаз, что вызвано недостатком или отсутствием у них пигмента - вещества, придающего соответствующую окраску тканям и шерсти животных, перьям птиц, а также растениям.
  2 Калинович - герой повести Писемского "Тысяча душ"; Дон Карлос - герой одноименной трагедии Ф. Шиллера.

Другие авторы
  • Леонов Максим Леонович
  • Суворин Алексей Сергеевич
  • Мирбо Октав
  • Кавана Джулия
  • Старостин Василий Григорьевич
  • Гладков А.
  • Де-Пуле Михаил Федорович
  • Аппельрот Владимир Германович
  • Моисеенко Петр Анисимович
  • Карамзин Николай Михайлович
  • Другие произведения
  • Толстой Лев Николаевич - Религия и нравственность
  • Лейкин Николай Александрович - Из эпохи последней турецкой войны
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Песни мстителя
  • Надсон Семен Яковлевич - Переводы, выполненные совместно с М. А. Российским
  • Андреевский Сергей Аркадьевич - Д. П. Святополк-Мирский. Адвокаты-литераторы
  • Короленко Владимир Галактионович - Новейшая русская история по В.В. Шульгину
  • Куприн Александр Иванович - Сны
  • Быков Петр Васильевич - Н. И. Чернявский
  • Соловьев Юрий Яковлевич - Воспоминания дипломата. 1893-1922
  • Тургенев Иван Сергеевич - Странная история
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 614 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа