Главная » Книги

Аксаков Константин Сергеевич - Народное чтение. Книжка первая. Спб., 1859

Аксаков Константин Сергеевич - Народное чтение. Книжка первая. Спб., 1859


  
  
  Константин Сергеевич Аксаков
  
   Народное чтение. Книжка первая. Спб., 1859 --------------------------------------
  Аксаков К. С., Аксаков И. С. Литературная критика / Сост., вступит, статья и коммент. А. С. Курилова. - М.: Современник, 1981. (Б-ка "Любителям российской словесности").
  OCR Бычков М.Н. mailto:bmn@lib.ru --------------------------------------
  Предпринято целое издание, чтобы озарить ум народа светом образованности, - издание, в котором просвещенные люди снисходительно сообщают своим непросвещенным меньшим братьям новые для них истины и так благодушно применяются даже в языке своем к народному языку. Я, право, не знаю, чего еще желать? Как должен быть счастлив русский народ! Какие заботы, какие просвещенные заботы великодушно принимает на себя наше образованное общество о народе. Хотят избавить его даже от труда самому выбирать книги, а готовят книгу собственно для его употребления, так что тут собрано все для него полезное и приятное. В своем глубоком снисхождении к народу г-да великодушные литераторы долго жуют предварительно пищу и предлагают народу уже жеванное.
  Чтение для народа! По нашему мнению, уже в этой мысли лежит ложь. Что же народ - разве особенный отдел людей? Почему же для него и не существует общего чтения, как для всех людей вообще, а изготовляется нарочно _чтение народное_? Почему "История" Карамзина, "История" Соловьева, "Путешествие", например, Головнина, "Юрий Милославский" {1} и пр. и пр. - не народное чтение? И что это за чтение по сословиям? Но ведь в то же время у вас нет чтения дворянского, нет чтения купеческого: отчего же существует у нас чтение народное? Или вы на народ смотрите, как на малолетних детей, и - как детское чтение, - так выделяете и народное чтение? "Наше общество образованно, а народ находится в невежестве", - говорите вы. Неужели вы не знаете, что масса сведений сама по себе ничего не значит и что шкап, наполненный самыми умными книгами, нисколько от того не выигрывает и сам умным не становится, что, следовательно, вся сила в том, какое изменение производит масса сведений в принявшем ее человеке, как он усваивает ее, как ею пользуется? Неужели не знаете вы, что масса сведений, положенная в голову человека, сама по себе еще нисколько не дает право на совершеннолетие, что есть дети-скороспелки, перенявшие не только сведения, но и приемы ученого рассуждения о высоких и просвещенных предметах, и что все они - дети, и вдобавок жалкие дети? Ученый ребенок все остается ребенком; напротив того, человек не ученый, лишенный возможности обогатить себя сведениями, но умственно самостоятельный, выросший в жизни действительной, в труде, борьбе и лишении, может быть человеком совершеннолетним при всем своем (к сожалению) недостатке сведений; и наоборот, в сравнении с ним, человек с богато начиненной головой, но с детским, пришибленным и запуганным умом, - является очень несовершеннолетним человеком, различающимся от действительного ребенка только тем, что ребенку еще предстоит вырасти в самом деле быть совершеннолетним, а этому господину достигнуть совершеннолетия - плохая надежда.
  Точно в таком положении находится наше, так называемое, образованное общество при всей массе своих сведений и при отсутствии (безделица) труда самостоятельной мысли, не имеющее под собою никакой действительной почвы, доселе робко, подобострастно поглядывающее на своего учителя, доселе не решающееся _сметь свое суждение иметь_. Сравнение неверно будет разве в том, что масса сведений, которою удручена наша просвещенная публика, не составляет еще такого исполинского невыносимого бремени: в этом отношении, скапать правду, далеко нашему обществу до своего учителя {2}. И вот, оторванное от народа уже полтораста лет, полтораста лет лишь подражательно, наружно отражавшее на себе развитие других народов, полтораста лет не знающее самостоятельной деятельности, - просвещение наше вздумало просвещать простой народ и для этого выдает _народные_ книги. Низводя крестьянина, это действительное, серьезное лицо в современной России, на степень "милых детей", общество наше с важностью преподает ему уроки и сочиняет, для него исключительно, _особые_ книги, которые для употребления образованного общества, конечно, не годятся, ниже его, - но зато именно для народа хороши!..
  Повторяем: народ имеет право на все чтение, на все выходящие книги. Представьте ему самому выбор. Не беспокойтесь: он не возьмет книги для себя темной (по современному количеству его сведений), точно так же как нематематик не возьмет книги о дифференциалах, интегралах, нефилолог не возьмет Боппа {3} и т. д. Когда пишешь о каком бы то ни было предмете, - пишите _для всех_; когда пишете, думайте о самом предмете и имейте в виду, чтоб он был написан _общепонятно_, а не то, чтобы _понятно для народа_. Отбросьте эту оскорбительную цель. Не пишите для народа. Что будет общепонятно - поймет, поверьте, и народ. Во всяком случае _народных_ книг народ, без принуждения, читать не станет. Вместо того, чтоб писать какие-то сочинения исключительно для народа, пусть лучше литература наша постарается быть народною: тогда она сама станет истинно на высокую и действительную степень, и для всего народа сделается доступною; тогда, конечно, не нужно будет хлопотать о книгах для народа, как вы теперь хлопочете. <...>
  
  
  
  
  
  
  
  
  ПРИМЕЧАНИЯ
  
  
  
  
  "Парус", 1859,  1, с. 15-16;  2, с. 30-31. Окончание опубликовано не было: на этом номере газета была закрыта. Печатается в сокращении.
  1 Имеются в виду "История государства Российского" Н. М. Карамзина, "История России с древнейших времен" Соловьева С. М. (1820-1879); книги Головкина В. М. (1776-1831) - "Путешествие российского имп. шлюпа "Диана" из Кронштадта в Камчатку, совершенное под начальством флота лейтенанта (ныне капитана 1-го ранга) Головнина в 1807, 1808 и 1809 г." (ч. 1-2, Спб., 1819); "Записки флота капитана Головнина о приключениях его в плену у японцев. В 1811, 1812 и 1813 годах. С приобщением замечаний его о японском государстве и народе" (ч. 1-3, Спб,, 1816); "Путешествие вокруг света, совершенное на военном шлюпе "Камчатке" в 1817, 1818 и 1819 годах флота капитаном Головниным" (ч. 1-2, Спб., 1822), а также роман Загоскина Н. М. (1789-1852) "Юрий Милославский, или Русские в 1612 году".
  2 Имеется в виду Запад.
  3 Бопп Франц (1791-1867) - нем. лингвист.

Другие авторы
  • Козлов Василий Иванович
  • Венгеров Семен Афанасьевич
  • Христофоров Александр Христофорович
  • Привалов Иван Ефимович
  • Тан-Богораз Владимир Германович
  • Нарежный Василий Трофимович
  • Леопарди Джакомо
  • Львов Николай Александрович
  • Смирнов Николай Семенович
  • Белый Андрей
  • Другие произведения
  • Платонов Сергей Федорович - С. Ф. Платонов: биографическая справка
  • Мордовцев Даниил Лукич - Великий раскол
  • Достоевский Федор Михайлович - Роман в девяти письмах
  • Бальмонт Константин Дмитриевич - Н.А. Богомолов. К истории лучшей книги Бальмонта
  • Воровский Вацлав Вацлавович - В кривом зеркале
  • Гаршин Всеволод Михайлович - Сигнал
  • Глебов Дмитрий Петрович - К счастливцу-мудрецу
  • Эркман-Шатриан - Реквием ворона
  • Аксаков Иван Сергеевич - О расколе и об единоверческой церкви в Ярославской губернии
  • Стивенсон Роберт Льюис - Избранные стихотворения
  • Категория: Книги | Добавил: Ash (10.11.2012)
    Просмотров: 564 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Форма входа